Проблемы межличностных отношений – решает ли их одиночество? Психология межличностных отношений и... Анатоль Франс
Благочестивый тюремщик: психология межличностных отношений
Часть первая... У французского гения – Анатоля Франса (к сожалению, мало читаемого в России) есть рассказ о прогрессивном начальнике тюрьмы, который проводил в жизнь три своих любимых убеждения:
-
Страдание – это благо. (Так учит христианская религия);
-
Одиночное заключение – это благо (нечего общаться с преступниками, отвлекаясь от исправления!);
-
Человек в принципе никогда не может остаться один, потому что рядом с ним – незримо, всегда пребывает Господь.
***
Всё это так. Господь действительно пребывает рядом с каждым из нас в каждую минуту нашей с вами жизни...
Но... правильные ли выводы сделал из этого факта мистически настроенный тюремщик-христианин?
Как пишет Анатоль Франс, почему-то на практике – все преступники, посаженные благочестивым тюремщиком-мистиком в камеры-одиночки – в самом скором времени «либо превращались в идиотов, либо сходили с ума».
И это, конечно, не потому что нет Бога. Потому что у Бога нет других рук, кроме твоих.
(Я думаю, вы уловили тонкую грань между двумя состояниями – идиот и сумасшедший. При одном состоянии– интеллект угасает, при втором, к сожалению, нет).
Человек, повёрнутый спиной к социуму, рискует впасть в одно из этих двух состояний.
Часть Вторая
Но у Анатоля Франса было же два тюремщика. И теперь пришла очередь поговорить о втором.
Второй тюремщик
Второй тюремщик (мы к сожалению не знаем его религиозных убеждений и глубины мистического опыта) был человечнее, а значит – нравственнее.
Что такое нравственность?
Нравственность – это когда ты оставляешь свои (свои ли?) высокие, холодные, абстрактные принципы, коими ты собирался руководствоваться в жизни.
Оставляешь эти принципы, и – начинаешь без презрения и брезгливости всматриваться в конкретных живых людей, пытаясь (по мере возможности) просто облегчить им их страдания, когда они страдают.
«Пытки молчанием они не выдержат!»
У второго тюремщика под началом была небольшая женская тюрьма. Проводя гостей по своим владениям, тюремщик заметил, что устав тюрьмы, спущенный ему начальством сверху, запрещает арестанткам разговаривать друг с другом во время совместных работ. Тем не менее, арестантки шили простыни и явно разговаривали – вернее, жужжали тихо, как пчёлы. Не останавливаясь ни на секунду... Гости тюрьмы попросили разъяснить дело.
«Посмотрите на эти решётки, – сказал начальник женской тюрьмы, – вы же видите, что они у меня деревянные. Будь здесь хотя бы десяток заключённых мужчин, клянусь, эти решётки не выдержали бы и недели. Но эти сто женщин никуда от меня не бегут. Почему?
Я собрал их и сказал: «Новый устав запрещает вам разговаривать друг с другом во время работ. Но что это значит на деле? Это значит, что надзирательница, которая пьёт чай в соседней комнате, не должна слышать, как вы разговариваете.
Клянусь, если она услышит, как вы болтаете и доложит мне, я вынужден буду посадить вас в карцер за грубое нарушение устава, за болтовню!»
«Пытки молчанием они не выдержат» – добавил после небольшой паузы человечный тюремщик.
Психология межличностных отношений и «гендерный аспект»
Можно сколько угодно презирать женщин за то, что они любят «почесать языками», но если вы не будете учитывать эту их особенность как психолог, как руководитель или как муж – вы не увидите своих деревянных решёток.
Одно из врождённых различий между мужчинами и женщинами таково:
-
мужчины стремятся заниматься деятельностью, связанной с охотой,
-
женщины – с воспитанием. (Неважно при этом, кого они будут воспитывать).
Ясно, что воспитывают – мудрыми целительными словами. Ясно, что на тигра не идут с красноречивым докладом.
Посему с раннего детства девочки сами развивают у себя тягу к:
-
всевозможным словесным играм,
-
и к прочему, что шлифует навыки межличностного взаимодействия.
Мальчиков же слов не любят, но их за уши не оттянуть от оружия и инструментов, от активных игр с поломанными стульями – и в итоге от борьбы – до драки, до разбитого носа.
***
Гуманный человечный тюремщик Анатоля Франса не был психологом и не читал труды когнитивных бихевиористов. Но его доброе сердце помогло ему как-то самому догадаться, что женщин не нужно мучить, запрещая им разговаривать.
То же можно сказать и в отношении людей, уверовавших в спасительную силу одиночного заключения – для себя ли, для других, или так, вообще...
Человек, который не общается со своими собратьями, превращается в идиота или сходит с ума. Ему необходимо общество себе подобных, даже несовершенных, даже если эти «себе подобные» имеют каждый – по хорошей уголовной статье... Уж какие есть... Мы-то сами не лучше, раз обретаемся с ними по одному адресу.
Вот вам и психология межличностных взаимоотношений. Будьте человечнее. К себе и к другим. Пытки молчанием не выдерживает никто из нас.
Елена Назаренко
Рада пригласить всех вас на сайт нашего психологического центра "1000 идей" live-and-learn.ru, где собрано около тысячи прикладных и, как мне кажется, полезных психологических статей.
Прошу также обратить внимание на наши разработки - психологические мобильные приложения для самопознания и саморазвития!
Это интересно
+7
|
|||
Последние откомментированные темы: