Синдром предков, генограмма, семейные расстановки или «Что такое – «я – русский!»»? ..Психология нации, Достоевский и Иванов.
Ни для кого уже не секрет, что всем нам приходится оплачивать «долги» наших предков, поскольку мы все являемся – лишь «звеньями в цепи поколений», как заметила французский психолог – Анн Анселин Штуценбергер, автор таких важных терминов современной психологии как:
-
«синдром предков»,
-
транс-генерационные связи
-
и «геносоциограмма».
Не секрет для нас и то, что всем нам приходится оплачивать долги не только «наших личных предков», но и шире – долги наших – общих предков, я имею в виду – страну, территорию и её историю с её «ошибками».
(Этим вопросом занимается самое современное направление в психологии – психология нации).
Всё, что было не со мной – помню
Да, современные психологи уже давно ввели в оборот такие понятия как:
-
«коллективная вина»,
-
«коллективное покаяние непричастных»,
-
и психология нации.
Исследуя сны и неврозы некоторых «обычных людей» (тех самых «непричастных» немцев в исследованиях, которых больше всего) психологи пришли к убеждению о том, что есть такие неприятные травмирующие пласты, в которые попадает человек, которые же, однако, не относятся:
-
ни к его личному Оно – бессознательному,
-
ни к его личным предкам, его Роду,
-
ни – шире – к Коллективному бессознательному человечества вообще.
Эти пласты – незавершённые гештальты вопиющих к небесам преступлений, совершённых на этой земле, не вот этим конкретным человеком и даже не его дедушкой, а в целом – теми автохтонами, той культурой и той нацией, к которой данный человек себя относит – сознательно или даже лучше – бессознательно.
По праву языка, по праву рождения на этой земле (по праву почвы), по праву религии, по праву национальной традиции, или же по праву крови, родственной связи.
К данной «нации» каждый из нас «приписан», привязан какими-то привязками.
Человек может не смотреть фильмов про войну и не читать книг – и вообще быть безграмотным, но по ночам его будут преследовать особые сны; и его неврозы – будут показательны: человек страдает «за того парня».
Здесь очень важно оговориться. Это заметил ещё Пелевин. Некоторые люди инстинктивно открещиваются от таких вот «наследств», чтобы, как водится, «не вступать вместо наследства в одни долги». Но психология – хитрее. Она преследует «безродных космополитов» особенно жёстко, «напоминая» им невовремя во снах – кто они и чьи они наследники!
Происходит это так.
Вы можете относить себя к атеистам, к «буддистам» или к «индуистам»: и поклоняться Стиву Джобсу, будде-Майтрейе или Ганеше. Вы можете эмигрировать и натурализоваться. Но – поскреби русского, найдёшь татарина! В самой глубокой глубине вы будете молиться Николе Угоднику, как ваша прабабушка Даша, – и это и есть ваш истинный зов предков, ваша принадлежность к Роду. Я вас умоляю, какой Ганеша?
«Война кончится, когда будет похоронен последний убитый»...
Помните эту формулу? Её сочинили не психологи, которые занимаются «психологией нации» или «синдромом предков», всё это витало в воздухе уже давно.
Есть даже институализированная практика на уровне государств – как «похоронить последнего убитого». Как снять коллективную вину с нации, с конкретной культуры. Как убыстрить «коллективное покаяние непричастных».
Если какая-то страна запятнала себя коллективными массовыми репрессиями, у неё есть три обязанности:
-
провести официальную реабилитацию всех жертв (возвращение доброго имени),
-
произвести реституцию (возврат реквизированной частной собственности наследникам),
-
илюстрацию (если проще, то изгнание из власти бывших власть имущих несмотря на их управленческие таланты и опыт).
Наша общая генограмма или что означает: «Я – русский»?
Но есть ещё одна важная вещь, без которой всё это не работает. Говоря, «я – русский», надо знать – «а как это»?
Относя себя к какой-то культуре или нации, мы должны хорошо представлять себе – как она вообще выглядит, наша нация, какова «типичная семья» для нашей культуры.
Мы должны увидеть чётко – наш типичный «семейный портрет в интерьере»...
Если пользоваться языком современной психологии, мы должны построить, нарисовать и увидеть – геносоциограмму нашей русской (российской) Семьи.
Повторю, генограмма (геносоциограмма) – это схематическое изображение семьи.
В нашем случае меня интересует – схематическое изображение типичной – архетипичной российской семьи. Семьи, из которой выходят русские люди или становящиеся таковыми.
Мы будем строить геносоциограмму не для себя, не «из своих дедушек», а – шире, а – «вообще».
Те, которые в сознательном состоянии едут на Гоа, зажигают благовонные палочки и молятся Ганеше, а в критическую минуту читают молитву «живые помощи», должны особо заинтересоваться этой темой.
Те, кто любит толковать о своих предках – виленских раввинах, а сами:
-
кричат «интеллигенция и народ!»,
-
мечтают побить каждого, кто оскверняет «великий язык Пушкина»,
-
и плачут оттого, что «не читают сегодня дети Некрасова»
– пусть тоже «запишут себя в русские», потому что уже давно пора. Они выбрали родину – Идеальную Соборную Душу России.
Ну а тех, «которые – атеисты», их даже спрашивать никто не будет «в какой вагон сядете?», потому что в эфирном над-мирье идти им просто будет некуда, если их не возьмут в Россию.
Ведь бездомных в над-мирье не бывает. Потому что – «Бытие есть, а небытия – нет».
Системные расстановки у Достоевского
Собственно, я хотела сказать о том, что геносоциограмма обобщённой русской семьи – описана в романе Ф.М. Достоевского: «Братья Карамазовы».
Если мы хотим работать с геносоциограммой как с инструментом познания себя и своих проблем и перспектив, (тянущихся из психологии нации), необходимо читать роман Достоевского «Братья Карамазовы», рассматривая его как общую геносоциограмму типичной русской семьи.
Ну а точнее, прежде чем читать (или перечитывать) «Братьев Карамазовых», всем, кто хочет увидеть в романе именно – генограмму, я советую проштудировать ещё одно произведение, философскую статью.
Итак,
Пролегомены к «Братьям Карамазовым»
Возьмите, пожалуйста, статью Вячеслава Иванова, которая называется так:
«Лик и личины России. К исследованию идеологии Достоевского».
Для того, кто просто хочет понять роман «Братья Карамазовы» – это маст рид.
Для того, кто интересуется системными семейными расстановками, «синдромом предков» и геносоциограммами – это маст рид.
Для того, кого интересует психология нации на предмете – «Россия», Братья Карамазовы и объясняющая их статья Иванова – обязательное чтение.
Вот такая расстановка предков. Встретимся в обсуждении!
Елена Назаренко
Рада пригласить всех вас на сайт нашего психологического центра "1000 идей" live-and-learn.ru, где собрано около тысячи прикладных и, как мне кажется, полезных психологических статей.
Прошу также обратить внимание на наши разработки - психологические мобильные приложения для самопознания и саморазвития!
Это интересно
+5
|
|||
Последние откомментированные темы: