Техника рефрейминга построена на том, что родители хвалят своего ребёнка даже за его недостатки, обращая эти недостатки в достоинства
Для начала короткая притча: «Заяц и улитка».
«Я бегаю лучше всех!»- сказала Улитка Зайцу,- «Я всегда обгоняла своих братьев и сестёр, и поэтому мой дедушка души во мне не чаял!» Заяц с завистью подумал: «Ах, если бы я мог то же самое сказать о себе...»
Маленький секрет грамотной похвалы
Этот секрет заключается в одном простом запрете. Запрете на союз ЗАТО. «Пусть ты и плохо учишься, зато маме помогаешь». «Хоть у тебя зубы и кривые, зато улыбка приятная». Такие похвалы, которые нередко можно услышать и от доброжелателей, являются замаскированным унижением и порождают исключительно комплекс неполноценности. Как заметила одна грустная чеховская героиня: «Когда подразумевают, что девушка - дурнушка, ей почему-то всегда говорят о том, какие у неё прекрасные глаза и красивые волосы»
Вот уж воистину верно замечено: «От мудреца прими и яд, из рук глупца - не принимай бальзама». Такая похвала бьёт в её жертву по принципу поговорки: «Метил в ворону, попал в корову». Представьте только себе этого недотёпу-крестьянина, который выбежал с берданкой в свой огород, чтобы спугнуть с растущих злаков ворону, а выстрелил в корову-кормилицу...
Похвала - это естественная и спонтанная психотерапия, благодаря которой у человека вырастают крылья. Вот почему мудрые родители хвалят своего ребёнка даже за его недостатки, обращая эти недостатки в достоинства.
На этом принципе построена и техника рефрейминга. Что есть рефрейминг, как не попытка посмотреть на негативное событие под позитивным углом? Фокус в том, что как только мы приучаем себя переименовывать вещи, воспринимаемые негативно по привычке, заданной шаблонным мышлением, в нашей жизни всё меняется к лучшему.
Все мы помним игру в негативный рефрейминг из бессмертной комедии Лопе де Веги «Собака на сене». Я напомню Вам этот ряд:
Если вы на женщин слишком падки,
В прелестях ищите недостатки.
Станет сразу все намного проще.
Девушка стройна, мы скажем - мощи.
Умницу мы наречем уродкой,
Добрую объявим сумасбродкой,
Ласковая? Стало быть, липучка!
Держит себя строго? Значит, злючка!
Назовем кокетливую - шлюхой!
Скажем про веселую - «Под мухой!»
Пухленькая? Скоро лопнет с жиру!
Щедрую перекрестим в транжиру.
Ну а бережлива? Окрестим в сквалыгу.
Если маленькая? Ростом с фигу!
Если рослая - тогда верзила.
Через день глядишь - любовь остыла...
Искать в недостатках своего ребёнка прелести... Идея, которая лежит в основе этого поведения настолько не нова, что и повторять-то её как-то совестно - «стакан не наполовину пустой, а наполовину полный». Все это помнят, да, но... Здесь в силу вступает функциональная неграмотность - то есть, неумение применять на практике теорию, лежащую в голове мёртвым грузом.
Вернёмся к Улитке и Зайцу, которых мы оставили в самом начале статьи. Однажды мне был задан вопрос: «А как почувствует себя счастливая Улитка на международных соревнованиях по бегу?» И Вы знаете, ответ пришёл ко мне сразу, и это были слова Рене Декарта.
«Кто медленно ходит - быстрее продвигается вперёд, если идёт по верной дороге, чем тот, кто бежит быстро, но по ложному пути». Задумайтесь, какой путь может избрать для себя ребёнок, которого не хвалят его собственные родители?
А Вы хвалите своих детей? Верной дорогой идёте, товарищи!
Елена Назаренко
Рада пригласить всех вас на сайт нашего психологического центра "1000 идей" live-and-learn.ru, где собрано около тысячи прикладных и, как мне кажется, полезных психологических статей.
Прошу также обратить внимание на наши разработки - психологические мобильные приложения для самопознания и саморазвития!
Это интересно
+8
|
|||
Последние откомментированные темы: