психологическая игра-тренинг при ухудшении психологического климата в группе
Эта психологическая игра - отличный тренинг, который пригодится и воспитателю и педагогу (особенно в работе с подростками) и, разумеется, обыкновенному психологу, и большой дружной компании «друзей и товарищей», которая ещё любит играть в игры, той компании, которая внезапно почувствует, что сама незаметно для себя немного перестала быть... «дружной».
Что ж, такое бывает со всеми группами, кризисы и ухудшение психологического климата - там, в живых группах - вещь нормальная. Вот только нужно эти кризисы вовремя замечать и работать с ними профессионально, грамотно. Я предлагаю Вам одно из лучших психологических тренинговых упражнений на эту тему.
Помимо прочей ценности, главную, однако, ценность этого упражнения я вижу в том, что данное психологическое упражнение-игра может проводиться БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОДИН РАЗ, никак не теряя своей новизны и актуальности, чего не скажешь о многих групповых упражнениях, которые мгновенно раскрывают свой секрет, исчерпывают свой ресурс и которые поэтому можно провести с данной группой только один раз или же, по крайней мере, не чаще одного раза в год.
В детских, подростковых коллективах (например, в пионерских лагерях) дети, узнав один раз, начинают так любить эту игру, что требуют проводить её с ними каждый день и даже в последствии проводят сами, без уставшего воспитателя, и игра эта им не надоедает. Что удивительно...
Игра эта - короткая и эмоционально-ёмкая. (Больше 15 минут не затягивайте, потом сразу же начинайте шеринг (обсуждение).
Применяется она в тех группах, в которых эмоциональные реакции её участников оказываются по какой-то причине крепко «заблокированными».
Ситуация такова. Люди хотят донести до других членов группы либо негативную («Ты меня достал») либо позитивную («Ты мне нравишься») информацию, но по разным причинам сделать этого не могут.
Чаще всего такой «эмоциональный затык» происходит как раз в группах подростков. Почему, спросите Вы?
А я Вам отвечу «почему». Но Вам не понравится. Дело не в том, что подростки как-то особенно «заблокированы» по сравнению со взрослыми, а взрослые «эмоционально разблокированны». Нет... Дело в том, что у подростков просто ещё есть, что блокировать, у них есть собственно, живые эмоции, эмоции по отношению друг к другу. У взрослых, как правило, эмоций по отношению к людям либо не остаётся (эмоциональная скупость, эмоциональное равнодушие) либо эмоции у взрослых накрепко загнаны вглубь, отражаясь только в телесных блоках, искорёживая тело взрослого человека, как некую сосну, выросшую на морском утёсе.
В обоих случаях эта психологическая игра будет полезна.
«Фишка» упражнения-игры «Психологический мяч» в том, что оно позволяет «оставаться инкогнито», говорить «загадками», не проговаривать вслух то, что трудно или невозможно проговорить по разным причинам, но всё же - говорить.
Эта психологическая игра не родилась на пустом месте. Её прямыми предшественниками являются ныне позабытые условные «бессловные» языки - язык веера, язык мушек, язык живых цветов, украшавших бутоньерками наряды светских людей былых времён.
В нашей же психологической игре (мы идём в ногу со временем!) мы используем мяч - любимый инструмент психолога, психотерапевта, педагога. В эту игру можно, кстати, играть и всей семьёй - родителям и детям, особенно, когда детей в доме - несколько и они конфликтуют друг с другом.
Переходим к описанию психологической игры
Мы собираемся в кружок и садимся на пол. Наша задача - выразить друг другу свои чувства. У нас есть Волшебный Мяч. Он умеет понимать наше послание и точно передавать его тому, кому оно предназначено.
Первый (Тот, кто вызвался быть первым) берёт в свои руки Волшебный Мяч и сообщает мячу своё послание, адресованное задуманному человеку...
Это послание должно быть без слов (невербальное).
Вы можете сжать мяч что есть силы, погладить его, ударить рукой, откатить от себя в сторону... Вы можете поговорить с мячом (опять же, без слов), так, как дети разговаривают с куклой: погрозить мячу пальцем, покачать головой, «смотря мячу в глаза»...
Пока первый игрок «общается» с мячом, передавая ему сообщение для другого человека, все собравшиеся в кружок внимательно наблюдают за этой пантомимой с целью угадать: кому предназначается это конкретное сообщение.
Каждый из нас пытается угадать: «Не я ли?..»
Если человек угадан (можно перебирать только имена), то первый игрок молча
- подкатывает
- бросает,
- или передаёт из рук в руки мяч угаданному адресату.
Что делает адресат «письма»?
Адресат, получив свой мяч, должен побыть с этим мячом какое-то время, пытаясь угадать: что же зашифровано в этом послании?
Через несколько секунд он возвращает мяч на место - в центр круга. Мяч берёт следующий по ходу круга игрок.
Чего делать нельзя:
В ходе этой психологической игры нельзя
- разговаривать (нужно сидеть молча, почти священнодействуя при помощи тишины),
- строить вслух догадки о том, «что он хотел сказать»,
В момент игры каждый переживает очень важные вещи: свои опасения, надежды, догадки и прозрения.
Нельзя отвлекать человека в этот момент, спугивать эту серьёзную внутреннюю психологическую работу репликами с места.
***
Лишь только после того, как последний игрок передаёт мячу своё сообщение, и адресат будет угадан, лишь после этого пауза нарушается, даётся команда «вольно» и начинается шеринг - свободный обмен мнениями.
Лучше всё-таки если шеринг тоже будет введён в рамки. Поэтому, начинаем обсуждение с того человека, который был первым адресатом первого игрока, далее - по очереди. Каждый участник игры отвечает на следующий ряд вопросов:
- Что по моим догадкам сообщил мне мяч? (На этот вопрос адресат получает ответ «да» или «нет» от своего «корреспондента»),
- Соглашусь ли я с тем, что было мне сказано, как я был оценен?
- Удивлён ли я тому, что здесь понял?
- Как я себя сейчас чувствую?
Ценность вопроса «Как я себя чувствую?» в свете важности умения строить «Я-Высказывания»
Обратите внимание на то, что в любой психодраме (а это упражнение - психодрама) вот этот последний вопрос («Как я себя чувствую?») отнюдь не является праздным и «никаким». С точки зрения психологии такое вот «Я-высказывание» чуть ли не самая главная фраза, которая должна звучать в любом общении вообще, а не только в контексте игры, на психодраме, как часть сценария.
Поэтому не пренебрегайте ценностью этого вопроса - учитесь сами и учите других
- а) Выражать свои эмоции,
- б) Серьёзно относиться к выражению чужих эмоций, быть внимательным слушателем.
И пусть тайное станет явным, но - 1) в игровой форме и 2) под присмотром опытного педагога.
Как вы помните, это психодраматическое упражнение представляет собой «немую» пантомиму или «игру в молчанку».
В ходе этой психологической игры нельзя:
- разговаривать (нужно сидеть молча, почти священнодействуя при помощи тишины),
- строить вслух мерзким голосом догадки о том «а, всё, я поняла – чаво она хотела этим сказать».
В общем, мы как бы играем в игру «Я маленькая балерина»...
«Всегда нема, всегда мила. И скажет больше пантомима, чем я сама!»
Однако, вместо мячика, мы с вами возьмём колоду карт "1000 Дорог". Там ведь изображены целые театральные сценки, и тоже пантомимические.
А мы тут, взяв в руки колоду психологических карт, имеем сразу два сильных преимущества пред традиционной игрой с мячиком:
- во-первых, вам не нужно уметь быть «Актёр Актёрычем», не нужно уметь талантливо и эмоционально «играть спектакль» с немым предметом в руке, как Гамлет с черепом Йорика или Айседора с шарфиком. Это не каждый сумеет, – этюды студенческие отыгрывать.
- во-вторых, Вы просите не мяч в руки, а подсказку случайной карты, и тогда Юнг вместе с Коллективным Бессознательным при участии феи Синхронии вам изо всех сил помогают – подкидывая ВНЯТНЫЕ месседжы.
Что же это нам даёт? А тоже две вещи:
- во-первых, всегда можно сказать другу: «Это не я про тебя так думаю, а случайная карта задала нам вектор беседы на тему «ТЫ ВОТ ТАКОЙ», так что не обижайся»,
- во-вторых, получив некую вообще странную карту на тему «Света Сидорова», вы, друг, включаете МОЗГ, чтобы выкрутиться и получить озарение (чего это вдруг такая карта) – а это всегда полезно – включать мозг и получать озарения.
КАК ИГРАТЬ В ЭТУ ИГРУ С КОЛОДОЙ "1000 ДОРОГ"?
Наверное, вы уже всё и сами поняли. Это – элементарно. То же, что и с мячом, плюс несколько новых бонусов:
- Вы задумали человека (Света Сидорова),
- Вы вытащили одну спонтанную карту,
- вы сами подумали над этой картой и экспромтом придумали – что же вам нужно «сказать» Свете, (не то, что вы хотели, а что КАРТА подсказывает)
- вы показали эту карту всем в кружке,
- а потом вы сыграли совсем крошечную пантомиму, тыча в карту пальцем: то улыбаясь, то хмурясь, то роняя слёзку, то кого-то поглаживая, то кому-то грозя пальцем, то совершая иные узнаваемые немые движения, – вроде копания земли лопатой или поливки цветочка...
- В качестве альтернативы вы можете порисовать как глухонемой в кафе: взять дополнительный блокнотный лист и карандашами набросать в полной тишине ваши комментарии и исправления к карте – что-то зачеркнуть, гневно замулевать, что-то туда добавить...
- Ваш кружок всё так же пытается угадать – кому же этот месседж предназначен – «мне мне ли, Господи?»
- А потом режим тишины ломается (после последнего и грока) и начинается громкий словесный шеринг).
Видите, как всё просто и одновременно – насколько это более продуктивно?
***
Если вам надоест игра с колодой "1000 Дорог", вы можете сыграть в ту же игру по тем же правилам, но уже с колодой "1000 Жизней". У этой игры будет совсем другой, интересный привкус, и она покажется вам чуть-чуть сложнее. Перед вами большая ответственность, которая потребует такта.
Карта, которую вы вытащите, как-то назовёт этого человека!!! А вы же знаете детскую мудрость:
«Кто как обзывается, тот так и называется!»?.
Поэтому вам придётся чуть дольше и филиграннее подумать:
- почему Свете Сидоровой (от меня) именно вот эта карта-название выпала,
- как это ВНЯТНО объяснить себе и всем остальным,
- какая в этом может быть польза: для сплочения всех нас, польза отдельно для меня и отдельно для Светы, и польза для нашего психологического оздоровления,
- как это можно преподнести, чтобы Света не обиделась на меня... или – не посмеялась надо мной,
- как лаконично и остроумно построить пантомимку или же (что будет лучше всего в данном сложном случае) объяснительный рисунок-почеркушку на блокнотном листике.
И наконец, пожалуйста, не забывайте вот что...
Играйте в тишине! Тишина создаёт атмосферу нуминозности и стимулирует креативность!
Устраивайте громкий шеринг-обсуждение не после всей игры, а после КАЖДОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ каждого отдельного человека. Ведь все захотят разгадать вашу шараду – по горячим следам!!!
Узнать больше о психологических картах и приобрести их можно в нашем официальном интернет-магазине
Елена Назаренко
© www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"
Авторская разработка центра - методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее...
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: