Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
18821 участник
Администратор Татьяна Никитина
Администратор Berny
Администратор Елена


Модератор 1000 идей
Модератор kvn56

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20241226112727

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Образ народного «Ильи-пророка» в современной массовой культуре или теодицея от «Доктора Кто»

   

Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка...

 

Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня?

Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков...

 

«Илья-пророк – целый час уволок»...

Так уж случилось, что Илья-пророк нежданно-негаданно, ещё с давних времён, стал самым любимым фольклорным (то есть, – народным) сказочным персонажем – народ его как-то сразу понял и... полюбил. Вернее будет сказать – «зауважал». Потому что «полюбить» Илью – трудно...

Про Илью-пророка испокон веков сочиняли устные былички в стиле «немного хоррор», жития и душеспасительные апокрифические легенды, (больше смахивающие на анекдоты школьников про Василия Ивановича и Петьку).

Почему же народ относится к Илье как к «своему», тепло? Почему он так самобытно «полюбил» именно Илью-пророка?..

Как получилось, что только этот ветхозаветный мифологический персонаж – один, шагнул куда далеко за рамки текста Библии и распространился не только в поле «церковно-духовного жанра», но и ещё дальше – вплоть до жанров, вообще не имеющих никакого отношения к теме «религиозность»?..

(Ведь согласитесь, что известное многим фольклорное замечание из корпуса хозяйственно-календарных «примет» вряд ли кто-тот сумеет отнести к «церковно-духовному тексту»... Я имею в виду ту самую «народную примету», согласно которой «после Ильи в речке купаться грешно» – вода становится холодная и «нечистая», – так как: «Илья в воду нассал»...

Почему же Ной и Иона, Соломон, Иов и Давид, – которые имели в земной жизни приключений и подвигов никак не меньше Ильи – в общем-то по большому счёту известны только «церковным людям» да «интеллектуалам», почему все они так же не стали героями народных мифов и сказок? Почему этим архетипическим народным героем стал только Илья?.. Какой тяжёлый крест он снимает с души?..

Если задуматься, то вопрос этот действительно сложный! Ничего, совершенно ничего в характере Ильи не предвещает большой к нему симпатии масс!

Напротив, пророк Илья, как известно, отличается «грозным» – неуравновешенным, вспыльчивым – характером, известной всем агрессивностью, не умением (и не желанием) «разбираться в тонкостях» – Илья-пророк – страшен, ужасен, он приходит на землю с единственной целью – карать, а никак не миловать.

Да собственно, он и не приходит на землю. Он проносится над нею в своей фирменной громыхающей колеснице и только мечет молнии в бесов, прячущихся от него втуне повсюду...

Его крайний антагонист – Николай Угодник – персонаж новозаветный – тот наоборот, «вникает» в проблемы всех грешников, ходит по земле ногами в образе «убогого странника», и, как известно, даже является покровителем мелких воришек (во всяком случае, они ему молятся, чтобы Николка простил им их грехи и дал одновременно заработать) – вот до чего доходит его милосердие и желание «вникать в детали» чужого, сурового «обстоятельства», сделавшего человека именно таким, а не другим, чего бы кому ни хотелось...

Итак, неприятный (будем говорить честно) Илья-пророк... Который «целый час уволок». Властелин Времени. Приносящий на землю – осень... А ещё – смерть от молнии и пожары.

Которого при этом до писка обожают простые люди – что заметно даже при беглом изучении любого пласта нашего фольклора.

Грубый йоркширский парень. Фермер-северянин. Так похожий на русского северного крестьянина... И на древнеиудейского, кстати, тоже...

Элияху... Что значит просто – «Яхве – мой Бог». Мы ничего не знаем о происхождении пророка Илии... Даже это его «имя» – лишь прозвище...

А вот вы мне сейчас скажете: «Ну, эти сказки – дела давно минувших дней. Какие-то там деды, закончившие церковно-приходскую школу, его может быть и почитали и думали про него. А какое дело современным людям до образа Ильи-пророка? На что он им нужен?»

И вот я вам что отвечу...

А кто же по-вашему – Доктор Кто?!

Итак, начнём по порядку... Прежде чем отвечать на важный вопрос: «На что он им нужен?», давайте вдумчиво полюбуемся современным изводом этого фольклорного, народного любимца – архетипом «Илья-пророк».

Как-то однажды – школьники, любители современных (неглупых) научно-фантастических (и философских) сериалов, хитро спросили меня – «за кого почитаю – именно я – Доктора Кто»?

Они хотели вступить со мною в дискуссию, и доказать, что Доктор Кто – это персонаж, иронично, но точно олицетворяющий образ Всевышнего, Бога – в доступной всем форме.

Вот мол какой Бог – раздолбай. Потому что – Демиург, Горшечник, недотёпа, значит, печальные гностики – правы: «Ничего себе у нас Бог!»...

Но ведь я знаю кое-что про Илью-пророка! А они – нет! Поэтому спора не вышло, вышел просветительский урок. Что «пророк» и «Бог» – это разные вещи. И что до «аудиенции с Богом» вас в этой жизни могут просто не допустить. Будете терпеть пророка и его крутой нрав.

Некоторыми местами из этого просветительского занятия со школьниками, обожающими сериалы, мне и хочется с вами теперь поделиться...

Илия-пророк едет на колеснице

Как известно всем любителям мифологии – любимца, аватара, (извод), воплощение – любого известного нам героя, полубога или бога можно очень быстро и безошибочно опознать по его главному атрибуту, с которым он сам никогда не расстаётся, как бы судьба ни поменяла его образ. А не «расстаётся» он со своим главным атрибутом – потому что это его милость – «подсказка нам». Чтобы мы – ориентировались в культурном многообразии навыдумыванных писателями и сценаристами героев и быстро доходили до истины, «сокращая дроби»...

Так вот – главный атрибут Илии-пророка – это, конечно же, его знаменитая огненная колесница, на которой он катается по небу... Чем же занимается Илья-пророк, разъезжая по небу на этой своей колеснице? Мечет молнии в нечисть, в бесов, нападая на них прицельно и точно, как коршун!

В бесов, прячущихся на земле, среди нас, людей, в различных предметах, принимающих разнообразные обличия и скрывающихся в самых неожиданнейших местах...

Что же при этом происходит с точки зрения земного человека? Происходят пожары и бедствия. Уничтожающие земное имущество невинных людей, а кое-кому и несущие даже смерть...

***

Но ведь именно тем же самым занимается и наш таинственный «Доктор Кто» – на протяжении всех сезонов длинного нескучного сериала, снятого про него британской компанией BBC...

Его «колесница», путешествующая во времени и пространстве, носит женское имя «Тардис» и внешне она напоминает лондонскую полицейскую будку, хотя внутри это – космический корабль...

Но да не обманет вас никогда – внешность вещи...

Ну а «бесов», которых уничтожает Доктор Кто, спасая от них (часто неблагодарных, так ничего и не понявших) людей, лучше наверное и нарисовать было нельзя!..

Во всём их многообразии, эти психологические «бесовские» портреты всегда – предельно серьёзны и точны и они, эти портреты, нигде не противоречат Библии и тому, что в ней говорится о бесах, их слабостях и их потребностях.

А знаете, что в этих «созданиях зла» из сериала «доктор Кто» самое главное, что, на мой взгляд, хотели донести и сумели донести до нас создатели сериала?

Бесы – не страшные. Они – не страшные, но их всё равно нужно уничтожать. (Иначе они всех вас уничтожат).

Вот в этом, на мой взгляд, – великий психотерапевтический (и духовный!) пафос хорошего «би-би-сишного» сериала про Доктора Кто...

Этот догмат есть отличная психотерапия после всего этого жанра «ужасы», жанра «хоррор», задача которого (хоррора) – была и есть – упадническая идея романтиков – напугать самих себя, довести до уныния, внушить самим себе мысль «о нашем бессилии перед Злом».

Нет! Зло не просто не «всесильно», оно – коряво. И с ним отлично справляется даже земная ассистентка Доктора. (Кто она, кстати?) Как кто?!

Душа! Психея! Живая Анима каждого юноши, смотрящего сериал...

«А почему это у Доктора ассистентки все такие вертушки, имеют неумных бойфрендов и едят чипсы?» – спросите вы голосом старой девы.

На это я вам отвечу словами поэта: «Душа ведь – женщина. Ей нравятся безделки...»

«Бедствия, несущие смерть» или теодицея от Доктора Кто

В каждом сезоне сериала обязательно находятся третьестепенные «персонажи хора», которые выступают яростными обличителями «протагониста-героя» – Доктора Кто. Они не любят его и внушают нам сомнения в его «положительности»...

О, эти лукавые голоса слепцов, ведущих слепых!..

Их (кликушеский) упрёк сводится к следующему: «Там, где появляется этот таинственный Доктор, всегда происходят беды, разрушения и чья-то смерть».

Но ведь то же самое можно было бы сказать и об Илье-пророке!

В ответ Илья (если бы захотел) мог бы держать перед людьми следующую речь:

  • Люди, вы переживаете о том, что у вас сгорел овин... Да, я метнул в него молнию, «типа того»... Но, к сожалению, мне трудно вам объяснить, что я только что спас вашу цивилизацию. Всего хорошего! Ваш Доктор!

  • Нет, это не «наши разборки», которые «мы должны вести у себя в космосе». (Подальше от вашего забора и винограда). Вообще, люди, объясните – почему именно вы устроили свою жизнь так, что мутантам легче всего прятаться именно у вас, смешиваться с вашей толпой и именно на вашей планете они находят себе вдоволь «корма» – всегда? А вы знаете, что бывает за сотрудничество с оккупантами? Рано или поздно партизаны приходят и сжигают деревню коллаборационистов. Прощайте, полицаи! Ваш Доктор!

«Почему в мире есть зло?» – яркий ответ на вечный «вопрос теодицеи» – от Ильи-пророка (и компании Би-Би-Си)...

Вот вы, наверное, думаете, что когда человек задаётся этим высоким «теодицейным» вопросом, то он имеет в виду что-нибудь умное и философское, что-нибудь «про вообще»? Про слезинку каждого ребёнка?.. Да полноте!

Нет же! И британцы (с их чувством юмора) это наглядно нам показали...

Когда человек задаётся вопросом теодицеи: «Почему в мире есть зло?», он практически всегда имеет в виду (глядя на небо): «Почему сгорел именно мой овин, а? Какого чёрта вы тут вообще делаете?»

(Когда сгорает овин у соседа, человек обычно вопросами теодицеи пока что не задаётся. Он задаётся вопросами: взять ему ипотеку или купить джип?).

А вот уже на такой (шкурный) и вовсе не философский вопрос – вполне хватит грозного и дерзкого (немилосердного) ответа, типичного для Ильи-пророка или же Доктора Кто...

  • С тобой случаются неприятности, потому что ты впустил в свой дом (город, село, планету) бесов. А мы тут вообще-то за ними охотимся и их убиваем. Ничего, если мы разобьём тут у тебя пять тарелок и потопчем грядку с клубникой? Прости, мужик, нам некогда тебе всё объяснять. В следующий раз будь осмотрительней, принимая гостей. Я имею в виду не нас...

Так за что же любит народ Илию-пророка?..

А вот именно за это и любит! За то, что он легко и понятно (в стиле дзенского гуру, бьющего палкой в ответ на глупый вопрос) снимает с души соблазн впадения в уныние, отчаяние и неверие, мудрствование, устраняет мутный, мучительный вопрос о теодицее: «За что миру – беды?».

За то, что Илья-пророк – он такой чувак (простите), что по народному поверью Богородица даже скрывает от него день его рождения, а то бы он «на радостях весь мир молниями попалил». Просто так, от избытка эмоций. В честь дня ВДВ.

Да. Илья – он такой. Но, к сожалению, других метких охотников за нечистыми духами у Бога для вас – нет.

И даже когда он перерождается – он не меняет своей сути.

Елена Назаренко  

© www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"

Авторская разработка центра - методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее...

Это интересно
+1

13.07.2017
Пожаловаться Просмотров: 2489  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены