С Просвещением и Гуманизмом наша европейская культура как с болезнью борется уже три столетия. То романтики немецкие с ней борются, то славянофилы русские, то ещё кто.
И, конечно, эта битва не могла не найти отражения в сказках. Тем более, что она восходит к более древнему архетипу борьбы Добра со Злом – архетипу грехопадения и изгнания Адама из Рая, к примеру. За девиз: «Станем как боги»...
Или сюжету отпадения от Бога – сатаны, гордого ангела Денницы со всем его почерневшим войском.
Этот архетип проявляет себя то так, то эдак. Мы посмотрим на один из самых красивых его изводов, на сказку Антония Погорельского «Чёрная Курица».
Что делает с человеком возможность «стать как боги» и нужна ли она ему?
Между прочим, это самая первая в истории сказка для русских детей (литературная, авторская), сочинённая на русском языке! Она заслуживает разбора и пристального внимания к ней...
«Что «немцу» хорошо, то русскому – смерть» – вот кратко перефразированная суть идеи этой прекрасной, старой сказки.
Под «немцем» (по меткому народному словечку) подразумевается «иностранец вообще», точнее, «европеец», а ещё точнее – франкмасон, носитель идей Просвещения.
Эта известная всем сказка является не сильно зашифрованной аллегорией о пребывании масонов в России и их неудавшихся реформах.
«Система морали, скрытая в аллегориях и проиллюстрированная символами»
В сказке Погорельского на немного архаичном детском языке рассказывается и объясняется, как при Екатерине II (а время действия сказки – как раз конец её правления) из России ушли масоны и розенкрейцеры, когда-то принятые с интересом, доверием и почтением к их идеям.
В сказке объясняется опасность идей Просвещения на русской почве на примере одной показательной судьбы маленького русского дворянина – героя Алёши...
«Я бы желал, чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой мне ни задали»
Идеи французского Просвещения и Гуманизма исходят из презумпции того, что человек от природы своей добр. Таков знаменитый гомункулус философии: (реально нигде не существующий) «естественный человек» Руссо – милый нравственный дикарь.
«Злым» человека (по мнению Просвещения) делают только внешние суровые обстоятельства. Плохой политический строй. Бедность. Необразованность. Природа-мачеха.
Измените «паршивые внешние обстоятельства» силой прогресса: наук, технологий и политических партий – и изначально добрый человек не испортится.
Раз человек добр, то жизнь ему просто необходимо побыстрее существенно облегчить прогрессом.
Убрать все несправедливости, дискомфорт и прочие тяготы быта. Желательно, совершив каскад радикальных революций – в науке, в производстве, в обществе.
Во-первых, человек же этого заслуживает и ждёт. А во-вторых, когда жизнь человека станет ещё немного полегче, то у него появятся дополнительные время и охота стать ещё более добрым.
Вот краткий конспект философии Просвещения и Гуманизма, на котором базировались и масоны – самая влиятельная общественно-политическая элита всей Европы и России 18 столетия.
Посмотрим на сказку Погорельского. Так ли уж правы гуманисты?Так человек, говорите, добр...
Да, Алёша оказался добрым мальчиком. Ведь он полюбил и захотел спасти от ножа глупой кухарки чёрную курочку. За это жители подземной страны предоставили ему шанс: проси, чего пожелаешь. И Алёша пожелал...
«Я бы желал, чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой мне ни задали».
Жители согласились с выбором мальчика. И правда – какие ещё более тяжёлые тяготы могут быть у маленького школьника, чем «противные уроки» и «розги» за неуспеваемость?
Такой же эксперимент с народными массами ставили (в теории) и масоны. Несли людям добро.
И что же они совсем скоро получили в ответ? Какого «нового человека»? Стал ли Алёша ещё добрее, освободившись от тирании, дискомфорта и жёстких внешних условий жизни?
Увы, Алёша практически потерял и ту доброту, которая выработалась у него … от тех самых тяжёлых условий, которые его так гнели...
Ведь не будь он одиноким мальчиком в чужом пансионе, вынужденным выживать, да разве нашёл бы он себе такого странного друга – чёрную курочку?
Разве пожалел бы её сей мечтательный заброшенный мальчик, часто плакавший ночью в подушку? Да вряд ли...
Вот к каким результатам привели дары добрых жителей подземелья:
–Ах, Чернушка! – сказал Алёша вне себя от радости, – я не смел надеяться, что с тобою увижусь. Ты меня не забыла?
–Нет,– отвечала она,– я не могу забыть оказанной тобою услуги, хотя тот Алёша, который спас меня от смерти, вовсе не похож на того, которого теперь перед собою вижу. Ты тогда был добрый мальчик, скромный и учтивый, и все тебя любили, а теперь… я не узнаю тебя!
«Особый Путь России» или о чём предупреждал Погорельский
Беды и трудности закаляют.
Правда, бывают люди, которых беды не закаляют, а комфорт, наоборот, делает чуть добрее.
На то ведь и поговорка: «Что русскому – хорошо, то немцу – смерть».
Столетиями лучшие наши умы наблюдали Россию то так, то этак и сделали странный вывод: русских беды и трудности закаляют.
Вы тоже пострадавшие, а значит – обрусевшие: мои – безвинно павшие, твои – безвинно севшие
Комфорт же и обилие благ русского человека наоборот, практически моментально, губят... Он покупает себе гармонь и идёт в кабак.
Вспомните хотя бы судьбу Есенина...
Масоны, которые несли одну-единственную философию «немедленно сделайте мир более комфортным для человека!», поняли, что потерпели в России фиаско. Что тут какая-то своя философия и свой сказочный архетип Героя...
Не нужно маленькому Алёше волшебное семечко, чтобы быть умнее всех детей в школе и в городе Петербурге. Не это принесёт ему счастье. Это его лишь сгубит и... некрасиво сгубит...
Чтобы Алёша стал Человеком, ему должно быть трудно, а не сыто, пьяно, модно и знаменито.
Таков архетип «Путь Героя» по-русски. И это первая сказка, которую русские дети прочитали на родном языке. Прочитаем её и мы – новым, внимательным взглядом!
Елена Назаренко
© www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"
Авторская разработка центра - методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее...
Это интересно
+3
|
|||
Последние откомментированные темы: