А давайте нашими усилиями сделаем так, чтобы фольклорная и литературная Загадки породили к пользе человечества жанр Загадкотерапии!?
(техника предполагает активное использование нашего удобного бесплатного «инструмента по созданию стимульных материалов психолога» – МАК-сервиса 1000cards.ru)
Мы уже говорили о том, что народная загадка как жанр фольклора есть двоюродная сестра народной сказки.
Поэтому психолог (сказкотерапевт особенно) просто не имеет права оставлять без внимания жанр загадки.
Проследим судьбы «сестёр», ведь они похожи! Так же как и сказка, загадка в своё время перестала быть фольклорным жанром и стала литературной!
Да-да, так же точно, как мы знаем «литературные сказки» (забавы и досуги образованных людей, которые желали менять мир к лучшему!), так же (но меньше, к сожалению) мы знаем и литературные загадки!
В конце-концов, фольклорная и литературная Сказки породили и жанр Сказкотерапии – уже третье воплощение, инкарнацию «вечной Сказки»! Это эпоха, когда сказки стали сочинять уже все – психологи и их клиенты.
А давайте нашими усилиями сделаем так, чтобы то же самое произошло и с двоюродной сестрой Сказки? Чтобы фольклорная и литературная Загадки породили к пользе человечества жанр Загадкотерапии!
Но что для этого нужно делать?
Одними «давай!» сыт не будешь...
Во-первых, нужно искренно любить загадку! (Как мы искренне любим сказки...) А чтобы что-то любить, нужно это понимать, в этом разбираться, знать это... Со сказками у нас вроде проблем особых пока ещё нет. А вот с загадками всё вообще плачевно!..
Мы (положа руку на) не любим загадки и знаем их мало, потому мы не чувствуем себя уверенно в этом дискурсе, мы не понимаем загадки... Так давайте же научимся их понимать!
Непонимание загадок связано с тем, что мы оторваны от традиционного быта... Мало – оторваны! Мы не хотим заниматься историей своего языка и народа, любовным сохранением того, что нам сейчас «естественно непонятно»... А вот это уже симптом тяжёлый...
А как в своё время делал русский народ? Между прочим, он тоже не всегда «понимал» реалии и бытовые подробности некоторых текстов, которые приходили из разных раёв бытования русского слова, но которые он (народ) помнил наизусть, передавал другим и исполнял с любовью! Ничего! Это практическое неведание реалий ничему не мешало!
Вот, что примерно говорит великий и главнейший собиратель русских былин Гильдерфинг: онежские сказители (а это русский Север) совсем не знали южной природы, которая часто описана в былинах. Нет у них никакого «поля широкого» и тем паче «степи». Но они поют и главное – понимают о чём поют.
Видите, если даже у крестьян, занятых трудным выживанием, была охота и время разбираться в вещах, им непонятных (при отсутствии библиотек и интернета), то вам и подавно оправдаться всерьёз — нечем.
Метафора – друг психотерапевта и человека
Как известно, загадка – это короткий текст, в котором идёт художественное и остроумное изображение одного предмета через другой. Причём между этими двумя предметами должно быть хотя бы малейшее, но сходство!
Понятно, что такое «сходство» неочевидно, и его может уловить (или творчески подметить, выразить, создать!) только один ум – ум человека с развитым абстрактным мышлением и с воображением!
А вот теперь давайте подробнее поговорим о самой метафоре: как психологи с психологами...
Восходящая и нисходящая метафоры Иосифа Бродского
Когда-то И.Бродский презрительно сказал: «Ирония – это нисходящая метафора». Его собеседник не понял столь умных слов и попросил поэта расшифровать пояснее свою мысль.
Бродский с охотой согласился. «Вот лирическая поэзия (сказал лирический поэт) – это ВОСХОДЯЩАЯ МЕТАФОРА.
Мы (поэты) говорим: «Её глаза, как бирюза!»
(То есть да, мы берём «два предмета» и «сравниваем» их на основе увиденного нами «сходства». Но второй предмет мы берём куда повыше первого. Выше «штилем»...
И тем самым мы (поэты) поднимаем первый предмет до уровня второго. Тем самым, мы как бы и делаем мир лучше...) Ведь вам приятно будет, если про ваши глаза скажут, что они как бирюза?..
А вот когда, – продолжает Бродский, – мы встречаем строчку: «Её глаза, как тормоза» ...То это ирония и это – яркий пример НИСХОДЯЩЕЙ метафоры!
(Сравниваемый предмет «опускается» до низменного уровня второго предмета, с которым его посмел сопоставить «шутник». Как бы вываливается в грязи...)»
Вот какой суровый был Бродский...
Несколько слов в защиту «нисходящей метафоры» и иронии
Конечно, все мы знаем, что лирика одна мир не спасёт, что без чувства юмора тоже не выжить! Оно, в первую голову, психотерапевтично!
Только вот закавыка... Нужно различать: хорошую и «умную» шутку, которая может подбодрить в тяжёлый момент, и шутку злую, подлую, гаденькую. Я думаю, вы, друзья, с этим отлично справляетесь, встречаясь по жизни с разными шутками и разными шутниками...
Метафоры в загадках: восходящие, нисходящие, обычные.
Мир как Божий рам
Изучая русские народные (крестьянские, старинные) загадки, мы сразу же видим, что львиная доля их приходится на загадки с ВОСХОДЯЩЕЙ метафорой.
Человек поэтизировал свой быт, сравнивая его предметы с более благородными, более возвышенными объектами.
Человек обожествлял (освящал) также и явления Природы, часто (что характерно именно для русских загадок!) сравнивая природу с предметами, имеющими отношение к Церкви и к Священной Истории.
Таким образом, вот что получалось – куда ни посмотри вокруг себя – всё тебе напоминает Божий Храм, Священную Историю и везде – одни «высокие» предметы.
Глаз научается видеть во всём «высокое», святое, Вечное. Вот какому видению мира учит сестрица-загадка.
Такой натренированный на доброе «глаз» конечно, противоположен глазу, в который попал «осколок зеркала тролля».
Вот она – психотерапия фольклорной загадкой! Научись смотреть нам мир так, чтобы во всём видеть святое и возвышенное!
Примерно столько же (но чуть меньше) загадок, где метафора ни «повышает», ни «понижает» сравниваемый предмет, а оставляет его... на том же уровне, что и до загадки.
Зато эти загадки – очень необычны, поэтичны, головоломны, оригинальны, да просто красивы!
Это случай «искусства для искусства» ... Поражаешься возможностям человеческого гения и поэтичности его взгляда на мир, когда читаешь такие загадки с «обычными», но фантастически изощрёнными метафорами! Куда уж тут унывать!
И, наконец, имеется и совсем небольшая доля загадок с «НИСХОДЯЩЕЙ» (иронической) метафорой. Они – тоже есть, ведь народу хочется иногда и пошутить...
Особенно, чтобы снизить страх перед чем-то стихийным, опасным, тем, что «больше» человека. Тогда «снижающая» загадка» понижает «большое и страшное» до уровня бытового и знакомого. Бывает и так.
Как видим, психотерапия в фольклоре – везде!
«Знание предмета». Переходим к творчеству на основе сервиса создания МАК
Как известно, загадка – это короткий текст, в котором идёт художественное и остроумное изображение одного предмета через другой. Причём между этими двумя предметами должно быть хотя бы малейшее, но сходство!
А вот теперь самое главное: сегодня мы (зачастую) в глаза не видали ни тот, ни другой предмет!
Что уму современного ребёнка скажет загадка о том, что месяц – это пастух, а звёзды – овечки?
Он не видал ни пастуха, ни овечек. Да и живя в городе, он часто не видит неба, тем более вечернего, чистого, ночного!
А месяц-серп?.. Какой ещё «серп» ?.. Что им делают?..
Вот ответить на эти вопросы – задача каждого уважающего себя родителя и воспитателя! Даже не так. Не ответить на эти вопросы (ибо без вас они никогда не будут заданы!). А самому поставить эти вопросы перед ребёнком!
Да и взрослому эта предварительная работа перед загадкотерапией не повредит! Иначе загадкотерапии не выйдет.
Мы все должны себе зрительно напомнить (и чем ярче, тем лучше!), КАК выглядят затрагиваемые в загадках «сравниваемые предметы» ...
Мы предлагаем проделать вот какую работу.
Вы или ваш клиент, порывшись в интернете, пускай выберет 9-10 загадок, которые его чем-то затронули...
Загадки должны быть распределены по трём категориям (помогите это сделать клиенту):
- восходящая метафора,
- обычная, но высокохудожественная, «наблюдательная» метафора,
- нисходящая (ироничная) метафора.
К каждой загадке клиент должен подобрать картинки, описывающие ВСЕ затронутые в ней сравниваемые предметы и на их основе составить свой большой МАК-конструктор загадок.
Например,
«Поле хрустальное, межи деревянные» (Оконница – рама со стёклами).
К этой загадке мы должны подобрать следующие яркие картинки:
-русское поле,
-межа на этом поле, (что такое «межа»?)
-хрусталь,
-и, наконец, окно с деревянными рамами! (Сравниваемый предмет!)
Велика звезда на печи взошла (Квашня)
Картинки:
-звезда на небе,
-русская печь,
-квашня (подходящее тесто) (Сравниваемый предмет).
***
Как видно из примера, некоторые загадки требуют ещё и объяснения, не только иллюстрирования рисунками!
Так, ребёнку (и некоторым взрослым!) придётся уже объяснять, что здесь сравнение основано на том, что оба эти священные предмета (и тесто – будущий хлеб, и звёздочка, взошедшая на тёмном небе, вызывают в человеке надежду, надежду на Жизнь) ...
Человек, увидевший звезду – не потеряется в ночи, так как найдёт дорогу по звёздам. (Кроме того, что «главная» Звезда – Вифлеемская – означает рождение Спасителя всему миру и окончание рождественского поста) ....
А человек, увидевший, как в его доме поднимается на тёплой печи тесто для хлеба, тоже радуется, потому что видит – он и его семья обеспечены, не умрут с голоду!
***
Может быть, после таких (теоретических) рассуждений нам станет стыдно, и мы волей-неволей перейдём к практике? Например, постараемся сделать так, чтобы наш ребёнок хоть изредка видел подымающееся в кастрюле тесто (и себя побалуем таким зрелищем), чтобы хоть изредка смотрел не только на городское небо, на котором не видать ничего...
А главное, знал, что главное сокровище и достаток Дома – это свежеиспечённый Хлеб. Остальные «сокровища» избыточны и по причине их недостатка не стоит убиваться и впадать в депрессию!
Если у вас это получится, мы будем считать, что наша психотерапия удалась!
Елена Назаренко
© www.live-and-learn.ru - психологический портал центра "1000 идей"
Авторская разработка центра - методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее...
Это интересно
+5
|
|||
Последние откомментированные темы: