Это история о Неблагодарности и Предательстве. Но по отношению … к самому же себе. К своей Сущности. Вот какая разыгрывается обычная драма.
Все знают сказку «Глупый мышонок». О чём же она, если говорить о древних мифах и архетипах?
Мышка-мать – очень глупая женщина, родительница и воспитательница.
Вместо того, чтобы блюсти в строгости и дисциплине своё неразумное дитя и не потакать его жестоким капризам, она, как известно: по первому требованию дитяти («Лучше мама не пищи – ты мне няньку поищи!») сломя голову «Побежала мышка-мать – стала утку в няньки звать».
Конечно же, в основе сюжета – архетип притчи о Блудном Сыне.
Когда жестокий сын сказал отцу: «Отдели мне мою долю наследства, которая мне полагалась бы после твоей смерти, и я прямо сейчас уйду от тебя», отец согласился. Что поделаешь – свобода воли... Сын должен себя попробовать в этом мире сам.
Как известно, взяв свою долю наследства, блудный сын уехал в большой красивый город и там очень быстро расточил свои деньги с блудницами. А когда в том краю начался кстати кризис, он устроился убирать свиной хлев и вот когда свиньям давали есть какие-то «рожки» (наверное, еда такая для свиней) он завидовал свиньям, которые ели эти рожки и воровал у них рожки из корыта.
Потом, правда, вспомнил, что у него есть отец, очень, между прочим, богатый отец и любящий его до сих пор. И решил вернуться к нему – с повинной – в состоянии просветлённого раскаяния. Не верите? Зря. В людей надо верить, а цинизм — это плохо...
Наш глупый мышонок – это конечно же архетип блудного сына.
Но есть ещё и более глубинная – психологичеки-юнгианнская трактовка этой мистерии
Здесь мы должны рассматривать серенькую мышку-мать и её серенького сыночка как единое целое. Как разные части одной личности.
Это история о Неблагодарности и Предательстве. Но по отношению … к самому же себе. К своей Сущности. Вот какая разыгрывается обычная драма.
Мышонок – творческая, «детская» часть личности ищет «лучшей доли», экспериментирует, дерзит.
Мышонок – это Оно, Внутренний Ребёнок, Дикарь, буйная лошадь (из фрейдовской пары «конь – всадник»). Неукрощённые творческие живые инстинкты. И жить торопится и чувствовать спешит. Его девиз: «Мне мало! Мне тесно! Хочу всё попробовать!»
Мама-мышь – это то, что должно сдерживать мышонка – с одной стороны. Сверх-Я. Функция Родителя.
С другой же стороны Мама-Мышь – это та самая Ваша Сущность, которую вы предаёте «в поисках ещё более лучшей доли». (Это похоже на историю Есенина, который в итоге всё-таки предал свою деревню и обрядился в модный городской цилиндр. Чем это закончилось – все знают).
У каждого человека (как и у Есенина) есть такая мама-мышка. У неё 2 функции: 1) строгое «Чего-то – нельзя!» и 2) безграничная любовь, подходящая именно этому чаду. Ведь как ни пытались укачивать чадо «иные мамы» – всё это было не то...
А сейчас мы просто обязаны пройти «Квест Глупого Мышонка».
Ведь перед нами ещё 7 важнейших архетипов. Мы назовём их условно:
Этапы пути по кривой дорожке
Многие творческие мятущиеся натуры попадают в ловушку вот этой самой «кривой дорожки» и проходят все эти архетипические этапы!
Ниже мы увидим, что этапы имеют логическую закономерность, рисунок, повторяемость, напоминают раскачивание маятника, чья амплитуда всё снижается и снижается – до коллапса.
С каждым новым «витком» путь по кривой дороге становится всё безблагодатнее и безблагодатнее. Но человек, попавший в сценарий «Кривого Пути», этого, конечно, не видит!.. С каждым рывком он увязает ещё глубже...
Давайте посмотрим на этот архетипический сценарий через призму сказки «Глупый Мышонок»
Тётя Утка
«Слишком громко ты поёшь!»
Покидая родительский дом или семью, или привычный образ жизни, человек, как правило, соблазняется чем-то очень ярким, эпатажным и привлекательным. Потому что он сознательно идёт на разрыв, конфликт, кидает вызов тем, против кого у него поднакопилась агрессия.
Но такой человек – существо, как правило, очень домашнее, нежное, к эпатажной жизни не привычное. Там его многое сразу же начинает коробить, ему становится стыдно быть в таком окружении, нелегко – да он его попросту не выдерживает!
Блудного сына (дочь) настигает Первое Разочарование. «Нет!» – говорит сам себе благовоспитанный ребёнок, «Это уж как-то слишком!» «Слишком громко ты поёшь!»
«Я сошла с ума, мне нужна она». И компания рокеров, и панков, и цыганский табор забываются как страшный и неприличный сон. Однако домой (к мужу, к детям) «капризный ребёнок» возвращаться не собирается. Он ещё «всем докажет», что он – самостоятельный! Но – по-другому.
Тётя Жаба
«Очень скучно ты поёшь!»
Рывок в эпатаж, плевок в лицо обществу, сменяется рывком в «социально одобряемые практики», которыми человек хочет заниматься самостоятельно, чтоб «доказать».
Обычно на этом этапе говорят: «Поступлю в институт и докажу вам». «Открою своё дело». «Займусь волонтёрством».
Но ведь это нужно – работать... Внутреннему «Ребёнку» такие практики нравятся только на этапе красивых разговоров, а на деле оказываются скучны. Кисти и мольберт покрываются пылью, из института отчисляют, «бизнес» заканчивается пшиком.
Тётя Лошадь
«Очень страшно ты поёшь!»
Маятник качнулся ещё раз и опять в знакомую сторону социального бурного эпатажа. Только это уже какой-то страшный эпатаж, а не те детские игры, с которых всё началось. Может, это первый случай, когда «по просьбе» друзей он провозит пакет с наркотиками в своей сумке? Подделывает подпись?
Лошадь может и раздавить копытом мышонка. Он это понимает, ему – по-настоящему страшно. Однако, глаза боятся, а руки делают... Что же происходит на этом этапе? Человек позволяет себе что-то ранее непозволительное. Играет с огнём. Затыкает рот совести и простому инстинкту самосохранения. Танцует джигу под копытами у лошади. Разрывает последнюю возможность «вернуться домой» к себе прежнему. Теперь ему стыдно по-настоящему.
Но теперь он, выжив под копытами лошади, весьма закалён в боях с социумом. У него появился Опыт. Но, боже, что это за опыт! Кому он нужен, такой опыт! Однако наш мышонок гордится: «Я вам всем ещё докажу! Полюбите нас чёрненькими!»
Тётя Свинка
«Очень грубо ты поёшь!»
Наш мышонок не заметил, что ему уже давно говорят «Ты» и «учат жить» люди, которых раньше он бы и на порог к себе не впустил.
Заблудившаяся Анима – доэкспериментировалась. Она закономерно оказалась в компании свиней. (Вспомним Блудного Сына). Мышонок живёт с теми, для кого грязь и свинство – норма. Его Анима ещё видит это и тоскует. Но упрямство и инерция архетипа не пускают мышонка на волю. Он делает следующий отчаянный рывок. Но опять «не туда». Не назад, не к истоку. Не к своему родному Отцу... (Матери-мышке)...
Тётя Клуша
«Закудахтала Наседка,
Куд-кудах, не бойся, детка!
Забирайся под крыло,
Там и тихо и тепло.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Нет, твой голос нехорош,
Этак вовсе не уснёшь!»
Сиделка, медсестра, добрая простая женщина, простые честные люди. После танцев под копытами у лошади и попадания к грязным свиньям, наш мышонок уже не тот... Душа хочет «отмыться» и побыть в «тихой гавани». Кажется, что тут может быть лучше, чем наседка-курица?..
Ведь это тоже Архетип Матери. Да, но это не твоя мать. Она пичкает тебя своими утешениями, но они тебя не утешают. Вы слишком разные. Мятущаяся, творческая Душа чувствует, что её творческая, живая составляющая – ещё больше гибнет, только теперь уже покрываясь мещанским жирком...
Душа делает последнюю отчаянную попытку вырваться.
Тётя Щука
«Стала петь мышонку – Щука.
Не услышал он ни звука.
Открывает щука рот,
Но не слышно, что поёт!»
Это эксперимент отчаявшегося – ещё живого и всё ещё творческого человека – с абсолютно ему Чужим. С Другим, с экзотичным. С Инаковым.
Но поскольку «оно не родное», Душе оно ничего «не говорит». Душа остаётся равнодушной, голодной.
Тётя Кошка
«Голосок твой так хорош,
очень СЛАДКО ты поёшь!»
Избитая, занимавшаяся всё время «не тем», обленившаяся Душа теперь испортила свой вкус и может питаться только «быстрыми углеводами» – сахарком!..
Поизносившись в странствиях и несколько отупев, теперь она уже способна воспринять только «сладенькое-пресладенькое», приторное, понятное трёхлетнему дитяте!
Всё. Странствие окончено. Глупый мышонок «нашёл свой идеал». Он полностью растворился в нём, потеряв свою Личность, свою творческую потенцию, свободу. Тётя Кошка его ласково-преласково «Ам!»
«Прибегает мышка-мать,
А мышонка не видать».
С уважением, Елена Назаренко
психолог, культуролог-религиовед, соавтор методики и психологических карт
© www.live-and-learn.ru - психологический портал тренингового центра "1000 идей"
Это интересно
+5
|
|||
Последние откомментированные темы: