Здоровая гармония рождается там, где человек не только любит Читать, но и любит – Писать. Наслаждается и не тяготится Процессом Письма.
(секреты создания исцеляющих текстов для взрослых)
Да – заявленное мною в заголовке – отнюдь не «броская фраза». И не шутка. Дело в том, что правильно понятая графомания – действительно один из психотерапевтических – методов исцеления. И графомания в конкретно сказкотерапии есть то же самое, что и графомания в более широком контексте – в контексте «терапии любым творческим самовыражением».
Но для начала нужно всё-таки разобраться: что же такое конкретно «графоман» и чем он отличается от «признанного писателя».
(Неважно – будет он, «признанный писатель» – признан через сто лет или уже теперь, признан ли – десятком тонких ценителей-филологов или широкими массами читателей). Итак,
Чёткое определение «Графомана». Чем графоман отличается от Писателя
Писатель – есть первый (и самый строгий) читатель написанного им содержания. Писатель бесконечно читает и перечитывает текст, что выходит из-под его пера – кусочками, фразами, абзацами, словами и главами.
Он бесконечно возвращается назад и – оценивает, «пробует на вкус», правит, уничтожает, наслаждается прочитанным или плачет.
Вот – простое определение – Писателя.
Совершенно не то – Графоман. Запомните: Графоман – никогда НЕ перечитывает того, что им только что вот написано. Он даже не правит опечатки – то есть, не возвращается к тексту даже ради такой вот технической нетворческой корректировки...
Текст выходит «из-под пера» графомана – длинной лентой как картофельный очисток. Он не оборачивается на него.
Графоман поступает так не потому, что «ему некогда». Отнюдь! Это совершенно десятое дело, даже если это по факту и так...
Графоман поступает так по одной простой причине: если Писателю доставляет Удовольствие и Наслаждение процесс – Чтения, Перечитывания (им или кем-то иным созданного текста), то Графоману доставляет удовольствие и наслаждение – только и исключительно Сам Процесс Письма!
Писатель, когда пишет, – мучается. Графоман, когда пишет, облегчается и освобождается. Ему это нравится как иным – нравится рисовать на полях хитрые завитушки во время скучной лекции.
Проще всего разницу между Писателем и Графоманом объясняет бородатый советский анекдот: «Чукча не Читатель – чукча – Писатель».
Это и есть точное определение – Графомана.
И тогда возникает парадоксальное и очень «странное» (но единственно верное!) определение – что же есть такое – Писатель. Писатель – это Совершенный Читатель.
Таким образом, если вы больше всего в жизни любите –
-
читать и наслаждаться прочитанным, читать медленно, смакуя и – перечитывать
и при этом ещё
-
процесс письма даётся вам трудно, тяжело, физически утомительно, выматывает (примерно как роды),
Знайте: у вас сошлись две необходимые компоненты – чтобы вам иметь возможность стать Писателем в потенциале. «Люблю Читать+Писать Трудно».
Ну а теперь поговорим о Графомане. Ведь как заявлено нами в начале статьи, графомания – это один из хорошо работающих методов психотерапии.
Надо признаться, что графомания сейчас стала явлением редким, даже исчезающим! Это очень-очень плохо... Это просто значит, что на наших глазах берёт и уходит в небытие хорошая культурная практика – один из прекрасно работающих старинных методов психотерапии – бесплатного самоисцеления!
Итак, графоман должен любить писать. При этом он не должен иметь тяги, желания, удовольствия – перечитывать им написанное.
Но как же создать людям такую комфортную для графомании ситуацию, чтобы она была – естественной?
Возьмём прежние времена. В прежние времена люди писали очень много писем друг к другу. Напишешь всем-всем тётушкам, ответишь на письма всех подруг – вот уже и по объёму одна повесть получилась. Хоть собирай это всё воедино да печатай!
Пишем ли мы сегодня письма друг другу? Нет, не пишем.
Те короткие сообщения, которыми мы обмениваемся в мессенджерах – это очень жалко выглядит, по сравнению с письмами на шести-восьми листах.
Посмотрите на тенденцию в социальных сетях: поле для количества знаков, чтобы мы оставили свой комментарий, стремительно сокращается (Объём допустимых знаков превышен на...).
Идеал приличного и допустимого количества знаков, которые «можно предлагать другому», не боясь его утомить – куцый твит.
Там, где возможно, текст «съедается» смайликами-эмотиконами. А чаще «вместо тысячи слов» мы обмениваемся фотографиями.
Раньше на вопрос «Как дела?» мы могли написать письмо подруге на десяти страницах, теперь достаточно «поставить статус», к тому же – украденный, нами не сочинённый.
По статусу, характеру репостов и по фотографиям – мы пытаемся «угадать», что там – с нашими друзьями. А поговорить?
Такое впечатление, что одну половину людей научили затыкать уши пальцами (чтобы не дай Бог ничего не услышать, что пытаются сказать им другие), а второй половине (неугомонной!) положили на лицо подушку и душат – эмотиконами, фотографиями вместо текстов, стандартом короткого твита, невозможностью написать много даже у себя на странице – чисто технически.
Вы можете возразить: и в прежние времена – пойди ещё найди слушателя! Да, это верно... Слушатель и Читатель (которому можно писать письма на десяти страницах) вещь драгоценная. Раньше она встречалась – чаще, но и тогда не на каждом углу.
Практика ведения Дневника
Вот именно поэтому в прежние времена в школах и пансионах существовала учебно-воспитательная практика – приучение детей с раннего возраста к регулярному ведению личного Дневника.
Чаще всего детей приучали вести дневник на иностранном языке, но это – частности.
Одна из целей была той самой – гуманной. Педагоги понимали, что в случае одиночества, отсутствия друзей или иных жизненных тягот – когда письма будет писать просто некому, у человека останется важная гигиеническая привычка – выписываться в свой Дневник.
Да. Регулярно выписываться на бумагу («доверять свои мысли», чувства и эмоции интимным «страницам») испокон веков считалось ничем иным как – здоровой гигиенической привычкой культурного человека.
Именно на этой почве (когда писать много и каждый день считалось – нормой – для всех, кого выучили писать и читать) именно на этой почве и зародился так нами любимый феномен «Графомании».
Ведь «как следует разогнавшись», – если в день вы легко и без принуждения пишете по 10 страниц – можно и повестушку черкануть, и романчик – труда большого это не составит.
Теперь вы понимаете – почему «графомания» является на сегодняшний день – исчезающим, редким культурным явлением?
Психологи уже бьют тревогу. Они давно хотят вернуть (хоть бы и искусственно) ту среду, в которой человек будет привычно «выписываться на бумажку», не думая о художественном качестве того, что он пишет – тем самым выговаривая, проговаривая все свои травмы и через это – исцеляя психику.
Одна из успешных попыток «вырастить искусственную среду» была сделана знаменитой – Джулией Кэмерон, которая попросила своих учениц делать записи в утреннем блокноте «не отрывая карандаша от бумаги» и потом это никогда не перечитывать. Так Джулия Кемерон попыталась возродить Графомана. Графомана в хорошем смысле. Человека, который живёт по принципу: «Исцеляю себя сам».
Итак, к какому же утешительному выводу мы с вами можем прийти?
Спасение утопающих, как известно, дело рук самих утопающих.
Перефразирую-ка я напоследок известную всем строку: «Поэтом можешь ты не быть, но – Графоманом быть – обязан».
Как видите, для культурного и цивилизованного человека важно не только «Любить Читать», но и «Любить Писать».
Родители (современные) как-то совсем выпустили из виду это обстоятельство. Они всё ещё честно пытаются привить своим детям любовь к – Чтению, и только к одному Чтению.
Надо бы прививать детям с той же рьяностью любовь и к Процессу Письма.
Потому что нет типа «Чистый Писатель». Как и нет типа «Чистейший Графоман».
Здоровая гармония рождается там, где человек не только любит Читать, но и любит – Писать. Наслаждается и не тяготится Процессом Письма.
Конечно, отклонения в ту или иную сторону порождают ярких писателей или ярких графоманов.
Но ведь наша задача иная. Наша задача – понять – как имеющиеся в арсенале человечества культурные практики (в частности наше общение с Текстами) могут послужить и целям психотерапии.
Вы заметили, что все вокруг приторно прославляют Чтение? Но никто не прославляет — Письмо... Наоборот, затюкивают и смеются, издеваются, называют «бездарем», бьют по рукам, воспрещают – как-то уж особенно рьяно. Свистят, засунув два пальца в рот. Кричат, хохоча: «Графоман-графоман!»
Всё вам понятно – почему чтение не так репрессируется как самостоятельное ваше Письмо? Самостоятельное письмо – исцеляет потому что.
Кто же тогда будет покупать антидепрессанты?!..
Елена Назаренко
© www.live-and-learn.ru - психологический портал тренингового центра "1000 идей"
Рада пригласить всех вас на сайт нашего психологического центра "1000 идей" live-and-learn.ru, где собрано около тысячи прикладных и, как мне кажется, полезных психологических статей.
Также приглашаю вас в новое сообщество нашего проекта на "одноклассники.ру" Популярная психология!
Мы верим, что наши материалы помогут вам сделать первые шаги к обретению внутренней гармонии и Счастья.
Это интересно
+9
|
|||
Последние откомментированные темы: