Психология — это точно не точная наука. Каждый специалист по-своему интерпретирует то или иное явление. Психологические игры, описываемые Эриком Берном в книге «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», сопровождают жизнь взрослого человека повсеместно. Самая страстная игра взрослых — все путают ее с любовью — это «динамо». Она характерна не только для отношений «мужчина — женщина», но и «родители — дети», «друг — друг», «коллега — коллега» и т.д.
Очень просто представить суть данной игры, если обратиться к значению слова «динамо» — обман, ложь, блеф. Таким образом, становится понятно, что в процессе этой игры кто-то из партнеров точно блефует. Или они делают это по очереди, ведь в «динамо» роли меняются. Однако суть неизменна: партнеры постоянно играют в «холодно — горячо», «близко — далеко». Пока кто-то из них не решит покинуть игру.
У Берна есть такая фраза: «Игры — это суррогат близости». Что она означает? Когда человек боится близких отношений или просто не умеет их строить, но у него есть социальная и физиологическая потребность к этому, игры позволяют сымитировать близость. Потребность в ней есть у всех людей. Но не у каждого есть опыт и навык построения близости, а игра очень ее напоминает.
1. Четкое распределение ролей (три общих роли — классический треугольник Карпмана — избавитель, преследователь (тот, кто динамит) и жертва (тот, кого динамят). Партнеры могут меняться ролями, но важно не это, а то, что эта роль все равно есть. Для сравнения: в близости нет ролей, нет человека, который динамит, и нет человека, который гоняется за партнером и пытается любовь (уважение, дружбу) заслужить.
2. Четкие алгоритмы поведения.Если взять игру «динамо», то она состоит из двух периодов:
— Потепление. Человек, которого динамят, строит какие-то иллюзии, идет навстречу партнеру, пытается максимально сблизиться, и партнер вроде бы отвечает взаимностью, всячески демонстрируя готовность к сближению, но в момент X ведет себя с точностью до наоборот — «я не такая» или «я не такой».
— Охлаждение. На удочку «динамо» попадаются, как правило, люди, которые болезненно реагируют на игнорирование. В ответ на него у них включается механизм завоевания. Классический пример: женщина динамит мужчину, но он по первому зову меняет ей зимнюю резину, хотя она уже встречается с другим.
3. Есть, условно говоря, выигравший (тот, кто динамит, получает больше дивидендов) и проигравший (тот, кого динамят).
4. Все «довольны» (все в игре). Если, допустим, человек (А) надолго застревает в роли жертвы в какой-то игре, а партнер (Б) выполняет роль преследователя, то, значит, (А) и хотел быть жертвой, как бы это ни выглядело со стороны.
Та же история с «динамо». Люди, которые попадают в эту игру, на самом деле подсознательно к ней стремятся. Такое положение им понятно и приятно. Подобный механизм формируется, как правило, в детстве. В процессе воспитания, даже в благополучных семьях, ребенок сталкивается с тем, что родители игнорируют его в определенных условиях. Тогда он изо всех сил старается им доказать, что тоже достоин любви. Позже этот механизм распространяется на все виды отношений.
Всякая игра рано или поздно кому-то из игроков (или сразу обоим) надоедает, наскучивает, мешает жить в полную силу. Существует несколько этапов выхода из игры. Совершенно необязательно проходить их все. Если вы понимаете ходы? игры, то можете просто в нее не играть, не соблюдать правила.
Обычно все этапы проходят люди, которые не осознают, что с ними происходит. А если и осознают, то не в силах себя ограничить. Они ничего не слышат и не хотят слышать. Единственное желание — вернуться в игру и всячески ублажать партнера, который вместо простого «нет» бесконечно обещает одно и то же: «Сейчас нет, но, может быть, позже».
В результате такого ответа у того, кого динамят, рушится картина будущего, а впереди неизвестность, шок. Формируется дефицит информации. Человек начинает испытывать сумасшедшую тревогу — ярко выраженную, длительную и выматывающую эмоцию. Возникает дискомфорт. Паника довольно быстро проходит, а тревога нет.
Желая избавиться от состояния тревожности, люди, которых динамят, пытаются сформировать новую картину будущего. Это можно сделать с кем-то или в одиночку, однако требуется время, а хочется, чтобы хорошо стало быстро. К сожалению, так это не работает. В 99,99% случаев люди хотят вернуть партнера, потому что тогда их картина мира мгновенно восстановится.
С этой целью они переходят к этапу штурма, который характеризуется стремлением «вернуть в один клик, одним движением», совершив некое яркое действие (например, обклеить весь город баннерами со словами «прости-прости», сделать предложение руки и сердца или просто прийти и заплакать), чтобы обратить на себя внимание.
Штурм сменяет осада, когда надо как бы «окружить» партнера, но на амбразуру не бросаться, а лишь периодически давать о себе знать, словно что-то хочешь спросить, узнать, передать и т. д.
Многие в период осады очень снижают ожидания к отношениям. Например, брутальный мужчина, руководитель огромной компании может отвозить возлюбленную на свидание к другому, надеясь, что так он в эту «крепость» все-таки прорвется. Параллельно «жертва» пробует разные способы «возврата» и постепенно начинает испытывать злость и агрессию по отношению к тому, кто ее динамит.
Важно понимать, что, когда один из партнеров хочет выйти из игры, второй усиливает ходы, чтобы его туда вернуть. Например, сын не звонит каждый день, и мама начинает «болеть» и прощаться навсегда. Ее дитя срывается, мчится через весь город и застает «умирающую» родительницу за чаем с соседкой. Таким образом мать пытается восстановить статус-кво. И это естественная подсознательная реакция.
Если же один из партнеров выдерживает свою неигровую линию поведения, оба выходят из игры: один — из роли жертвы, другой — из роли преследователя. На этой базе можно пытаться строить новые отношения друг с другом либо искать «свежего» партнера для игры.
Игра считается окончательно завершенной, когда тому, кто решил из нее выйти, станет по-настоящему все равно, что происходит с партнером. Абсолютное равнодушие к предмету. Более того, чувство благодарности, что эта ситуация была, что он смог разобраться в себе и теперь знает, как действовать в отношениях.
Если кому-то такое объяснение про выход из игры покажется слишком сложным, в двух словах его можно сформулировать так: чтобы покинуть игру, перестаньте соблюдать ее правила.
Несколько важных тезисов для тех, кто еще сомневается — играть или не играть:
Игра в «динамо» — наркотик. Такое общение не дает ничего хорошего, кроме круглосуточной эмоциональной бани.
Мы не можем всем нравиться. И это абсолютно нормально. Идите своей дорогой. Занимайтесь своими делами. Важно осознать, что это игра, которая вам не нужна. Умейте уважать себя — и вас будут уважать другие.
Что бы ни говорили мужчины, им нравятся женщины, в которых есть стержень, а не слепое подчинение чужой воле.
Нельзя путать игру и ситуационные проявления (манеру поведения, личностные особенности человека). Игра отличается от них тем, что она взаимная. В игре всегда есть роли, происходит смена ролей и т. д. Когда девушка на предложение познакомиться говорит твердое «нет», то это не «динамо». Просто она сразу озвучивает свою позицию в отношении вас.
Играя в «динамо» мужчины и женщины ведут себя совершенно по-разному. Мужское «динамо» — это использование партнера для увеселительных (сексуальных) целей. Женское «динамо» — это использование партнера для хозяйственных нужд (забить гвоздь, поменять колесо в машине, оплатить отдых и пр.)
Вместо резюме
Что касается отношений, здесь может быть только два варианта: или игры, или близость. Отношения следует рассматривать с точки зрения определенных этапов, которые они проходят. Стадия формирования всегда начинается с ритуального этапа, за ним идет развлекательный. Это две поверхностные формы общения, на этапе которых происходит первичная диагностика, хотим мы чего-то большего или нет. Дальше отношения переходят на более глубокие формы общения: близость (интимность), игра либо деятельность.
В счастливой семье доминируют деятельность и близость. В несчастной — деятельность и игры. Если есть игра, то рано или поздно это приведет к определенным проблемам. Если вы или ваш партнер играете в игру, значит, что-то вас определенно заставляет это делать. Хотите разобраться? Начните в первую очередь с себя. Бросайте играть в любые игры — для настоящих отношений они губительны.
Автор - Борис Литвак
![]()
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: