Травма — это греческое слово, означающее повреждение. Источником травмы могут быть люди, события, землетрясения, катастрофы, смертельные диагнозы. Вся эта информация травматична, она приводит нас в ужас и шок. Любая травма — трагедия. В этот момент мы переживаем ограничение в средствах, чувствуем себя ранимыми. Механизм травмы и её последствияЧто же такое повреждение? Повреждение на физическом уровне — это, например, порезаться или сломать ногу. Другими словами, повреждение — это насильственное разрушение целого. С феноменологической точки зрения, когда я резал хлеб и порезался, со мной происходит то же, что с хлебом. Нож нарушает мои границы, границы моей кожи. Нож разрывает целостность кожи, потому что она недостаточно прочна, чтобы противостоять ему. Такова природа любой травмы. И любую силу, разрывающую границы целостности, мы называем насилием. Объективно же в травме присутствие насилия не обязательно. Если я слаб или в депрессии, то почувствую себя раненым, даже если особых усилий не было. Последствия травмы — потеря функциональности: например, со сломанной ногой не походишь. И ещё — теряется что-то собственное. Например, моя кровь растекается по столу, хотя природой так не предусмотрено. И ещё приходит боль, выходит на первый план сознания, застилает весь мир, мы теряем работоспособность. Хотя сама по себе боль — это просто сигнал. Боль говорит: "Сделай с этим что-то, это первостепенно. Займи позицию, найди причину, устрани боль". Если мы это делаем, у нас есть шанс избежать большей боли. На психологическом уровне происходит нечто, аналогичное физическому уровню: вторжение в границы, потеря собственного и утрата функциональности. Чуть больше остановимся на ранней психологической травматизации. Ранняя травма — это то, что произошло с нами, когда мы были детьми. Событие или ряд эпизодов, изменивших нашу психологическую структуру и определивших то, как будет дальше строиться наша взрослая жизнь. У ранней психологической травматизации есть свои законы.
Например, до травмы ребёнок был убеждён, что папа его любит и никогда не причинит боль, но после того, как выпивший отец поднимает на дочь руку, мир становится иным: в нём мужчина, который любит, может обидеть тебя в любой момент, и тебе будет страшно, и ты ничего не сможешь сделать. Или другой случай: маленькая девочка весело крутится, от чего её юбочка кружится вокруг маленьких ножек красивыми волнами, и она чувствует себя такой лёгкой, летящей, волшебно-красивой. Мамин окрик: "Прекрати юбкой мотать! Постыдилась бы перед всем миром трусами сверкать!" — всё необратимо меняет. Теперь ей всегда будет невозможно вести себя хоть сколько-то сексуально и привлекательно, потому что теперь в её мире женская привлекательность под строжайшим запретом во избегания невыносимого стыда, который она даже не помнит, откуда взялся. Это можно называть "подставлять драный бок". Неосознанное желание, совершенно не желая того, подставлять миру свою незаживающую травму, по которой ничего не подозревающий мир непременно ударит кулаком или сковырнёт пальцем с трудом нарастающую корочку. Удивительно, до чего бывшие травмированные дети от этого страдают, и с каким упорством они организуют свою жизнь именно так, чтобы было всё также больно. Важное дополнение о работе с травмойОчень часто можно встретить верование, что проблема существует из-за того, что нечто сломано и достаточно починить сломанное, как всё заработает. Например, человеку трудно выносить близость, и он думает — надо покопаться, узнать, почему глючит, починить, и с близостью всё наладится. Когда речь о травматиках — особенно, о ранних травматиках — чаще всего вопрос не в починке, а в отращивании или доращиваниии. Когда происходит травма, то в повреждённом участке психики развитие останавливается. И то, что там должно в идеале вырасти, либо совсем не вырастает, либо замирает на зачаточной стадии. То есть у травматика с близостью проблемы не только в том, что первый опыт близости оказался ужасным, но и в том, что из-за этого способность пребывать в близости никогда не получила шанса развиться. На терапии можно понять проблему и докопаться до источников её происхождения, но это только первая часть работы. Вторая часть — в отращивании недостающей способности. Очень часто это будет работа по отращиванию практически с нуля. Можно сказать, что терапия ранней травмы — она, в основном, про это самое отращивание и про получение недостающего опыта (например, опыта безопасной зависимости), из-за которого развитие остановилось. Если говорить о панике, и как с ней справляться, то у ранних травматиков нередко отсутствует способность к саморегуляции. Их эмоциональное состояние носит из крайности в крайность — из паники в полную подавленность и обратно. И ничего посередине. Саморегуляция — это способность взбодрить себя, когда свалился куда-то в коматоз, и способность успокоить себя, когда вылетел в крайнее состояние. Это навык возвращать себя в ту часть эмоционального состояния, где нет пиковых рубежей, а есть просто умеренная волна. В идеале эта способность вырастает в контакте с матерью, которая чутко реагирует на состояние младенца, и может его успокоить или взбодрить. У ранних травматиков часто бывает так, что мать действует всё время невпопад и регулярно оставляет ребёнка один на один с его состояниями. Так что способность регулировать своё состояние — это то, что травматик должен осваивать уже во взрослом возрасте и делать это сознательно. А как и всякий другой навык — это вопрос регулярной систематической тренировки. |
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы:
fuhaxek***@d*****.com , 29.03.2017