Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1241 участник
Администратор Andrey Eltsov

Важные темы:

Модератор SergeyMf
Модератор Sergey69

Последние откомментированные темы:

20241125023601

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Травма – болезненная часть человеческой реальности

Травма  болезненная часть человеческой реальности

Травма — это греческое слово, означающее повреждение. Источником травмы могут быть люди, события, землетрясения, катастрофы, смертельные диагнозы. Вся эта информация травматична, она приводит нас в ужас и шок. Любая травма — трагедия. В этот момент мы переживаем ограничение в средствах, чувствуем себя ранимыми.

Механизм травмы и её последствия

Что же такое повреждение? Повреждение на физическом уровне — это, например, порезаться или сломать ногу. Другими словами, повреждение — это насильственное разрушение целого. С феноменологической точки зрения, когда я резал хлеб и порезался, со мной происходит то же, что с хлебом.

Нож нарушает мои границы, границы моей кожи. Нож разрывает целостность кожи, потому что она недостаточно прочна, чтобы противостоять ему. Такова природа любой травмы. И любую силу, разрывающую границы целостности, мы называем насилием.

Объективно же в травме присутствие насилия не обязательно. Если я слаб или в депрессии, то почувствую себя раненым, даже если особых усилий не было.

Последствия травмы — потеря функциональности: например, со сломанной ногой не походишь. И ещё — теряется что-то собственное. Например, моя кровь растекается по столу, хотя природой так не предусмотрено. И ещё приходит боль, выходит на первый план сознания, застилает весь мир, мы теряем работоспособность. Хотя сама по себе боль — это просто сигнал. Боль говорит: "Сделай с этим что-то, это первостепенно. Займи позицию, найди причину, устрани боль". Если мы это делаем, у нас есть шанс избежать большей боли.

На психологическом уровне происходит нечто, аналогичное физическому уровню: вторжение в границы, потеря собственного и утрата функциональности.

Чуть больше остановимся на ранней психологической травматизации.

Ранняя травма — это то, что произошло с нами, когда мы были детьми. Событие или ряд эпизодов, изменивших нашу психологическую структуру и определивших то, как будет дальше строиться наша взрослая жизнь.

У ранней психологической травматизации есть свои законы.

  1. Она всегда неожиданна, к ней нельзя подготовиться, она застаёт врасплох. Как правило, погружает ребёнка в ощущение беспомощности, неспособности защититься. Очень часто в момент травмы ребёнок впадает в эмоциональный ступор, не испытывая сильных чувств, не имея возможности позлиться или дать отпор. Он замирает и даже не знает, как к этому относится. Лишь позже эмоциональность включается, и ребёнок может пережить боль, ужас, стыд, страх и т.д. Сильная, не перевариваемая психикой травма может быть вытеснена и не вспоминаться годами. Но её постдействие продолжает работать и определять поведение человека в его уже взрослой жизни.
  2. Она произошла в ситуации, когда ребёнок мало, чем мог управлять. В момент травмы ребёнок внезапно теряет контроль над ситуацией, потому что вся власть и контроль в этот момент, как правило, у взрослого, который, так или иначе, имеет отношение к травме. Ребёнок оказывается совершенно беззащитным перед теми переменами, что привносит в его жизнь травма. И с тех пор он практически не переносит возможной непредсказуемости, старается организовывать свой мир, тщательно продумывая возможные шаги и последствия, почти всегда отказывается от малейшего риска и болезненно реагирует на любые перемены. Тревога становится его вечным спутником, желание контролировать мир вокруг — насущной необходимостью.
  3. Детская травма меняет мир. Ребёнок до травмы считает, что мир устроен определённым образом: он любим, его всегда защитят, он — хороший, его тело чисто и прекрасно, люди ему рады и т.д. Травма может внести свои жёсткие коррективы: мир становится враждебным, близкий человек может предать или унизить, своего тела надо стесняться, он глуп, некрасив, недостоин любви…

Например, до травмы ребёнок был убеждён, что папа его любит и никогда не причинит боль, но после того, как выпивший отец поднимает на дочь руку, мир становится иным: в нём мужчина, который любит, может обидеть тебя в любой момент, и тебе будет страшно, и ты ничего не сможешь сделать. Или другой случай: маленькая девочка весело крутится, от чего её юбочка кружится вокруг маленьких ножек красивыми волнами, и она чувствует себя такой лёгкой, летящей, волшебно-красивой. Мамин окрик: "Прекрати юбкой мотать! Постыдилась бы перед всем миром трусами сверкать!" — всё необратимо меняет. Теперь ей всегда будет невозможно вести себя хоть сколько-то сексуально и привлекательно, потому что теперь в её мире женская привлекательность под строжайшим запретом во избегания невыносимого стыда, который она даже не помнит, откуда взялся.

  • В последующей жизни такого человека происходит постоянная ретравматизация. То есть ребёнок, даже вырастая, бессознательно "организует" и воспроизводит события, повторяющие эмоциональную составляющую травмы. Если в детском возрасте он был отвергнут сверстниками, то в своей последующей жизни в каждом коллективе он будет так влиять на поле вокруг него, что непременно вызовет отвержение окружающих, и сам же снова будет от этого страдать. Девочка, битая выпившим отцом, с большой степенью вероятности может "организовать" себе пьющего или бьющего мужа, или партнёра.
  • Это можно называть "подставлять драный бок". Неосознанное желание, совершенно не желая того, подставлять миру свою незаживающую травму, по которой ничего не подозревающий мир непременно ударит кулаком или сковырнёт пальцем с трудом нарастающую корочку. Удивительно, до чего бывшие травмированные дети от этого страдают, и с каким упорством они организуют свою жизнь именно так, чтобы было всё также больно.

  • Травмированные дети, уже вырастая, не могут позволить себе быть счастливыми. Потому что счастье, стабильность, радость, успех — это то, что было с ними до того, как травма случилась. Они были радостны и довольны, как внезапно их мир меняется, и меняется он катастрофичным образом для их детского сознания. С тех самых пор счастье и покой для них — это ощущение неминуемо надвигающейся катастрофы. Они могут не любить праздники, морщиться на чьи-то комплименты и уверения в любви, не верить тем, кто интересуется ими с лучшими намерениями. Теперь они убеждены, что когда всё хорошо, всегда случается что-то страшное.
  • Травма — это не всегда одно ключевое событие. Это может быть постоянное психологическое давление на ребёнка, попытка его переделать, критика, в которой он живёт день от дня, его ощущение ненужности родителям, постоянное чувство вины за то, что он есть, и всё, что он делает. Часто ребёнок вырастает с каким-то иногда плохо осознаваемым посланием: "я должен угождать", "все вокруг ценней, чем я", "никому нет до меня дела", "я всем мешаю, зря копчу небо" и любыми другими, калечащими его психику и создающими ретравматизирующую действительность. Работать с такими посланиями, которые во взрослой жизни прочно встроились в психический каркас, непросто. Ещё и потому, что нет даже памяти о том, как жить без этих посланий, нет опыта жизни до травмы.
  • Чем более ранняя травма, тем труднее процесс излечения. Ранние травмы плохо помнятся, рано встраиваются в психологические конструкты ребёнка, меняя их и задавая новые условия, на которых эта психика потом функционирует. Такая ранняя "инвалидизация" приводит к тому, что мир кажется именно таким, каким его с самого раннего детства воспринимал ребёнок. И невозможно просто найти и выдернуть кривой или травмирующий конструкт из психики, не подвергнув риску обрушения всей психической конструкции. И поэтому хорошо, что есть психологические защиты, которые в значительной мере защищают психику от подобных операций. А также именно поэтому работа с ранней травмой скорее похожа на археологические раскопки, чем на хирургическую операцию.
  • Важное дополнение о работе с травмой

    Очень часто можно встретить верование, что проблема существует из-за того, что нечто сломано и достаточно починить сломанное, как всё заработает. Например, человеку трудно выносить близость, и он думает — надо покопаться, узнать, почему глючит, починить, и с близостью всё наладится. Когда речь о травматиках — особенно, о ранних травматиках — чаще всего вопрос не в починке, а в отращивании или доращиваниии.

    Когда происходит травма, то в повреждённом участке психики развитие останавливается. И то, что там должно в идеале вырасти, либо совсем не вырастает, либо замирает на зачаточной стадии. То есть у травматика с близостью проблемы не только в том, что первый опыт близости оказался ужасным, но и в том, что из-за этого способность пребывать в близости никогда не получила шанса развиться.

    На терапии можно понять проблему и докопаться до источников её происхождения, но это только первая часть работы. Вторая часть — в отращивании недостающей способности. Очень часто это будет работа по отращиванию практически с нуля. Можно сказать, что терапия ранней травмы — она, в основном, про это самое отращивание и про получение недостающего опыта (например, опыта безопасной зависимости), из-за которого развитие остановилось. Если говорить о панике, и как с ней справляться, то у ранних травматиков нередко отсутствует способность к саморегуляции. Их эмоциональное состояние носит из крайности в крайность — из паники в полную подавленность и обратно. И ничего посередине.

    Саморегуляция — это способность взбодрить себя, когда свалился куда-то в коматоз, и способность успокоить себя, когда вылетел в крайнее состояние. Это навык возвращать себя в ту часть эмоционального состояния, где нет пиковых рубежей, а есть просто умеренная волна. В идеале эта способность вырастает в контакте с матерью, которая чутко реагирует на состояние младенца, и может его успокоить или взбодрить. У ранних травматиков часто бывает так, что мать действует всё время невпопад и регулярно оставляет ребёнка один на один с его состояниями.

    Так что способность регулировать своё состояние — это то, что травматик должен осваивать уже во взрослом возрасте и делать это сознательно. А как и всякий другой навык — это вопрос регулярной систематической тренировки.

    Татьяна Пугач

    Сохранить

    Это интересно
    +1

    29.06.2016 , обновлено  07.11.2016
    Пожаловаться Просмотров: 733  
    ←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


    Комментарии временно отключены