Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Бабочки, летящие на свет лампы...

Французский художник Бальтюс (граф Бальтазар Клоссовски: 1908-2001) – один из самых таинственных и мистических художников двадцатого века, чьи  картины больше напоминают магический реализм с его сказочным миром, чем сюрреализм, к которому он примкнул лишь в начале своего творческого пути. 

Не был он и модернистом, хотя после шокирующей публику картины «Урок гитары» (1934), его с шумом приняли в круг авангардистов. Картина действительно странная. В ней  художник изобразил респектабельную учительницу музыки,  избивающую девочку-подростка.

Подросток лежит на коленях у учительницы как труп Христа, юбка девочки задралась и обнажила ее плоть. В момент насилия она рвет блузку учительницы, обнажая ее правую грудь. Момент насилия повторится и в другой картине Бальтюса «Жертва» (1939-46), где на постели спит обнаженная девочка, а возле кровати в темноте лежит на полу уготованный для нее длинный нож, символизирующий ее убийство.

balthus4

Урок гитары

Насилие и жестокость по отношению к невинному существу, по мнению Бальтюса, есть суть общества. Именно поэтому Антонен Арто доверяет ему сделать декорации к своему спектаклюТеатра Жестокости «Ченчи», а потом художник проиллюстрирует роман «Грозовой перевал»,тоже наполненный жестокостью и злом.

Бальтюс дружил со многими, входившими в круг сюрреалистов - Кокто, Батаем, Пикассо,Джакометти, а Антонен Арто был его  близким другом, но все-таки Бальтюс всегда стоял особняком, а после войны уже никогда не возвращался к сюрреализму.

Художник был гением-одиночкой, сторонившимся публичности и не любивший раскрывать душу перед чужими людьми. Вся его жизнь прошла на обочине и не в последнюю очередь из-за  ненависти к тем, кто пытался произвольно толковать его картины, а потому всерьез выставляться он начал только после шестидесяти лет.

balthus5

Жертва

Приоткрыть завесу таинственности над своей жизнью Бальтюс  решился в конце жизни, когда ему было уже почти девяносто. Тогда он написал книгу, в которой рассказал о своем детстве, родителях, отчиме (знаменитом Райнере Марии Рильке),  о том, кто на него повлиял, о работе, его теории искусства и как она пересекается с историей, литературой и духовностью.

Бальтюс не имел профессионального художественного образования, его школой стал Лувр, где он копировал по совету Боннара и Дени великого Пуссена. Обучение продолжилось в Италии, куда его взял отец. Там начинающего художника покорили  итальянские средневековые фрески Франчески, чья эстетика остановленного времени определила последующий индивидуальный стиль художника.

В полотнах Бальтюса время словно заморожено, движение жизни успокоено, жесты приостановлены, как в детской игре «Море волнуется раз…» на слове «Замри!» Чтобы понять его картины, необходимо обнаружить в них тайну, магию реальности, которую он открывает зрителю.

balthus6

Улица

Художник работал всегда очень медленно, иногда проводя годы за работой над единственной картиной, делая к ней многочисленные наброски. Особенностью художника было и то, что он работал сериями, в чем явно прослеживается влияние Сезанна.

После войны живопись Бальтюса стала более плотной, изменилась тема его картин, но по-прежнему оставалась его приверженность построению магической реальности, что бы он ни писал: портреты, натюрморты или пейзажи. Строгий состав и неподвижность времени  оставались неизменными. В них застывала тайна.

В сороковые и пятидесятые годы  Бальтюса стала волновать тема таинственно-пробуждающейся женственности и как она зарождается в девочке-подростке. Такого интереса к детской подростковой эротике ни у кого нет, разве что у Эгона Шиле. В образах Бальтюса есть запрещенные сексуальные фантазии, просвечивающиеся сквозь благопристойность и невинность.

balthus10

Комната, 1952-54 г.г.

Юная девочка, чистое существо – идеал красоты и невинности является объектом зависти и разрушения, потому что любая идеализация порождает насилие, желание уничтожить то, что человек хотел бы иметь, но оно для него недостижимо. Эту идею разрабатывали многие психоаналитики и философы того времени, в том числе и старший брат художника Пьер Клоссовски.

Но в юном существе пока все между – между невинностью и порочностью, между девочкой и женщиной, между детством и юностью. В серии картин о пробуждении женщины в подростке все символично: позы - соблазнительные, чувственные и эротичные;

бабочки, летящие на свет лампы, не понимая, чем для них обернется этот свет; кошки с их плавными мягкими движениями, готовые выпустить цепкими когтями, и зеркала, отражающие внимательный взгляд девочки на то, что в ней еще только зарождается. Читать далее

Это интересно
+5

10.12.2015
Пожаловаться Просмотров: 2983  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены