Обмануть психологический тест – занятие столь же азартное, сколь и защита теста от обмана. Тут уж кто кого переиграет – клиент психолога или психолог клиента.
Но если говорить без шуток, то искажение результатов тестирования не так уж часто происходит намеренно. Дело не в злом умысле клиента (или испытуемого), а в т.н. установках на ответ.
Эти установки бывают разными (о них подробнее мы рассказываем в статье), но, пожалуй, самой интересной и мощной является установка на социальную желательность.
Социальная желательность – вообще штука хитрая. Из-за неё все мы в той или иной степени бываем лицемерными, пытаясь соответствовать принятым социальным стандартам. Всем хочется выглядеть успешнее, умнее и интереснее, чем мы есть на самом деле. Но при этом мы не хотим оказаться «белой вороной». Мы нацелены приобретать друзей, а не становиться изгоями. В итоге, чтобы заслужить чужое внимание и симпатии, мы начинаем «пускать пыль в глаза» собеседнику, иногда даже не осознавая этого. Такое поведение с психологической точки зрения абсолютно нормально и способствует социальной адаптации. Ну а если наша личность подвергается проверке (как при психологическом тестировании), тут уж для «пыли» самое время.
Однако перед психологами встаёт совершенно конкретная задача – как защитить свой диагностический инструментарий от социально желательных ответов? Как докопаться до истины и за полученными тестовыми показателями разглядеть уникальную личность, убрав всё наносное и лицемерное? Теме тестовой «лживости» мы посвятили специальную статью.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: