Комитет развитие общества и защита прав создан для содействия в реализации конституционных прав граждан в области потребительской политики государства. Ст. 2 Конституции РФ провозглашает, что"человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в частности, его прав как потребителя, являются основой политики государства в области защиты прав потребителей. Комитет развитие общества и защита прав как элемент национальной системы защиты прав потребителей руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом РФ"О защите прав потребителей", Федеральным законом"О рекламе", Федеральным законом"О качестве и безопасности пищевых продуктов", Федеральным законом"О техническом регулировании", другими законами и нормативными актами. Деятельность комитета осуществляется в рамках социального партнерства Фонда с органами законодательной, исполнительной, судебной власти, СМИ, юридическими лицами, широкими слоями общественности. 1. Основные понятия, используемые в Программе Комитет развитие общества и защита прав Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Определение понятия"потребитель"чрезвычайно важно для четкого понимания правового поля, на котором действует Комитет развитие общества и защита прав . Объектом защиты прав потребителей оказывается гражданин, имеющий права на потребительском рынке. Общемировое признание права потребителей получили в резолюции Генеральной ассамблеи ООН № 39/248 от 9 апреля 1985 г., которая закрепила 8 прав потребителей: право на безопасность товара; право на информацию; право на выбор товара; право на выражение своих интересов; право на удовлетворение основных потребностей; право на возмещение ущерба; право на потребительское образование; право на здоровую окружающую среду.
При этом важно отметить, что каждый человек является потребителем, но выступает в этой роли не всегда. Потребителем он становится в момент приобретения товаров (работ, услуг) только для личных нужд. Организация, приобретающая на рынке товары для производственных нужд, не является в рамках защиты прав потребителей, потребителем. Интересы предприятия всегда защищают профессионалы (юристы, экономисты и т. п.). Потребитель – гражданин вынужден защищать свои права самостоятельно. Именно для защиты его прав создан Комитет развитие общества и защита прав . Потребителем является не только гражданин, который приобрел товар (работу, услугу), но и тот, кто собирается это сделать. Если человек обратился к продавцу с просьбой показать товар и рассказать о его свойствах, он уже стал потребителем и обладает определенными правами. Потребителем считается не только гражданин, который приобретает товар (работу, услугу), но и тот, кто непосредственно этим товаром (работой, услугой) пользуется. Поэтому тот, кому будет вручен этот товар (работа, услуга) в качестве подарка, станет его потребителем.
Потребителю на рынке противостоит продавец, т. е. тот, кто предлагает свои товары и услуги. Продавец – организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли- продажи. Исполнитель – организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющий работы или оказывающий услуги потребителям по возмездному договору. Изготовитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящий товары для реализации потребителям. Товары, а также работы, услуги, оказываемые покупателю, должны обладать определенным качеством в соответствии с государственным стандартом, санитарными нормами и правилами и другими документами, строительными нормами и правилами и другими документами, устанавливающими требования к качеству товаров, работ, услуг. Товар, который продавец передает покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 Гражданского кодекса РФ. Товары, выполненные работы и услуги не только не должны содержать недостатки, но и обязаны быть безопасными. Безопасность предполагает отсутствие недопустимого риска, связанного с причинение вреда для жизни, здоровья, имущества потребителя, вреда окружающей среде при обычных условиях транспортирования, хранения, использования и утилизации товара и результата выполненной работы (услуги).
Потребитель и продавец (изготовитель, исполнитель) существуют на рынке, неразрывно друг от друга. Продавцы на рынке конкурируют между собой. Цель каждого из них – привлечь как можно больше потребителей. Однако рынок не гарантирует потребителю, что он приобретет товар именно того качества, какого хотел бы; что услуга, на которую он рассчитывал, окажется выполненной качественно и в срок. Соблюдение интересов потребителя зависит от производителей (насколько они соблюдают права потребителей) и от самих потребителей, от того, как потребители грамотно отстаивают свои права. Постепенно на рынке складываются обычаи и привычки, которые не позволяют ущемлять права потребителя. Когда потребитель не может заставить продавца внимательно относиться к своим интересам, на помощь приходит закон. Закон РФ"О защите прав потребителей"(1992 г.) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров, (выполнении работ, оказании услуг); устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей; получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Права потребителя являются частью прав человека и гражданина и закреплены в ст. 2 Конституции Российской Федерации, Гражданским кодексом и законами РФ.
2. Из истории возникновения движения в защиту прав потребителей Прообразом современных организаций, выступающих в защиту прав потребителей, была независимая Лига потребителей, созданная в 1891г. в Нью-Йорке (США). Первой организацией потребителей на Европейском континенте стал Нидерландский союз потребителей (НСП), основанный в 1954 году. В настоящее время он является одним из самых влиятельных потребительских объединений, охватывающей более 600 тыс. человек. НСП – независимая организация, активно взаимодействующая с государственными органами по вопросам экономики, здравоохранения, экологической чистоты и безопасности товаров. Основная задача НСП состоит в том, чтобы обеспечить производителям товаров обратную связь путем изучения спроса и пожеланий потребителей. Идея защиты потребителей на уровне Европейского экономического сообщества постепенно формировалась среди стран – участников ЕЭС. Римский договор 1957 года о создании ЕЭС отразил потребность в обеспечении и защите прав потребителей в ст. 2. В ней говорится о том, что задачей Сообщества является создание общего рынка, постоянное и равномерное развитие, возрастающая стабильность, скорейшее повышение уровня жизни. Потребовалось значительное время, чтобы под воздействием организаций потребителей стран-участников ЕЭС, а также в связи с осознанием важности защиты потребителей как наиболее слабой стороны в отношениях с предпринимателями – изготовителями и продавцами – появились сначала общие программные документы органов ЕЭС в сфере защиты прав потребителей, а затем и нормативные акты, облекаемые в форму директив Совета ЕЭС. В октябре 1972 г. главы государств – участников ЕЭС приняли решение о фактическом создании системы защиты прав потребителей. В 1973 г. был создан специальный орган – Консультативный комитет по защите прав потребителей.
Официально политика защиты прав потребителей в рамках ЕЭС была принята в 1975 г. Расширение ЕЭС до объединенного рынка без границ ставит задачу совершенствовать национальное законодательство стран-участников ЕЭС в направлении повышения уровня защиты прав своих граждан, включая защиту прав граждан – потребителей. В последствии государственные и общественные структуры по защите прав потребителей получили более широкое развитие практически во всех странах Европы, например, "Национальный совет потребителей Великобритании (1975г.), "Государственная служба защиты прав потребителей в Финляндии"(1978г.) На международном уровне движение по защите прав потребителей привело к созданию в 1960 году международной организации потребительских союзов (МОПС). Её инициаторами стали пять стран, а именно: США, Англия, Бельгия, Нидерланды, Австрия. В настоящее время Россия является членом МОПС. В России общественные организации потребителей возникли раньше, чем специальные государственные органы. Первые общества потребителей были созданы в 1988 году – сначала в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), а затем в Москве, Свердловске (ныне Екатеринбург), Ростове-на-Дону, Волгодонске, Барнауле и других городах. В 1989 г. Общества потребителей, действующие на территории СССР, объединились в Федерацию обществ потребителей СССР (ФОП СССР). 8 мая 1991 г. был принят Закон СССР"О защите прав потребителей". После распада Советского Союза 7 февраля 1992 г. был принят Закон РФ"О защите прав потребителей". Общества потребителей объединились в Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ) и в Международную конфедерацию обществ потребителей (КонфОП). В Российской федерации сложилась национальная система защиты прав потребителей, включающая антимонопольные органы, федеральные и территориальные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей.
3. Кто и как занимается защитой прав потребителей в Российской Федерации Глобализация рынка товаров и услуг в современной России приводит к дальнейшему возникновению серьезных проблем для потребителей: проникновению на рынок опасных и некачественных товаров, мошеннической деловой практике продавцов, продаже товаров с недостатками, предоставлению услуг ненадлежащего качества, не предоставлению хозяйствующими субъектами информации о товарах (работах, услугах), нарушению сроков исполнения услуг и другим проблемам. Права потребителей защищаются государственными органами, которые контролируют безопасность товаров (работ, услуг), соблюдение законодательства о защите прав потребителей и имеют права по обеспечению нарушений прав потребителей и привлечению к ответственности правонарушителей.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ и ее территориальные органы осуществляют государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о защите прав потребителей, направляют предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, дают официальные разъяснения по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей. Контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) осуществляет Федеральная служба государственной статистики РФ, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ, Министерство природных ресурсов РФ, МЧС. Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения, они могут обеспечить оперативную защиту интересов потребителя по месту жительства на основе безвозмездного, беспристрастного, индивидуального подхода к каждому потребителю.
Основными направлениями деятельности общественных объединений потребителей являются: представительство интересов потребителей, участие в законотворческой деятельности, обеспечение прав потребителей на безопасность и качество товаров (работ, услуг), просвещение и образование, оказание правовой поддержки потребителям и помощь в составлении претензий, исковых заявлений. 4. Концепция Комитет развитие общества и защита прав концентрирует свое внимание на профилактической деятельности по соблюдению прав потребителей и обеспечивает это путем предотвращения нарушений прав потребителя посредством"ТРЁХ ПРО": ПРОфилактика через ПРОдвижение лучших производителей и ПРОсвещение граждан в вопросах защиты прав потребителей. Профилактика нарушений является главным содержанием работы Комитет развитие общества и защита прав . Деятельность Московского фонда защиты прав потребителей выходит за рамки узкого понимания потребительских проблем.
Комплекс мероприятий Комитет развитие общества и защита прав включает три важнейшие составляющие:
1. активную пропаганду идеологии честного предпринимательства, уважающего и сохраняющего права потребителей;
2. информационную и просветительскую работу, консультирование и оказание практической помощи и потребителям, и предпринимателям в разрешении конфликтных ситуаций;
3. создание инфраструктуры развития широкого потребительского движения, строительство общественных Центров Потребителей в городах РФ.
4. 1. Активная пропаганда идеологии предпринимательства, ориентированной на потребителя, проводится Фондом различными способами. К принципам, обеспечивающим предупредительное регулирование взаимовыгодных отношений производителей и потребителей, используемым Комитетом, относятся следующие: оказание кредита доверия производителям товаров (работ, услуг); выявление и пропаганда стандартов поведения лучших производителей; использование метода примера, достойного подражания, удерживающего предпринимателей от действий, нарушающих права потребителей; гласность, точная и положительная информация о лучших производителях – став достоянием общественности, стимулирует производителя к совершенствованию своей работы и более тщательному контролю за соблюдением прав потребителей. Комитет развитие общества и защита прав исходит из того, что предприятие, активно функционирующее на потребительском рынке, заинтересовано в повышении своего престижа и готово поддерживать этот престиж, внимательно следя за качеством, безопасностью и другими потребительскими свойствами производимых товаров (работ, услуг). Особое место в профилактике нарушений прав потребителей занимают проводимые Комитет развитие общества и защита прав смотры предприятий: "Лучшие в России", "Лучшие в Москве", "Лучшие в Подмосковье". Целью смотров является мобилизация производителей (продавцов, исполнителей) на высокое качество товаров (работ, услуг) и внимательное отношение к потребителю. Участником Смотра может стать любое предприятие, индивидуальный предприниматель, предоставляющий свои товары (работы, услуги) потребителю и сознательно ориентированный на цивилизованный рынок, уважающий потребителя и его права. Ожидаемым результатом этих мер является то, что предприятия, получившие статус лучших, добровольно возлагают на себя обязательство соответствовать высокому стандарту, воздерживаться от неправильных действий, исполнять Закон"О защите прав потребителей"предупредительным порядком. Участникам смотра"Лучшие в России", "Лучшие в Москве", "Лучшие в Подмосковье"публично в торжественной обстановке вручаются свидетельства установленного образца и ценные подарочные комплекты.
Комитет развитие общества и защита прав поддерживает и продвигает предприятия, получившие высокий статус"Лучшие в Москве", "Лучшие в Подмосковье"в различных средствах массовой информации. Особую роль в продвижении к потребителю лучших производителей товаров (работ, услуг) призвано сыграть издание СМИ"Платиновые страницы"Комитет развитие общества и защита прав . Преследуя цели формирования цивилизованного рынка и приближения лучших производителей к потребителю, Фонд публикует в своем издании достоверную информацию о предприятиях, организациях и индивидуальных предпринимателях. Массовость аудитории, на которую рассчитано СМИ"Платиновые страницы", достигает 5 млн. жителей Москвы и Подмосковья. Каждая семья получит экземпляр печатной версии"Платиновых страниц"через почтовые отделения. Кроме этого, каждый желающий сможет узнать о лучших предприятиях потребительского рынка из электронной версии СМИ"Платиновые страницы"через средства Internet. В комплекс мероприятий по профилактике нарушений прав потребителей входит также выставочная деятельность, подразумевающая содействие Московского фонда защиты прав потребителей организаторам различных специализированных выставок товаров (работ, услуг).
На выставках проводятся мероприятия пропагандистско-разъяснительного характера, ориентированные на различные слои производителей и потребителей. Потребительская общественность привлекается к участию в общественно-экспертных советах по выявлению лучших товаров и услуг, представленных на выставках. В ходе выставочной программы предполагается проведение семинаров и круглых столов для участников выставки и посетителей по актуальным проблемам защиты прав потребителей.
4. 2. Информационная и просветительская деятельность Комитета На потребительском рынке профессионал-продавец чувствует себя увереннее, чем потребитель. Одно из главных преимуществ продавца состоит в том, что он владеет информацией. Под информацией подразумевается не случайный набор сведений, а некоторое вполне конкретное сообщение, предназначенное для определенных потребителей. Потребитель испытывает постоянный дефицит необходимой информации. Просветительская деятельность Комитет развитие общества и защита прав заключается в том, чтобы организовать широкое и доступное всем слоям потребителей информирование населения о правах потребителей и о механизмах реализации этих прав.
Для этого предполагается наладить систему проведения потребительских конференций, семинаров, круглых столов, лекций, бесед, консультаций на актуальные темы: "Правила розничной торговли", "Что необходимо знать, покупая продукты питания", "Соблюдение прав потребителей как составляющий фактор успеха"и многие другие. Прежде всего, речь идет о том, чтобы обеспечить усвоение потребителями общих положений взаимоотношений потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя), приобрести навыки работы с законом"О защите прав потребителей"и нормативными актами, сформировать знания в области прав потребителей при покупке товаров, изучить механизм защиты прав потребителей. Важно повысить качество знаний в области прав потребителей при выполнении работ или оказании услуг, сформировать навыки решения проблемных вопросов, возникающих при взаимодействии потребителя с исполнителем (изготовителем), привить навыки к самостоятельному оперативному использованию норм, регулирующих отношения между производителями, исполнителями, продавцами и потребителями. Комитет рассматривает обучение граждан вопросам защиты прав потребителей как формирование психологии человека, ориентированного на жизнь в рыночной экономике. Речь идет не просто о распространении правовых знаний, а о выработке соответствующего мировоззрения.
4. 3. Строительство общественных Центров Потребителей. Для обеспечения широкой панорамы работы Комитета развитие общества и защита прав сжителями России необходимо создание сети общественных зданий, располагающих учебными аудиториями, помещениями для проведения конференций, круглых столов, занятий, клубов по интересам и других мероприятий. Целесообразно приблизить к потребителю практические возможности реализации его прав. В этих Центрах могут размещаться организации, обеспечивающие защиту прав потребителей, а именно: центры независимой экспертизы, юридические консультации, отделения Мосторгинспекции, консультационные пункты. Вся инфраструктура Центра максимально соответствует интересам разнообразных социальных и демографических слоев потребителей: от vip-персон до социально незащищенных слоев населения. Работа с каждой категорией населения имеет свои методы и особенности, что учитывается при составлении программы работы Центров. В зависимости от месторасположения здания Центра варьируется организация внутреннего пространства, что будет учитываться при составлении проектной документации.
5. Цели и задачи Комитет развитие общества и защита прав содействует развитию цивилизованного рынка, способствует утверждению в российском обществе атмосферы уважения к потребителям. Основными целями Фонда являются:
1. Предотвращение нарушений прав потребителей и защита их прав на основе Закона РФ"О защите прав потребителей".
2. Объединение потребителей и производителей товаров (работ, услуг) для удовлетворения потребностей граждан в конкурентоспособных, качественных и безопасных товаров (работ, услуг).
3. Содействие московским органам власти и самоуправления в проведении социально-экономической политики в целях наиболее полного удовлетворения интересов населения. 4. Формирование имущества Комитетана основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом, поступлений и использование данного имущества на общественно-полезные цели. Задачи Комитета:
1. Информационное обеспечение предупреждения нарушений прав потребителей на безопасность товара, на информацию, на выбор товара, на выражение основных потребностей, на возмещение ущерба, на потребительское образование, на здоровую окружающую среду.
2. Совершенствование информационной, образовательной и просветительской работы в сфере защиты прав потребителей.
3. Способствование повышению самодеятельности потребителей и производителей товаров (работ, услуг), соблюдению и теми, и другими закона о защите прав потребителей.
4. Содействие развитию и укреплению общественного движения потребителей.
5. Продвижение информации о лучших предприятиях, изготовителях, исполнителях и продавцах товаров (работ, услуг) в СМИ с использованием передовых информационных технологий; информирование о состоянии потребительского рынка товаров (работ, услуг), о добросовестных изготовителях, исполнителях, продавцах.
6. Содействие территориальным органам Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ в реализации политики в области защиты прав потребителей.
7. Участие в проведении международных и региональных научно-практических мероприятий по вопросам развития потребительского рынка товаров (работ, услуг); поддержка актуальных научных исследований в этой области.
8. Разработка предложений органам законодательной власти по совершенствованию и развитию законодательной базы в области защиты прав потребителей.
9. Участие в международном сотрудничестве, в том числе в обмене опытом по защите прав потребителей.
10. Проведение благотворительных мероприятий совместно с государственными и иными организациями, творческими и прочими союзами, предприятиями, инициативными группами, населением.
11. Аккумулирование денежных средств для инвестирования их в мероприятия, направленные на защиту прав потребителей. 6. Основные направления деятельности Комитет развитие общества и защита прав
1. Изыскание на законной основе источников пополнения средств Комитета, в том числе привлечение на добровольной, безвозвратной основе денежных средств российских и иностранных юридических и физических лиц.
2. Инвестирование денежных средств в мероприятия и программы по защите прав потребителей.
3. Использование в установленном порядке кредитов банков и у третьих лиц в иностранной и отечественной валюте в банках и у третьих лиц, осуществление сделок, допускаемых действующим законодательством.
4. Организация системы информирования населения о правах потребителей, качестве и безопасности товаров (работ, услуг) через средства массовой информации, используя новейшие информационные технологии.
5. Участие в научно-исследовательской и научно-практической деятельности, в проведении семинаров, конференций, симпозиумов, в разработке научных рекомендаций по проблемам формирования цивилизованного рынка и защите прав потребителей.
6. Участие в развитии системы потребительского образования и просвещения.
7. Содействие в продвижении качественных конкурентоспособных товаров и услуг на потребительский рынок, участие в проведении выставочных мероприятий.
8. Участие в международном сотрудничестве, в том числе в обмене опытом по защите прав потребителей.
9. Участие в международных некоммерческих неправительственных объединениях, создание филиалов и представительств в иностранных государствах, создание международных ассоциаций международных общественных объединений защиты прав потребителей.
10. Поддержка прямых международных контактов и связей, заключение соглашений с иностранными неправительственными некоммерческими и коммерческими организациями по развитию массового движения потребителей и защите их прав.
11. Проведение благотворительных мероприятий совместно с государственными, общественными и иными организациями, творческими и прочими союзами. 12. Осуществление предпринимательской деятельности, соответствующей уставным целям Комитета, для достижения этих целей.
13. Строительство объектов производственного, социального и культурно-бытового назначения за счет собственных и привлеченных средств.
14. Участие в разработки предложений органам законодательной власти по совершенствованию и развитию законодательной базы в области защиты прав потребителей. Таким образом, одной из основных задач деятельности Комитет развитие общества и защита прав является создание общего экономического пространства, предполагающего устранение различных барьеров на пути формирования цивилизованного рынка. Комитетом вырабатывается согласованная политика в сфере защиты прав потребителей с учётом интеграционных процессов на потребительском рынке. Информирование и просвещение населения в области защиты прав потребителей является одним из приоритетных направлений работы комитета.
Шепида Виталий ДАнилович президент "Комитет развитие общества и защита прав"
Это интересно
0
|
|||
Комментарии временно отключены