Что такое счастье с точки зрения глубинной психологии.
Счастье как чувство или эмоциональное переживание.
Счастье это сложно уловимое, мимолетное чувство, при котором нас переполняет нечто, большее, чем мы сами. Мы как бы тонем и растворяемся в большом объеме радости, нас переполняют эмоции, мы фонтанируем энергией, даже если бурно ее не выражаем. Бывает ведь и спокойное счастье, совсем не обязательно слишком экспрессивное его выражение.
Сразу хочу отметить разницу между обычным удовлетворением, которое тоже чрезвычайно важно и ценно для качественной жизни, и более тонким переживанием радости бытия.
Для переживания счастья могут быть причины, а может их не быть. Если вспомнить детство, то можно легко осознать, что ощущение полноты жизни и счастья часто посещает детей без каких-либо видимых причин.
Когда мы испытываем счастье?
Мы испытываем счастье всякий раз, когда мы внутреннее готовы к этому. Ощущение счастья может приходить к нам как внешнее или внутреннее событие. Существует некий тонкий настрой, который появляется, как предварительное чувственное настроение легкости, энергичности, позитива. В этой легкости, почти нет мыслей или они проходят по поверхности сознания, либо поток мышления как бы немного отдаляется от нас. Чем ближе мы находимся к мыслительным причинно-следственным конструкциям, тем меньше вероятность экстатического переживания полноты жизни.
Взрослому человеку испытывать счастье сложнее, чем ребенку по очень многим причинам. Взрослый человек более сконцентрирован «в голове», в мыслительных процессах с оглядкой на опыт и с опорой на сложную систему психологических защит. Большая часть погруженности взрослого человека в эту мысленную путаницу происходит бессознательно. Мы не выбираем мышление, мы в нем уже живем. Это все замечательно для выживания, для конкуренции, для бесконечной борьбы. Но это не подходит для переживания счастья и радости жизни.
Ребенок более открыт внешним впечатлениям и внутренним ресурсам психики. У него еще нет жесткой концентрации на голове, на мышлении, в котором позже запутываются почти все взрослые. Ребенок еще ближе к дыханию, «к животу», к инстинктам, к коллективному бессознательному. Соответственно, ребенок ближе к эмоциям, чувствам, переживаниям, а система защиту него еще незрелая и существует, как потенциальная возможность развития.
Чем старше ребенок становиться, тем дальше он смещается от центра жизни, к которому он гармонично дрейфовал вместе с дыханием и всем массивом своих эмоций, в сторону ментальных виртуальных процессов. Обычное мышление сосредоточено в головном мозге и предназначены для защиты и нападения, абстрактного мышления и наилучшей социальной адаптации, но никуда не годится для экзистенциального контакта с жизнью и надежно разъединяет человека с радостью бытия.
Это интересно
0
|
|||
Комментарии временно отключены