Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
21358 участников
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Храмы России. Продолжаем паломничество

 

 

 

Благовещенский собор Казанского кремля является древнейшим из сохранившихся в Казани памятников истории и архитектуры. Главный собор Казанского края, являвшийся до революции кафедральным собором Казанской епархии, был основан 4 октября 1552 года по приказу царя Иоанна Грозного. Собор относят к псковской школе русского зодчества. В этот период мастерам Постнику Яковлеву и Ивану Ширяю было поручено отправиться в Казань для построения нового каменного города (кремля).

Страшный пожар 1815 года, во время которого пострадал весь Казанский кремль, заставил заняться серьезной реконструкцией собора. С 1817 по 1821 год полуразрушенная трапезная часть собора была реконструирована, появилась крытая галерея, соединявшая собор с архиерейским домом. В 1841 году по проекту Ф.И. Петонди трапезная часть была перестроена в высокую и двухсветную с лестницей на хоры. Тогда же Благовещенский собор, бывший до этого времени холодным (зимним), был обращен в теплый. Новая трапезная часть серьезно изменила облик древнего кафедрального собора. Храм принял тот вид, который был взят за основу при реставрации 1977 года. В 40-е годы XIX века к главному входу пристроено высокое крыльцо, которое в 1863 году было сделано крытым; а в западной части трапезной устроено хорошо защищенное помещение для богатейшей соборной ризницы.

В ризнице хранились соборные святыни, драгоценные церковные сосуды, архиерейские облачения. Здесь находились: золотой с финифтью напрестольный крест митрополита Адриана (конец XVII в.) с частицами мощей святых апостолов, рукописное Евангелие 1478 года, устроенное по заказу епископа Тверского Вассиана (князя Стригина-Оболенского) и подаренное собору архиепископом Гурием; Евангелие в золотом с алмазами окладе Всероссийского патриарха Адриана, пожертвованное в собор 25 декабря 1692 года; Евангелие елизаветинской эпохи, поражавшее размерами и весом (2,5 пуда), оно использовалось лишь раз в год - в первый день Пасхи.

Благовещенский собор является уникальным храмом, поскольку сохраняет нетронутым часть соборного некрополя. Под алтарем Благовещенского собора располагался храм, освященный в 1896 году во имя Всех святых. Этот храм являлся усыпальницей казанских архиереев, здесь находилось семь погребений, которые не сохранились. Зато сохранились погребения пяти митрополитов и трех архиепископов в самом Благовещенском соборе и погребения двух архиепископов в придельном храме. В соборе до революции хранилась гробница с мощами святителя Гурия Казанского.

 

Свято-Троицкий собор в городе Муроме, на левом берегу реки Оки.

В Троицкий монастырь паломники приходят поклониться мощам святых благоверных князя Петра и княгини Февронии – покровителям православной семьи, любви и благополучия в браке. Святые Петр и Феврония Муромские являют собой образец супружеской верности, преданности и любви, которые они сохранили на протяжении всей своей жизни, преодолевая все испытания и искушения. Мощи святых были перенесены в монастырь в 1992 году.

Свято-Троицкий женский монастырь был построен в середине XVII века на средства богатого муромского купца. На месте деревянной церкви Святой Троицы, построенной в 1351 году по велению князя Юрия Ярославича, в 1642-1643 гг. был воздвигнут каменный храм в честь Живоначальной Троицы. Небольшой пятиглавый Троицкий собор имеет изящные пропорции и богато украшен. Особую нарядность ему придают изразцы с изображениями трав, диковинных зверей и птиц.

Среди монастырских традиций было распространено искусство вышивки золотом, серебром и драгоценными камнями. Руками монахинь были украшены оклады многих икон обители. Один из старинных образов XVII века – икона Казанской Божией Матери с ризой, расшитой сестрами Троицкого монастыря, хранится в Муромском историко-художественном музее. В настоящее время вышитые иконы украшают и интерьер Троицкого собора.

 

Новгородский Софийский собор – один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Значение новгородской Софии в общественно-политической жизни древнего Новгорода было исключительно велико. Выстроенная сыном Ярослава Мудрого – новгородским князем Владимиром в 1045 – 1050 годах, София уже в ЗО-х годах ХII века перестала быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской вечевой республики. Вплоть до последних лет новгородской самостоятельности София была как бы символом Новгорода.

Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки (цемянка — кирпичная или керамическая крошка, добавляемая в известковый раствор для кладки стен, и сам этот раствор. Широко использовался в древнем строительстве как связующее вещество аналогично современному цементу). Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур. Предание говорит, что это военный трофей, добытый новгородцами при взятии шведской столицы Сигтуны в 1187 году. Есть и Корсунские врата XI века византийской работы, ведущие в Рождественский придел.

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

Во время Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород. При одном из авианалётов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и повис на крепёжных тросах, и комендант города распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007.

 

Свято-Троицкий кафедральный собор является древнейшим храмом в Пскове и, по существу, с ним в древности отождествлялся сам город, который назывался Домом Святой Троицы, также как Новгород - Домом св. Софии, а Изборск - святителя Николая. Современное здание собора является четвертым по счету, однако каждый раз главный престол храма на том же, установленном в глубокой древности месте, освящался во имя Живоначальной Троицы. Место для храма было избрано самой княгиней Ольгой: ей, стоящей на берегу реки Великой, было явлено видение трех лучей над мысом, у слияния рек Великой и Псковы. На указанном месте по повелению Ольги был заложен первый деревянный Троицкий собор. В XII веке собор был возобновлен в камне, предположительно смоленскими строителями, - в те времена местная школа зодчества еще не сложилась.

Перед Троицким собором находилась вечевая площадь - центр общественной жизни Пскова, здесь избирались посадники, призывались князья. В алтаре Троицкого собора хранился меч св. Довмонта-Тимофея, который вручался как благословение всем призываемым на псковский престол князьям. Сам св. Довмонт призывал свою дружину: "Братие мужи, потягнем за Святую Троицу!" - именно так псковичи формулировали свою патриотическую идею.

Именем Святой Троицы заключались союзные договоры о сотрудничестве и помощи между русскими княжествами, и скрепленные "крестным целованием" - клятвой на кресте, грамоты хранились в соборе. Подклет Троицкого собора стал местом погребения князей и священства, а впоследствии и псковских архиереев. При соборе велось летописание, хранился архив и казна.

Ныне существующий четвертый каменный Троицкий собор строился 17 лет и был закончен в 1699 году. Он поставлен "по старой основе" предыдущего собора, но значительно отличается от него прежде всего своей высотой, достигающей 72-х метров. Собор имеет два боковых придела и закрытую галерею, соединенную с притвором. В первом ярусе собора устроена церковь во имя преподобного Серафима Саровского, за алтарем которой находится усыпальница, сохранившаяся с древнейших времен. Иконостас Серафимовского придела расписан знаменитым иконописцем архимандритом Зиноном.

Внутри собор поражает торжественным, уходящим вверх пространством. Шесть мощных столбов, несущих подпружные арки, теряются в высоте грандиозного интерьера, освещенного сверху тремя барабанами. Иконостас, современный храму, мерцает объемной позолоченной резьбой. Образы цветущего райского сада и его плодов - виноградной лозы, отягощенной крупными гроздьями, обрамляют ряды икон XVII века.

 

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+9

11.04.2015
Пожаловаться Просмотров: 2150  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены