Рисунки на скалах мне раньше видеть не приходилось. Я не думал, что буду так переживать эту встречу. Они, как послание из глубины веков, будят воображения и рождают восторг своей не художественностью и примитивом
Наскальная живопись
Следующее представление, в рамках знакомства с моим родным Баянаулом — наскальная живопись. Я много раз бывал в тех краях, но когда мне, как бы между прочим, предложили посмотреть наскальные рисунки, я засомневался в правдивости предложения.
Простая аналогия с рисунками детства …
Нас восхищают первые рисунки детей, самые первые. Их рисунками назвать, в общем — то, нельзя. Черкание по белому листу цветным карандашом, в лучшем случае, карандашами. А мы, умиляясь, видим там и солнышко и птичку и все остальное, чего там вовсе нет. С возрастом рисунки все более и более реалистичны, ну а дальше, как кому дано…
Гранитный холст
Рисунок на скале, который увидел я, это не черкание. Но это рисунок ребенка, в смысле художественности и сюжетной содержательности. Я бы смог нарисовать лучше, но это не умаляет ценности этого творения. Ценность его не в художественности, а во времени пребывания шедевра на этом гранитном холсте и в том полете воображения, которое он вызывает.
Полет воображения, рожденный древними рисунками …
Я приложил руку к рисунку и, в первую очередь, попытался представить инструмент, которым работал художник. Возможно, (скорее всего) это был камень более твердой породы. При помощи которого, методом постукивания, и наносился рисунок. Но где взял его мастер? Его он не мог отыскать здесь же, среди гранитных скал. Следовательно, ему он достался от кого—то. От кого? Может это был подарок отца или друга.
А может он принес его сам из военного похода. Из набега, который совершило его племя на степных жителей, селившихся вдоль рек, занимающихся рыбной ловлей, охотой на водоплавающую дичь и на животных, приходящих на водопой.
А возможно это наконечник копья, которое художник использовал для охоты. Хотя, захочет-ли настоящий охотник так использовать орудие добывания пищи. А может это камень для высечения искр, при добывании огня. Промахнувшись, чиркнул по близко лежащему камню, увидел оставленный след, и родилась идея — рисовать.
Наверное, художником был, все же, мужчина. Женщина, вряд—ли, могла иметь столько свободного времени и иметь такую силу и смелость, что бы стучать камнем о камень, на возвышенности и открытом пространстве. Она могла бы привлечь к себе внимание недруга или скучающего соплеменника. И тот и другой не стали бы определять художественную ценность творения, их привлекла бы сама художница.
Что побудило человека заняться искусством. Может он видел, что—то подобное в других местах баянских гор. Может кто—то из его соплеменников или пленников—чужаков научили его этому. Может случайный, касательный удар камнем (чирк) по камню навел его на эту мысль, и он был первым человеком горных племен, кто изобразил животное на граните. А может это был человек одаренный талантом художника, который таким образом смог отразить что—то однажды им увиденное и поразившее его воображение.
Наши далекие предки, в отличие от нас, были прагматичными и просто так ничего не делали. Особенно, если труд был долгим и не легким. Энергия, затраченная на добывание пищи, оправдывалась ее калорийностью, военный поход—захваченными пленниками и материальными ценностями. А чем компенсирован нанесенный на камне рисунок? Может зарождение или развитие духовности древнего человека?
Может этот рисунок являлся особой меткой племени, которому принадлежала эта территория. А изображение на скале являлось знаком принадлежности кому—либо этого замечательного участка земли. Перед скалой бежит небольшой ручей, который далее впадает в ручей гораздо больший, бегущий по дну глубокого оврага. Отличное место водопоя для диких обитателей этих мест. Большие открытые участки, поросшие высокой травой, среди отдельно стоящих скал, завидные пастбища. Такие угодья очень удобны для охоты или для содержания одомашненных животных (если таковые уже были).
Художник был, явно, не ребенок. Работа камнетеса не из легких. И по расположению рисунка на скале, рост его должен был быть 165—170 см. Я приложился воображаемым инструментом, и мне было удобно. Т.е. творец был примерно одного роста со мной. Взрослый мужчина. А был ли он женат? А был ли, вообще, такой статус в те времена и на момент творения? А дети? Может они прибегали любоваться творчеством своего отца.
Наскальный рисунок и «Мона Лиза»
Я видел подлинник картины «Мона Лиза» Леонардо да Винчи в парижском Лувре. Картине уже более пятисот лет. Она находится за толстым стеклом и имеет зону, за которую запрещено заходить. Она оценена в миллионы долларов. Возле нее толпятся десятки, сотни ценителей. К ней трудно пробиться, что бы разглядеть ее поближе. Я не отношусь к ведам, но и невеждой себя не считаю, но …
Наскальный рисунок меня зацепил не меньше чем «Джоконда».
Вот столько вопросов и ответов было в моей голове. Я обязательно вернусь к тем рисункам и более внимательно осмотрюсь. Я хочу походить по окрестностям и еще раз попытаться глазами древнего художника увидеть то, что когда—то составляло его будни. Скалы, которыми он любовался, с вершин которых он наблюдал за течением жизни вокруг. Из—за каких вершин он ждал появление солнца, и за какие степные холмы он его провожал.
До новых встреч, неизвестный художник.
Это интересно
+7
|
|||
Последние откомментированные темы: