На пашне. Весна
Алексей Гаврилович Венецианов остался в истории, как основатель венециановской школы, мастер портретной и жанровой живописи, талантливый педагог и академик императорской Академии художеств.
Биография художника Алексея Венецианова
Алексей родился в феврале 1780 года в купеческой семье, в Москве. С самого раннего детства мальчик увлекался рисованием, но этого не одобряли члены семьи будущего художника и преподаватели пансиона, в который отдал мальчика отец.
Автопортрет
Однако прошло всего пять лет и, с рисованием смирились и родители, и преподаватели – он получил право рисовать уже не карандашом, а маслом по холсту.
История сохранило имя учителя юного живописца – Пахомыч. Однако, учеба у Пахомыча была совсем не простой – юный ученик бунтовал, пытался писать на холсте без грунта. И постоянно спорил с Пахомычем. Можно предположить, что до Пахомыча у Алексея был другой учитель, который учил мальчика иначе.
Летом 1802 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилось объявление о художника «списывающем предметы с натуры пастеллем в три часа. Живет у каменного моста в Рижском кофейном доме.
Однако, для успеха в Петербурге одного объявления в газете было мало и Алексей Венецианов вернулся в Первопрестольную. В Москве художник продолжил писать, совершенствовал своё искусство портретиста и ему, в итоге, удалось создать несколько действительно примечательных полотен.
В 1807 году Венецианов вторично приезжает в Петербург и поступает на казенную службу в канцелярию директора почт. Алексей Гаврилович усердно служит в канцелярии, в свободное время посещает Эрмитаж и старается понять секреты мастерства художников. В один из таких визитов он знакомится с «великим Боровиковским» и становится одним из учеников действительно великого художника.
В 1808 году Алексей Венецианов начинает издавать «Журнал карикатур на 1808 год в лицах». Журнал состоял из листов с гравюрами сатирического содержания. И так случилось, что третий по счету лист «Вельможа» показали императору Александру I. Император сатиру «оценил» и посоветовал молодому живописцу заниматься приучением себя к службе, в коей находится.
Иначе говоря, император погрозил пальчиком, а правительство запретило дальнейшее издание журнала. Нужно сказать, что Венецианов намёк понял и к жанру карикатуры вернулся всего один раз – во время войны 1812 года художник создавал карикатуры на Наполеона и его окружение.
В 1811 году за «Автопортрет» Венецианов получил звание «назначенного» (было такое звание в Академии живописи и присваивалось оно тем, чья кандидатура выдвигалась на звание академика), а за портрет инспектора Академии К.И. Головачевского с тремя воспитанниками, был удостоен звания академика и стал одним из самых именитых художников-портретистов России.
Портрет Кирилла Ивановича Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками
После окончания Отечественной войны 1812 года художник вступил в «Вольное общество учреждения училищ по метоле взаимного обучения», которое было организовано известными поэтами Жуковским и Крыловым. На средства Общества Венецианов открыл школу, в которой обучал детей рисованию и скульптуре. Нужно сказать, что из стен этой школы вышло много будущих известных художников (Г. Сорока, С. Зарянко, А. Тырянов, Е. Крендовский), которые впоследствии стали именоваться выпускниками венециановской школы.
В эти годы дом Венецианова становится местом, где регулярно собираются известные литераторы, живописцы и музыканты. По инициативе Алексея Гавриловича был выкуплен из крепостной зависимости Тарас Шевченко.
В 1819 году Алексей Гаврилович Венецианов выходит в отставку и оставляет место землемера Ведомства государственных имуществ. Художник оставляет Петербург и обосновывается в маленьком имении в Тверской губернии. Деревенская жизнь открывает для художника другой мир и он начинает писать картины деревенского быта. Уже первые работы художника в этом жанре привлекают вниманию публики своей глубокой реалистичностью, новым свежим взглядом на русскую жанровую живопись.
Картина «Гумно» была выставлена в Академии и обрела огромное количество поклонников. В числе поклонников оказался и сам император, который эту картину и приобрел. Потом были «Чистка свеклы», «Жница», «Утро помещицы» (эта картина была подарена Венециановым императору Александру I) и много других полотен.
В 1824 году Венецианов выставил свои картины на выставке в Петербурге. Вот что о работах художника писала газета «Отечественные записки»:
Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов его окружающих, близких к его сердцу и нашему.
За годы трудов Венецианов создал целую «галерею русских крестьян» — работящих, сильных, очаровывающих врожденным благородством и чувством собственного достоинства.
Однако, не всем понравилось крестьянское творчество художника и Венецианова обвинили в неспособности писать на темы «благородные». Ответом на эту абсурдную критику стала картина «Купальщицы». Куда уж благороднее? Критики вынуждены были признать свою неправоту. А художник вернулся к своей любимой теме крестьянского быта.
Жизнь художника оборвалась совершенно трагически и случайно – он ехал в Тверь, кони понесли и сани с художником врезались в столб каменных ворот. Алексей Гаврилович Венецианов умер на месте. Это случилось 16 декабря 1847 года.
А теперь давайте перейдем к картинам живописца
Гумно
Очищение свеклы
Спящий пастушок
Спящая девушка
Жнецы
Девушка в платке
Крестьянка Тверской губернии
Кормилица с ребенком
Гадание на картах
Встреча у колодца
Утро помещицы
Жница
Сенокос
Портрет А. А. Венециановой, дочери художника
Портрет жены художника Марфы Афанасьевны Венециановой
Это интересно
+11
|
|||
Последние откомментированные темы: