Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец





6 декабря (Старый стиль)


19 декабря (Новый стиль)

 

 

Свя­ти­тель Ни­ко­лай, ар­хи­епи­скоп Мир Ли­кий­ских, чу­до­тво­рец, про­сла­вил­ся как ве­ли­кий угод­ник Бо­жий. Он ро­дил­ся в го­ро­де Па­та­ре Ли­кий­ской об­ла­сти (на юж­ном по­бе­ре­жье Ма­ло­азий­ско­го по­лу­ост­ро­ва), был един­ствен­ным сы­ном бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей Фе­о­фа­на и Нон­ны, дав­ших обет по­свя­тить его Бо­гу. Плод дол­гих мо­литв ко Гос­по­ду без­дет­ных ро­ди­те­лей, мла­де­нец Ни­ко­лай со дня рож­де­ния сво­е­го явил лю­дям свет бу­ду­щей сво­ей сла­вы ве­ли­ко­го чу­до­твор­ца. Мать его, Нон­на, по­сле ро­дов сра­зу ис­це­ли­лась от бо­лез­ни. Но­во­рож­ден­ный мла­де­нец еще в ку­пе­ли Кре­ще­ния про­сто­ял на но­гах три ча­са, ни­кем не под­дер­жи­ва­е­мый, воз­да­вая этим честь Пре­свя­той Тро­и­це. Свя­той Ни­ко­лай во мла­ден­че­стве на­чал жизнь пост­ни­че­скую, при­ни­мал мо­ло­ко ма­те­ри по сре­дам и пят­ни­цам лишь один раз, по­сле ве­чер­них мо­литв ро­ди­те­лей.

 

С дет­ских лет Ни­ко­лай пре­успе­вал в изу­че­нии Бо­же­ствен­но­го Пи­са­ния; днем он не вы­хо­дил из хра­ма, а но­чью мо­лил­ся и чи­тал кни­ги, со­зи­дая в се­бе до­стой­ное жи­ли­ще Свя­то­го Ду­ха. Дя­дя его, епи­скоп Па­тар­ский Ни­ко­лай, ра­ду­ясь ду­хов­ным успе­хам и вы­со­ко­му бла­го­че­стию пле­мян­ни­ка, по­ста­вил его во чте­ца, а за­тем воз­вел Ни­ко­лая в сан свя­щен­ни­ка, сде­лав его сво­им по­мощ­ни­ком и по­ру­чив ему го­во­рить по­уче­ния пастве. Слу­жа Гос­по­ду, юно­ша го­рел ду­хом, а опыт­но­стью в во­про­сах ве­ры был по­до­бен стар­цу, чем вы­зы­вал удив­ле­ние и глу­бо­кое ува­же­ние ве­ру­ю­щих. По­сто­ян­но труж­да­ясь и бодр­ствуя, пре­бы­вая в непре­стан­ной мо­лит­ве, пре­сви­тер Ни­ко­лай про­яв­лял ве­ли­кое ми­ло­сер­дие к па­со­мым, при­хо­дя на по­мощь страж­ду­щим, и раз­да­вал все свое име­ние ни­щим. Узнав о горь­кой нуж­де и ни­ще­те од­но­го ра­нее бо­га­то­го жи­те­ля его го­ро­да, свя­той Ни­ко­лай спас его от боль­шо­го гре­ха. Имея трех взрос­лых до­че­рей, от­ча­яв­ший­ся отец за­мыс­лил от­дать их на блу­до­де­я­ние для спа­се­ния от го­ло­да. Свя­ти­тель, скор­бя о по­ги­ба­ю­щем греш­ни­ке, но­чью тай­но бро­сил ему в ок­но три ме­шоч­ка с зо­ло­том и тем спас се­мью от па­де­ния и ду­хов­ной ги­бе­ли. Тво­ря ми­ло­сты­ню, свя­ти­тель Ни­ко­лай все­гда ста­рал­ся сде­лать это тай­но и скрыть свои бла­го­де­я­ния.

 

От­прав­ля­ясь на по­кло­не­ние свя­тым ме­стам в Иеру­са­лим, епи­скоп Па­тар­ский вру­чил управ­ле­ние паст­вой свя­то­му Ни­ко­лаю, ко­то­рый и ис­пол­нял по­слу­ша­ние с тща­ни­ем и лю­бо­вью. Ко­гда епи­скоп воз­вра­тил­ся, тот, в свою оче­редь, ис­про­сил бла­го­сло­ве­ние на пу­те­ше­ствие в Свя­тую Зем­лю. По до­ро­ге свя­той пред­ска­зал на­дви­гав­шу­ю­ся бу­рю, гро­зя­щую ко­раб­лю по­топ­ле­ни­ем, ибо ви­дел са­мо­го диа­во­ла, вшед­ше­го на ко­рабль. По прось­бе от­ча­яв­ших­ся пут­ни­ков он уми­рил сво­ей мо­лит­вой мор­ские вол­ны. По его мо­лит­ве был по­став­лен здра­вым один ко­ра­бель­щик-мат­рос, упав­ший с мач­ты и раз­бив­ший­ся на­смерть.

 

До­стиг­нув древ­не­го го­ро­да Иеру­са­ли­ма, свя­той Ни­ко­лай, взой­дя на Гол­го­фу, воз­бла­го­да­рил Спа­си­те­ля ро­да че­ло­ве­че­ско­го и обо­шел все свя­тые ме­ста, по­кло­ня­ясь и тво­ря мо­лит­ву. Но­чью на Си­он­ской го­ре са­ми со­бой от­верз­лись за­пер­тые две­ри церк­ви пе­ред при­шед­шим ве­ли­ким па­лом­ни­ком. Обой­дя свя­ты­ни, свя­зан­ные с зем­ным слу­же­ни­ем Сы­на Бо­жия, свя­той Ни­ко­лай ре­шил уда­лить­ся в пу­сты­ню, но был оста­нов­лен Бо­же­ствен­ным гла­сом, уве­щав­шим его вер­нуть­ся на ро­ди­ну. Воз­вра­тив­шись в Ли­кию, свя­той, стре­мясь к без­молв­но­му жи­тию, всту­пил в брат­ство оби­те­ли, име­ну­е­мой Свя­тым Си­о­ном. Од­на­ко Гос­подь сно­ва воз­ве­стил об ином пу­ти, ожи­да­ю­щем его: «Ни­ко­лай, не здесь та ни­ва, на ко­то­рой ты дол­жен при­не­сти ожи­да­е­мый Мною плод; но об­ра­тись и иди в мир, и да бу­дет про­слав­ле­но в те­бе Имя Мое». В ви­де­нии Гос­подь по­дал ему Еван­ге­лие в до­ро­гом окла­де, а Пре­свя­тая Бо­го­ма­терь – омо­фор.

 

И дей­стви­тель­но, по кон­чине ар­хи­епи­ско­па Иоан­на он был из­бран епи­ско­пом Мир Ли­кий­ских по­сле то­го, как од­но­му из епи­ско­пов Со­бо­ра, ре­шав­ше­го во­прос об из­бра­нии но­во­го ар­хи­епи­ско­па, в ви­де­нии был ука­зан из­бран­ник Бо­жий – свя­той Ни­ко­лай. При­зван­ный па­сти Цер­ковь Бо­жию в ар­хи­ерей­ском сане, свя­ти­тель Ни­ко­лай оста­вал­ся тем же ве­ли­ким по­движ­ни­ком, яв­ляя пастве об­раз кро­то­сти, незло­бия и люб­ви к лю­дям. Это бы­ло осо­бен­но до­ро­го для Ли­кий­ской Церк­ви во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане (284–305). Епи­скоп Ни­ко­лай, за­клю­чен­ный в тем­ни­цу вме­сте с дру­ги­ми хри­сти­а­на­ми, под­дер­жи­вал их и уве­ще­вал твер­до пе­ре­но­сить узы, пыт­ки и му­че­ния. Его са­мо­го Гос­подь со­хра­нил невре­ди­мым. По во­ца­ре­нии свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го Кон­стан­ти­на свя­ти­тель Ни­ко­лай был воз­вра­щен к сво­ей пастве, с ра­до­стью встре­тив­шей сво­е­го на­став­ни­ка и за­ступ­ни­ка. Несмот­ря на ве­ли­кую кро­тость ду­ха и чи­сто­ту серд­ца, свя­ти­тель Ни­ко­лай был рев­ност­ным и дерз­но­вен­ным во­и­ном Церк­ви Хри­сто­вой. Ра­то­бор­ствуя с ду­ха­ми зло­бы, свя­ти­тель об­хо­дил язы­че­ские ка­пи­ща и хра­мы в са­мом го­ро­де Ми­ры и его окрест­но­стях, со­кру­шая идо­лов и об­ра­щая в прах ка­пи­ща. В 325 го­ду свя­ти­тель Ни­ко­лай был участ­ни­ком I Все­лен­ско­го Со­бо­ра, при­няв­ше­го Ни­кей­ский Сим­вол ве­ры, и опол­чал­ся со свя­ты­ми Силь­ве­стром, па­пой Рим­ским, Алек­сан­дром Алек­сан­дрий­ским, Спи­ри­до­ном Три­ми­фунт­ским и дру­ги­ми от 318 свя­тых от­цов Со­бо­ра на ере­ти­ка Ария.

 

В пы­лу об­ли­че­ния свя­ти­тель Ни­ко­лай, пла­ме­нев­ший рев­но­стью ко Гос­по­ду, да­же за­у­шил лже­учи­те­ля, за это он был ли­шен свя­ти­тель­ско­го омо­фо­ра и по­са­жен под стра­жу. Од­на­ко несколь­ким свя­тым от­цам бы­ло от­кры­то в ви­де­нии, что Сам Гос­подь и Бо­го­ма­терь по­свя­ти­ли свя­то­го во епи­ско­па, по­дав ему Еван­ге­лие и омо­фор. От­цы Со­бо­ра, ура­зу­мев, что дерз­но­ве­ние свя­ти­те­ля угод­но Бо­гу, про­сла­ви­ли Гос­по­да, а Его свя­то­го угод­ни­ка вос­ста­но­ви­ли в свя­ти­тель­ском сане. Вер­нув­шись в свою епар­хию, свя­ти­тель при­нес ей мир и бла­го­сло­ве­ние, сея сло­во Ис­ти­ны, пре­се­кая в са­мом корне непра­во­мыс­лие и су­ет­ное мудр­ство­ва­ние, об­ли­чая за­ко­ре­не­лых ере­ти­ков и вра­чуя пад­ших и укло­нив­ших­ся по неве­де­нию. Он был по­ис­ти­не свет ми­ру и соль зем­ли, ибо жи­тие его бы­ло свет­ло и сло­во его бы­ло рас­тво­ре­но со­лию пре­муд­ро­сти. Еще при жиз­ни свя­ти­тель со­вер­шал мно­гие чу­де­са. Из них наи­боль­шую сла­ву до­ста­ви­ло свя­ти­те­лю из­бав­ле­ние от смер­ти трех му­жей, непра­вед­но осуж­ден­ных ко­ры­сто­лю­би­вым гра­до­на­чаль­ни­ком. Свя­ти­тель сме­ло по­до­шел к па­ла­чу и удер­жал его меч, уже за­не­сен­ный над го­ло­ва­ми осуж­ден­ных. Гра­до­на­чаль­ник, об­ли­чен­ный свя­ти­те­лем Ни­ко­ла­ем в неправ­де, рас­ка­ял­ся и про­сил его о про­ще­нии. При этом при­сут­ство­ва­ли три во­е­на­чаль­ни­ка, по­слан­ные им­пе­ра­то­ром Кон­стан­ти­ном во Фри­гию. Они еще не по­до­зре­ва­ли, что им вско­ре так­же при­дет­ся ис­кать за­ступ­ни­че­ства у свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, так как их неза­слу­жен­но окле­ве­та­ли пе­ред им­пе­ра­то­ром и об­рек­ли на смерть. Явив­шись во сне свя­то­му рав­ноап­о­столь­но­му Кон­стан­ти­ну, свя­ти­тель Ни­ко­лай при­звал его от­пу­стить непра­вед­но осуж­ден­ных на смерть во­е­на­чаль­ни­ков, ко­то­рые, на­хо­дясь в тем­ни­це, мо­лит­вен­но при­зы­ва­ли на по­мощь свя­ти­те­ля. Мно­го дру­гих чу­дес со­вер­шил он, дол­гие го­ды под­ви­за­ясь в сво­ем слу­же­нии. По мо­лит­вам свя­ти­те­ля го­род Ми­ры был спа­сен от тяж­ко­го го­ло­да. Явив­шись во сне од­но­му ита­льян­ско­му куп­цу и оста­вив ему в за­лог три зо­ло­тые мо­не­ты, ко­то­рые тот об­рел в сво­ей ру­ке, про­бу­див­шись на­ут­ро, по­про­сил его при­плыть в Ми­ры и про­дать там жи­то. Не раз спа­сал свя­ти­тель уто­па­ю­щих в мо­ре, вы­во­дил из пле­на и за­то­че­ния в тем­ни­цах.

 

До­стиг­нув глу­бо­кой ста­ро­сти, свя­ти­тель Ни­ко­лай мир­но ото­шел ко Гос­по­ду († 345–351). Чест­ные его мо­щи хра­ни­лись нетлен­ны­ми в мест­ной ка­фед­раль­ной церк­ви и ис­то­ча­ли це­леб­ное ми­ро, от ко­то­ро­го мно­гие по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния. В 1087 го­ду мо­щи его бы­ли пе­ре­не­се­ны в ита­льян­ский го­род Бар, где по­чи­ва­ют и по­ныне (9 мая).

 

Имя ве­ли­ко­го угод­ни­ка Бо­жия, свя­ти­те­ля и чу­до­твор­ца Ни­ко­лая, ско­ро­го по­мощ­ни­ка и мо­лит­вен­ни­ка за всех при­те­ка­ю­щих к нему, про­сла­ви­лось во всех кон­цах зем­ли, во мно­гих стра­нах и на­ро­дах. На Ру­си мно­же­ство со­бо­ров, мо­на­сты­рей и церк­вей по­свя­ще­но его свя­то­му име­ни. Нет, по­жа­луй, ни од­но­го го­ро­да без Ни­коль­ско­го хра­ма. Во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца был кре­щен свя­тым пат­ри­ар­хом Фо­ти­ем в 866 го­ду ки­ев­ский князь Ас­кольд, пер­вый рус­ский князь-хри­сти­а­нин († 882). Над мо­ги­лой Ас­коль­да свя­тая рав­ноап­о­столь­ная Оль­га (па­мять 11 июля) воз­двиг­ла пер­вый в Рус­ской Церк­ви храм свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Ки­е­ве. Глав­ные со­бо­ры бы­ли по­свя­ще­ны свя­ти­те­лю Ни­ко­лаю в Из­бор­ске, Ост­ро­ве, Мо­жай­ске, За­рай­ске. В Нов­го­ро­де Ве­ли­ком один из глав­ных хра­мов го­ро­да – Ни­ко­ло-Дво­ри­щен­ская цер­ковь (XII), став­шая поз­же со­бо­ром. Про­слав­лен­ные и чти­мые Ни­коль­ские хра­мы и мо­на­сты­ри есть в Ки­е­ве, Смо­лен­ске, Пско­ве, То­роп­це, Га­ли­че, Ар­хан­гель­ске, Ве­ли­ком Устю­ге, То­боль­ске. Москва сла­ви­лась несколь­ки­ми де­сят­ка­ми хра­мов, по­свя­щен­ных свя­ти­те­лю, три Ни­коль­ских мо­на­сты­ря на­хо­ди­лись в Мос­ков­ской епар­хии: Ни­ко­ло-Гре­че­ский (Ста­рый) – в Ки­тай-го­ро­де, Ни­ко­ло-Пе­ре­р­вин­ский и Ни­ко­ло-Уг­реш­ский. Од­на из глав­ных ба­шен Мос­ков­ско­го Крем­ля на­зы­ва­ет­ся Ни­коль­ской. Ча­ще все­го ста­ви­лись хра­мы свя­ти­те­лю на тор­го­вых пло­ща­дях рус­ски­ми куп­ца­ми, мо­ре­хо­да­ми и зем­ле­про­ход­ца­ми, по­чи­тав­ши­ми чу­до­твор­ца Ни­ко­лая по­кро­ви­те­лем всех стран­ству­ю­щих на су­ше и на мо­ре. Ино­гда они по­лу­ча­ли в на­ро­де име­но­ва­ние «Ни­ко­лы Мок­ро­го». Мно­же­ство сель­ских хра­мов на Ру­си по­свя­ще­но чу­до­твор­цу Ни­ко­лаю, свя­то чти­мо­му кре­стья­на­ми ми­ло­сти­во­му пред­ста­те­лю пе­ред Гос­по­дом о всех лю­дях в их тру­дах. И свя­ти­тель Ни­ко­лай не остав­ля­ет сво­им за­ступ­ни­че­ством Рус­скую зем­лю. Древ­ний Ки­ев хра­нит па­мять о чу­де спа­се­ния свя­ти­те­лем уто­нув­ше­го мла­ден­ца. Ве­ли­кий чу­до­тво­рец, услы­шав скорб­ные мо­лит­вы ро­ди­те­лей, по­те­ряв­ших един­ствен­но­го на­след­ни­ка, но­чью вы­нул мла­ден­ца из во­ды, ожи­вил его и по­ло­жил на хо­рах хра­ма свя­той Со­фии пе­ред сво­им чу­до­твор­ным об­ра­зом. Здесь и был най­ден утром спа­сен­ный мла­де­нец счаст­ли­вы­ми ро­ди­те­ля­ми, про­сла­вив­ши­ми со мно­же­ством на­ро­да свя­то­го Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца.

 

Мно­го чу­до­твор­ных икон свя­ти­те­ля Ни­ко­лая яви­лось в Рос­сии и при­шло из дру­гих стран. Это и древ­ний ви­зан­тий­ский по­яс­ной об­раз свя­ти­те­ля (XII), при­ве­зен­ный в Моск­ву из Нов­го­ро­да, и огром­ная ико­на, на­пи­сан­ная в XIII ве­ке нов­го­род­ским ма­сте­ром. Два изо­бра­же­ния чу­до­твор­ца осо­бен­но рас­про­стра­не­ны в Рус­ской Церк­ви: свя­ти­те­ля Ни­ко­лая За­рай­ско­го – в рост, с бла­го­слов­ля­ю­щей дес­ни­цей и Еван­ге­ли­ем (этот об­раз был при­не­сен в Ря­зань в 1225 го­ду ви­зан­тий­ской ца­рев­ной Ев­прак­си­ей, став­шей су­пру­гой ря­зан­ско­го кня­зя Фе­о­до­ра и по­гиб­шей в 1237 го­ду с му­жем и мла­ден­цем-сы­ном при на­ше­ствии Ба­тыя), и свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Мо­жай­ско­го – то­же в рост, с ме­чом в пра­вой ру­ке и го­ро­дом в ле­вой – в па­мять чу­дес­но­го спа­се­ния, по мо­лит­вам свя­ти­те­ля, го­ро­да Мо­жай­ска от на­па­де­ния вра­жия. Невоз­мож­но пе­ре­чис­лить все бла­го­дат­ные ико­ны свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. Каж­дый рус­ский го­род, каж­дый храм бла­го­слов­лен та­кой ико­ной по мо­лит­вам свя­ти­те­ля.

 

В XI ве­ке гре­че­ская им­пе­рия пе­ре­жи­ва­ла тя­же­лое вре­мя. Тур­ки опу­сто­ша­ли ее вла­де­ния в Ма­лой Азии, разо­ря­ли го­ро­да и сё­ла, уби­вая их жи­те­лей, и со­про­вож­да­ли свои же­сто­ко­сти оскорб­ле­ни­ем свя­тых хра­мов, мо­щей, икон и книг. Му­суль­мане по­ку­ша­лись уни­что­жить мо­щи свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, глу­бо­ко чти­мо­го всем хри­сти­ан­ским ми­ром.

 

В 792 го­ду ка­лиф Аарон Аль-Ра­шид по­слал на­чаль­ни­ка фло­та Ху­мей­да раз­гра­бить ост­ров Ро­дос. Опу­сто­шив этот ост­ров, Ху­мейд от­пра­вил­ся в Ми­ры Ли­кий­ские с на­ме­ре­ни­ем взло­мать гроб­ни­цу свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. Но вме­сто нее он взло­мал дру­гую, сто­яв­шую ря­дом с гроб­ни­цей свя­ти­те­ля. Ед­ва свя­то­тат­цы успе­ли это сде­лать, как на мо­ре под­ня­лась страш­ная бу­ря и по­чти все су­да бы­ли раз­би­ты.

 

Осквер­не­ние свя­тынь воз­му­ща­ло не толь­ко во­сточ­ных, но и за­пад­ных хри­сти­ан. Осо­бен­но опа­са­лись за мо­щи свя­ти­те­ля Ни­ко­лая хри­сти­ане в Ита­лии, сре­ди ко­то­рых бы­ло мно­го гре­ков. Жи­те­ли го­ро­да Бар, рас­по­ло­жен­но­го на бе­ре­гу Адри­а­ти­че­ско­го мо­ря, ре­ши­ли спа­сти мо­щи свя­ти­те­ля Ни­ко­лая.

 

В 1087 го­ду бар­ские и ве­не­ци­ан­ские куп­цы от­пра­ви­лись в Ан­тио­хию для тор­гов­ли. И те, и дру­гие пред­по­ла­га­ли на об­рат­ном пу­ти взять мо­щи свя­ти­те­ля Ни­ко­лая и пе­ре­вез­ти их в Ита­лию. В этом на­ме­ре­нии жи­те­ли Бар опе­ре­ди­ли ве­не­ци­ан­цев и пер­вы­ми вы­са­ди­лись в Ми­рах. Впе­ред бы­ли по­сла­ны два че­ло­ве­ка, ко­то­рые, вер­нув­шись, со­об­щи­ли, что в го­ро­де – все ти­хо, а в церк­ви, где по­ко­ит­ся ве­ли­чай­шая свя­ты­ня, они встре­ти­ли толь­ко че­ты­рех мо­на­хов. Тот­час 47 че­ло­век, во­ору­жив­шись, от­пра­ви­лись в храм свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, мо­на­хи-сто­ро­жа, ни­че­го не по­до­зре­вая, ука­за­ли им по­мост, под ко­то­рым бы­ла скры­та гроб­ни­ца свя­то­го, где, по обы­чаю, чу­же­стран­цев по­ма­зы­ва­ли ми­ром от мо­щей свя­ти­те­ля. Мо­нах рас­ска­зал при этом о яв­ле­нии на­ка­нуне свя­ти­те­ля Ни­ко­лая од­но­му стар­цу. В этом ви­де­нии свя­ти­тель при­ка­зы­вал бе­реж­нее хра­нить его мо­щи. Рас­сказ этот во­оду­ше­вил ба­рян; они уви­де­ли для се­бя в этом яв­ле­нии со­из­во­ле­ние и как бы ука­за­ние свя­то­го. Чтобы об­лег­чить свои дей­ствия, они от­кры­ли мо­на­хам свои на­ме­ре­ния и пред­ло­жи­ли им вы­куп – 300 зо­ло­тых монет. Сто­ро­жа от­ка­за­лись от де­нег и хо­те­ли опо­ве­стить жи­те­лей об угро­жав­шем им несча­стье. Но при­шель­цы свя­за­ли их и по­ста­ви­ли у две­рей сво­их сто­ро­жей. Они раз­би­ли цер­ков­ный по­мост, под ко­то­рым сто­я­ла гроб­ни­ца с мо­ща­ми. В этом де­ле осо­бен­ным усер­ди­ем от­ли­чал­ся юно­ша Мат­фей, же­лав­ший как мож­но быст­рее об­на­ру­жить мо­щи свя­ти­те­ля. В нетер­пе­нии он раз­бил крыш­ку, и ба­ряне уви­де­ли, что сар­ко­фаг на­пол­нен бла­го­ухан­ным свя­тым ми­ром. Со­оте­че­ствен­ни­ки ба­рян, пре­сви­те­ры Лупп и Дро­го, со­вер­ши­ли ли­тию, по­сле ко­то­рой тот же Мат­фей стал из­вле­кать из пе­ре­пол­нен­но­го ми­ром сар­ко­фа­га мо­щи свя­ти­те­ля. Это про­ис­хо­ди­ло 20 ап­ре­ля 1087 го­да.

 

Вви­ду от­сут­ствия ков­че­га пре­сви­тер Дро­го за­вер­нул мо­щи в верх­нюю одеж­ду и в со­про­вож­де­нии ба­рян пе­ре­нес их на ко­рабль. Осво­бож­ден­ные мо­на­хи со­об­щи­ли го­ро­ду пе­чаль­ную весть о по­хи­ще­нии ино­стран­ца­ми мо­щей Чу­до­твор­ца. Тол­пы на­ро­да со­бра­лись на бе­ре­гу, но бы­ло позд­но...

 

8 мая ко­раб­ли при­бы­ли в Бар, и ско­ро ра­дост­ная весть об­ле­те­ла весь го­род. На сле­ду­ю­щий день, 9 мая, мо­щи свя­ти­те­ля Ни­ко­лая тор­же­ствен­но пе­ре­нес­ли в цер­ковь свя­то­го Сте­фа­на, на­хо­див­шу­ю­ся непо­да­ле­ку от мо­ря. Тор­же­ство пе­ре­не­се­ния свя­ты­ни со­про­вож­да­лось мно­го­чис­лен­ны­ми чу­до­твор­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми боль­ных, что воз­буж­да­ло еще боль­шее бла­го­го­ве­ние к ве­ли­ко­му угод­ни­ку Бо­жию. Через год бы­ла по­стро­е­на цер­ковь во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая и освя­ще­на па­пой Ур­ба­ном II.

 

Со­бы­тие, свя­зан­ное с пе­ре­не­се­ни­ем мо­щей свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, вы­зва­ло осо­бен­ное по­чи­та­ние чу­до­твор­ца и озна­ме­но­ва­лось уста­нов­ле­ни­ем осо­бо­го празд­ни­ка 9 мая. Вна­ча­ле празд­ник пе­ре­не­се­ния мо­щей свя­ти­те­ля Ни­ко­лая от­ме­чал­ся толь­ко жи­те­ля­ми ита­льян­ско­го го­ро­да Бар. В дру­гих стра­нах хри­сти­ан­ско­го Во­сто­ка и За­па­да он не был при­нят, несмот­ря на то, что о пе­ре­не­се­нии мо­щей бы­ло ши­ро­ко из­вест­но. Это об­сто­я­тель­ство объ­яс­ня­ет­ся свой­ствен­ным Сред­ним ве­кам обы­ча­ем че­ство­ва­ния пре­иму­ще­ствен­но мест­ных свя­тынь. Кро­ме то­го, Гре­че­ская Цер­ковь не уста­но­ви­ла празд­но­ва­ния этой па­мя­ти, по­то­му что по­те­ря мо­щей свя­ти­те­ля бы­ла для нее со­бы­ти­ем пе­чаль­ным.

 

Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью празд­но­ва­ние па­мя­ти пе­ре­не­се­ния мо­щей свя­ти­те­ля Ни­ко­лая из Мир Ли­кий­ских в Бар 9 мая уста­нов­ле­но вско­ре по­сле 1087 го­да на ос­но­ве глу­бо­ко­го, уже упро­чив­ше­го­ся по­чи­та­ния рус­ским на­ро­дом ве­ли­ко­го угод­ни­ка Бо­жия, пе­ре­шед­ше­го из Гре­ции од­новре­мен­но с при­ня­ти­ем хри­сти­ан­ства. Сла­ва о чу­до­тво­ре­ни­ях, яв­лен­ных свя­ти­те­лем на зем­ле и на мо­ре, бы­ла ши­ро­ко из­вест­на рус­ско­му на­ро­ду. Их неис­то­щи­мая си­ла и оби­лие сви­де­тель­ству­ют об осо­бой бла­го­дат­ной по­мо­щи ве­ли­ко­го свя­то­го страж­ду­ще­му че­ло­ве­че­ству. Об­раз свя­ти­те­ля, все­силь­но­го чу­до­твор­ца-бла­го­тво­ри­те­ля, стал осо­бен­но до­рог серд­цу рус­ско­го че­ло­ве­ка, по­то­му что он все­лил глу­бо­кую ве­ру в него и на­деж­ду на его по­мощь. Бес­чис­лен­ны­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми озна­ме­но­ва­лась ве­ра рус­ско­го на­ро­да в неоску­де­ва­е­мую по­мощь угод­ни­ка Бо­жия.

 

В оте­че­ствен­ной пись­мен­но­сти очень ра­но со­ста­ви­лась о нем зна­чи­тель­ная ли­те­ра­ту­ра. Ска­за­ния о чу­де­сах свя­ти­те­ля, со­вер­шен­ных на рус­ской зем­ле, ста­ли за­пи­сы­вать­ся еще в глу­бо­кой древ­но­сти. Вско­ре по­сле пе­ре­не­се­ния мо­щей свя­ти­те­ля Ни­ко­лая из Мир Ли­кий­ских в Бар град по­яви­лась рус­ская ре­дак­ция жи­тия и по­ве­сти о пе­ре­не­се­нии его свя­тых мо­щей, на­пи­сан­ной совре­мен­ни­ком это­го со­бы­тия. Еще ра­нее бы­ло на­пи­са­но Сло­во по­хваль­ное чу­до­твор­цу. Еже­не­дель­но, каж­дый чет­верг, Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь осо­бо чтит его па­мять.

 

В честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая воз­дви­га­лись мно­го­чис­лен­ные хра­мы и мо­на­сты­ри, рус­ские лю­ди на­зы­ва­ли его име­нем сво­их де­тей при Кре­ще­нии. В Рос­сии со­хра­ни­лись мно­го­чис­лен­ные чу­до­твор­ные ико­ны ве­ли­ко­го свя­ти­те­ля. Наи­бо­лее из­вест­ные сре­ди них об­раз Мо­жай­ский, За­рай­ский, Во­ло­ко­лам­ский, Уг­реш­ский, Рат­ный. Нет ни од­но­го до­ма и ни од­но­го хра­ма в Рус­ской Церк­ви, в ко­то­ром не бы­ло бы об­ра­за свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. Зна­че­ние бла­го­дат­но­го пред­ста­тель­ства ве­ли­ко­го угод­ни­ка Бо­жия вы­ра­жа­ет древ­ний со­ста­ви­тель жи­тия, по сло­вам ко­то­ро­го, свя­ти­тель Ни­ко­лай «мно­га ве­ли­кая и пре­слав­ная чу­де­са со­тво­ри на зем­ли и на мо­ри, в бе­дах су­щим по­мо­гая и от по­топ­ле­ния спа­сая, и из глу­би­ны мор­ския на су­хо из­но­ся, от тле­ния вос­хи­щая и при­но­ся в дом, от уз и тем­ниц из­бав­ляя, от меч­на­го по­се­че­ния за­сту­пая и от смер­ти сво­бож­дая, мно­гим мно­гая по­да­де ис­це­ле­ния: сле­пым зре­ние, хро­мым хож­де­ние, глу­хим слы­ша­ние, немым гла­го­ла­ние. Мно­гих в убо­же­стве и ни­ще­те по­след­ней стра­да­ю­щих обо­га­ти, глад­ным пи­щу по­да­де и вся­ко­му во вся­кой по­тре­бе го­то­вый по­мощ­ник, теп­лый за­ступ­ник и ско­рый пред­ста­тель и за­щит­ник по­ка­за­ся, и овым та­кож­де при­зы­ва­ю­щим его по­мо­га­ет и от бед из­бав­ля­ет. Весть ве­ли­ка­го Чу­до­твор­ца се­го Во­сток и За­пад и все кон­цы зем­нии ве­дят чу­до­тво­ре­ния его».

 


 

Азбука Веры

Это интересно
+1

18.12.2017
Пожаловаться Просмотров: 741  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены