Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Йога и дыхание

   

Практика йоги распадается на восемь ступеней, подготавливающих одна другую, и, в конце концов, приводящих к Самадхи, к единению с Высшим Разумом, с Мировой Душой.

 

Первая ступень называется Яма, практика нравственного очищения путем приобретения определенных душевных качеств. Яма состоит из основных добродетелей: непричинение вреда (ненасилие), правдивость, неприсвоение чужого, воздержание, непринятие даров (обязывающих тебя к чему-то), чистота внутренняя и внешняя, милосердие (любовь) ко всем и всему, искренность, твердость в принципах и умеренность.

За нею следует Нияма, правила жизни, подготавливающие ученика к телесным упражнениям в Асана. Нияма образует внешнюю дисциплину. Она состоит из следущих правил: очищение внутреннее и внешнее, довольство, самообуздание, изучение Писаний, поклонение Богу, вера Богу, благотворительность, уверенность в правильности Пути, чувство стыда перед нарушением правил, обеты (посты), повторение мантр.

 

 Асана  - это практика гармонизирующих положений тела, имеющих целью приобрести возможность устойчиво, неподвижно и без устали сидеть довольно длительное время и чтобы в соединении со специальными замками (Мудры, Бандхи)  пробудить к деятельности дремлющие силы и способности центров тонкого и физического тела.

Когда ученик овладеет одной из «сидячих» Асан настолько, что может, не чувствуя никакой боли или неудобства, держаться в этой позе совершенно неподвижно в течение получаса, можно приступать к  Пранаайама – манипуляциям с дыханием, которые очищают ум и нервы и делают сознание «заостренным» и способным к концентрации.

После этого, собственно, и начинается настоящая йога. Все предыдущие ступени являются подготовкой к упражнениям в концентрации мыслей.

Сперва необходимо научиться отвлечению ума от объектов внешних чувств и устремить ум внутрь. Это называется Пратьяхара.

Из нее непосредственно рождается способность удерживать сознание на одной точке, на одном объекте – Дхарана.

Когда эта способность прочно устанавливается, то появляется поток мыслей, направленных к данному объекту концентрации: это то, что называют Дхьяна, медитация, непрерывное размышление вокруг одного объекта. Дхьяна согласно Патанджали, есть «непрерывное течение познания объекта».

 

Наконец, когда Дхьяна переносится на саму суть вещи или идеи и достигает апогея, наступает экстаз – Самадхи.

Три последние ступени, если они применяются к одному объекту, образуют Самьяму, которая и составляет тайну йоги.

"Все силы Вселенной, все знание, все могущество и совершенство приходят к йогу, умеющему делать Самьяму. На что бы он ни обратил силу этой глубочайшей концентрации, он приобретает всё знание об этом и всю власть над этим. Когда же он производит Самьяму над душой, он постигает свою истинную природу".

 

Но начинать с медитации, как это сейчас модно на Западе, вряд ли получится у каждого, хотя все школы медитации обещают прогресс каждому из пришедших и принесших плату за курс. Это всего лишь бизнес проект.

 

Свами Рагхавананда: «Ученик йоги, который сразу набрасывается на практику медитации, без практики в Пранаайаме и  Пратьяхаре (отвлечении ума, освобождения от привязанностей), – заблудившаяся душа. Он не будет иметь никакого успеха в созерцании».

Не стоит умалять тысячелетний опыт Хатха‑йоги и её главного орудия Пранаайамы.

Как писал Йогарадж Борис Сахаров:

"Все высшие ступени йоги – лишь постепенно усиливающийся контроль дыхания. Как гооворится в Курма Пуране, задержка дыхания на 12 ударов пульса составляет одну Пранаяму.

Двенадцать таких Пранаям, т. е. задержка дыхания на 2 минуты 24 секунды, составит Пратьяхару;

двенадцать таких Пратьяхар, т. е. задержка дыхания на 28 минут 48 секунд составляет одну Дхарану;

двенадцать таких Дхаран, т. е. задержка дыхания или фиксирование ума на одном объекте или на одной точке в течение 5 часов 45 минут и 36 секунд, составит одну Дхьяну;

двенадцать таких Дхьян, т. е. задержка дыхания на 2 дня 21 час 7 мин. и 12 секунд образуют Самадхи".

 

«Среди тысячи людей едва ли один стремится к совершенству. Среди тысячи успешно стремящихся, только один знает Мою сущность». (Бхагавад‑Гита)

Таким образом, из миллионов людей только единицы становятся йогами. Остальные живут, не придерживаясь особо строгих правил, а уж тем более не исполняют ежедневный канон йоги. Как указывается в Йога Шастре: "Кто принимается за йогу без должного режима, не достигает  в ней успеха, а лишь наживает болезни ".

 

Большинство упражнений йоги, если не все, должны проделываться под непосредственным наблюдением или, во всяком случае, по указанию наставника, который решает, что может быть полезным для каждого ученика.

 

Свами Рагхавананда:

"Люди Запада, с их механизирующим и систематизирующим умом, представляют себе духовную практику йогов в виде гимнастических и механических трюков: столько‑то поворотов и наклонов, столько‑то раз дуть через ноздри, сосредоточиваясь на пупке и ограничивая себя в питании – и тем, мол, достигнешь просветления. Разве Всевышний – какое‑то заколдованное существо, которое от производства ваших магических фокусов и упражнений или повторения заклинаний покорно явится к вам?"...........

 ИСТОЧНИК  

Это интересно
0

04.10.2017
Пожаловаться Просмотров: 605  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены