«Искусство войны» — это самый известный древнекитайский трактат, посвященный военной стратегии и политике. Его изучают в военных академиях и бизнес-школах по всему миру, многие выдающиеся лидеры вдохновлялись этим трудом.
Трактат «Искусство войны» величайшего полководца и мыслителя Древнего Китая Сунь-цзы (VI—V вв. до н. э.) признан бессмертным литературным памятником. Необычную книгу можно назвать квинтэссенцией военной мудрости, насыщенной множеством ярких деталей и конкретных примеров действий военачальника и его армии на поле боя. Достоверно не известно, был единственным автором этой великой книги военачальник одного из удельных царств Древнего Китая по имени Сунь У, прозванный «Сунь-цзы», что в переводе с китайского означает «Учитель Сунь». Вполне возможно, что в «Искусстве войны» сведен воедино опыт нескольких поколений мудрецов-стратегов, подытоживших победы и осмысливших поражения в бесчисленных войнах, которые вели между собой̆ удельные царства раздробленного в те времена Китая.
Важно другое: книга Сунь-цзы задала отдельное направление в китайском мышлении последующих двух с половиной̆ тысяч лет. Трактат не только создал почву для формирования военных традиции, но и способствовал возникновению отдельного литературного жанра — краткие наставления мудреца правителю о законах управления страной и приемах, позволяющих одерживать победу при любых обстоятельствах.
✔ Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него.
✔ Беспорядок рождается из порядка, трусость рождается из храбрости, слабость рождается из силы. Порядок и беспорядок – это число; храбрость и трусость – это мощь; сила и слабость – это форма.
✔ Если нет выгоды, не двигайся; если не можешь приобрести, не пускай в ход войска; если нет опасности, не воюй. Государь не должен поднимать оружие из-за своего гнева; полководец не должен вступать в бой из-за своей злобы. Двигаются тогда, когда это соответствует выгоде; если это не соответствует выгоде, остаются на месте.
✔ Бывают дороги, по которым не идут. Бывают армии, на которые не нападают. Бывают крепости, из-за которых не борются. Бывают местности, из-за которых не сражаются. Но бывают и повеления государя, которых не выполняют.
✔ Государь не должен поднимать оружие из-за своего гнева; полководец не должен вступать в бой из-за своей злобы. Двигаются тогда, когда это соответствует выгоде; если это не соответствует выгоде, остаются на месте. Гнев может опять превратиться в радость, злоба опять может превратиться в веселье, но погибшее государство снова не возродится, мертвые снова не оживут.
✔ О мастерстве полководца судят по старательности его подчиненных.
✔ Одержать сто побед в ста битвах — это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения — вот вершина.
Влияние книги «Искусство войны» на государственную и военную мысль Востока трудно переоценить, произведение высоко ценили японские самураи. На протяжении тысячи лет властители и полководцы Азии, задумывая свои завоевательные походы, обращались к трактату Сунь-цзы. Первым же профессиональным европейским читателем, применившим принципы Сунь-цзы на практике, стал император Наполеон Бонапарт. В наши дни древнее «Искусство войны» привлекает не столько правителей и их генералов, сколько бизнесменов, успешно использующих постулаты «Искусства войны» для задач управления и разрешения конфликтов.
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: