Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
2781 участник
Администратор Лиса- Алисa
Администратор Lola Cherry Cola
Администратор Savra

Важные темы:

Модератор Sezane
Модератор Любoчка
Модератор Кицу-кицу
Модератор Серый_волk

Последние откомментированные темы:

20241116135109

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Почему великие живописцы тайно использовали фото в качестве натуры, И чем грозило разоблачение

     
 


Когда в 1839 году мир узнал об изобретении фотографии, в среде художников начался переполох. Очень многие мастера того времени забросили реалистическую живопись и начали искать другие направления для своего самовыражения. Но нашлись и такие, которые неожиданно обнаружили большой плюс в фотографических снимках и начали негласно активно использовать их в своей работе. Достоверно известно, что к таким ухищрениям прибегали немало известных и знаменитых художников, в том числе Репин, Ван Гог, Альфонс Муха и др. А были и такие, которые поплатились за это жизнью.

Фотография довольно быстро начала "спорить" с изобразительным искусством. Новое изобретение техники вмиг поставило под сомнение когда-то прочный авторитет живописи. Ведь если есть механизированный способ создания изображения, то зачем нужна живопись - говорили одни. А сможет ли все нюансы передать «бездушная машина» - апеллировали вторые. Именно тогда, в позапрошлом веке, в жестком споре столкнулось два искусства, которые в нынешнее время вполне гармонично сосуществуют. Причем на их примирение ушло не одно десятилетие.

Одни из самых первых фотоснимков в мире.  

Одни из самых первых фотоснимков в мире.



А тогда, в средине 19 века, с зарождением фотографии вся художественная среда пришла в полнейшее замешательство. Некоторые живописцы поставили крест на своей карьере, а иные начали придумывать невероятные техники, которые были весьма далеки от реализма. Вспомнить хотя бы новомодные художественные течения, которые на рубеже 19-20 столетия буквально захлестнули весь мир изобразительного искусства: импрессионизм и абстракционизм, модерн и сюрреализм, кубизм и авангард...

Но самые продвинутые мастера негласно поставили фотографию на служение своему творчеству, сделав ее вспомогательным, но достаточно надежным способом фиксации натуры. И хотя их долгие годы уличали в плагиате и не добропорядочности, это никоим образом не приуменьшило значимость их гениальных работ. Однако был в истории трагический случай, когда художник не пережив травлю критиков и завистников, дойдя до полного отчаяния, покончил жизнь самоубийством. Об этой истории мы расскажем в следующей нашей публикации.

И лишь с течением времени, к началу XX века, фотографию признали самостоятельным видом искусства, и использование живописцами снимков стало носить совершенно иной характер.

Илья Репин (1844 - 1930) Илья Ефимович Репин. Фото из архива художника.  

Илья Ефимович Репин. Фото из архива художника.



Разумеется, что художники, творившие в 19 веке не признавались в использовании фотоснимков для создания своих картин, даже упоминание о фотографии в отношении их творчества было под табу. Считалось недопустимым и постыдным обращение к фотографии как вспомогательному средству. Тем не менее, история точно знает, что многие мастера, невзирая на огромный авторитет, использовали снимки систематически. К их числу можно причислить и творчество гениального русского живописца Ильи Репина.

Когда более 80 лет тому назад в уцелевшем после войны репинском доме, знаменитых Пенатах, было решено открыть мемориальный музей художника, историки обнаружили в архиве среди бумаг, рукописей и писем живописца две с половиной тысячи фотоснимков, которые впоследствии вошли в архив Академии художеств.

Художник Илья Репин пишет портрет певца Федора Шаляпина в своей мастерской в «Пенатах» в феврале-марте 1914 года. Из фотоархива художника.  

Художник Илья Репин пишет портрет певца Федора Шаляпина в своей мастерской в «Пенатах» в феврале-марте 1914 года. Из фотоархива художника.

Многие снимки были сделаны лично художником, они часто публиковались и стали хрестоматийными. А другая их часть гораздо позже привлекла внимание исследователей творчества художника. Фотодокументы, рассмотренные более внимательно, явили собой очень интересную картину, и в процессе изучения исследователи приоткрыли завесу некоторых тайн ремесла живописца.

Так, среди фотоархива Ильи Ефимовича, помимо прочих, было найдено около четырехсот фотографий различных художников и их картин. В архиве также имелось около сотни снимков с его полотен и еще столько же фотографий Репина с моделями во время сеансов, причем на многих из них видно изображение, созданное художником. Но были и фотографии непосредственно моделей или прототипов, которые художник изобразил в своей живописи.

 «Царевна Софья Алексеевна». (1879 год). Холст, масло. Размеры: 204,5 х 147,7. Третьяковская галерея. Художник: Илья Репин. / Кухарка в позе царевны Софьи Алексеевны. Фотография И.Е.Репина. Конец 1870-х.  

«Царевна Софья Алексеевна». (1879 год). Холст, масло. Размеры: 204,5 х 147,7. Третьяковская галерея. Художник: Илья Репин. / Кухарка в позе царевны Софьи Алексеевны. Фотография И.Е.Репина. Конец 1870-х.



Так был найден фотоснимок кухарки, служившей в доме Репина. На фото, как видите, она изображена в позе, что и царевна Софья Алексеевна. Вероятнее всего именно это фото и послужило натурой для создания образа царевны, которая в свое время была свергнута Петром I и заперта в монастыре, где и приняла постриг. Самое проникновенное в картине – глаза царевны. В них можно прочесть и невероятную обиду, и грусть, и злобу, и откровенную ненависть.

Валентина Серова, Мать художника В. Серова, послужившая прототипом образа на картине Репина «Царевна Софья Алексеевна». (1879 год).  

Валентина Серова, Мать художника В. Серова, послужившая прототипом образа на картине Репина «Царевна Софья Алексеевна». (1879 год).



Также в работе над портретом Репин использовал образ матери художника Валентина Серова, в результате чего с картины на нас смотрит женщина, в которой причудливо сочетается интеллект и достоинство вместе с грубой силой.

Есть у Репина также портрет В.В.Стасова, написанный в 1883 году, в большей своей части по фотоснимкам, что красноречиво подтверждают строки из письма Ильи Ефимовича: "Я гляжу в эту минуту на Ваши две фотографические карточки и говорю точно с Вами, а потом припомните, не обещали ли Вы мне чего-то? А обещали посидеть для портрета..." Через месяц портрет музыкального критика был готов. Вряд ли у Стасова нашлось время на длительное позирование, и Репину ничего не оставалось как написать его по фото.

Портрет В.В.Стасова, русского музыкального критика. / Портрет М.И.Глинки, русского композитора. Автор: Репин И.Е.  

Портрет В.В.Стасова, русского музыкального критика. / Портрет М.И.Глинки, русского композитора. Автор: Репин И.Е.



В начале 1880-х годов коллекционер русской живописи П.М.Третьяков заказал Репину портрет покойного на то время М.И.Глинки. Портрет был готов в 1887 году. Приступая к работе, художник перебрал несколько вариантов композиции, где Глинка был и стоящим, и сидящим у инструмента. В результате Репин остановился на позе полулежащего и сосредоточенного на творчестве музыканта, который как бы прислушивается к рождающимся в его воображении звукам. На этот раз и фотомоделью, и натурщиком для Репина был отец его жены А.И.Шевцов, нередко служивший мастеру моделью образов для других картин.

Более открыто Репин стал использовать фотографию в своем творчестве вначале 20 века. И непосредственно в работе над масштабным полотном «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения», являющейся колоссальной по размерам картиной, над которой в течение трех лет работал Илья Репин с помощниками - И.С.Куликовым и Б.М. Кустодиевым. По жанру это коллективный портрет с 81 фигурой. Размер полотна — 4м х 8,77м.

«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1903 год). Государственный русский музей. Художник: Илья Репин.  

«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1903 год). Государственный русский музей. Художник: Илья Репин.



Относительно этой работы достоверно известно, что при подготовке И.Е.Репин лично, сделал своим фотоаппаратом снимки каждого члена Совета (всего 130 фотоснимков). Именно с помощью фотографических снимков художник написал великих князей Михаила Николаевича и Владимира Александровича, а также С.Ю.Витте, И.И.Шамшина, А.А.Половцова, С.М.Волконского, Н.Н.Герарда, А.И.Горемыкина.

Чтобы придать картине натурализм, он своих моделей снимал в зале заседания в совершенно естественных позах, как группами, так и поодиночке. Так, добиваясь совершенства, художник отснял более 10 вариантов снимков с одного только В.К.Плеве.

Но, вот что интересно, когда к Репину обращался заказчик написать портрет по фотографии, он, как правило, отказывал. Работа без живой натуры всегда обескураживала Репина. Исключением были портреты умерших к тому времени гениев: Брюллова, Пушкина, Гоголя, Шевченко, а также Глинки. Да и к тому же при воспроизведении обликов этих людей, Репин пользовался посмертными масками из гипса. Более всего в творческой практике он ценил непосредственное свое впечатление от виденного, а фотографии использовал для наиболее правдивого и полного отображения реальной натуры.

Альфонс Муха (1860 - 1939) Альфонс Муха - чешский художник и дизайнер.  

Альфонс Муха - чешский художник и дизайнер.



Однако всех обскакал в этом деле чешский художник и дизайнер Альфонс Муха, который помимо живописи занимался профессиональной фотографией. Всех поражало его умение, с которым он передавал мимолётные взгляды, непринуждённые позы и изящные жесты женских образов на своих картинах. Он с невероятной точностью подчеркивал все нюансы в изображении моделей. Многие даже не догадывались, что художник прибегает к помощи фотографий, которые и помогли ему преуспеть в портретной живописи.
У художника было две фотокамеры, с помощью которых он экспериментировал. В его студии перебывало множество моделей: от писателей и поэтов до светских львиц и обычных девушек, охотно позирующих перед камерой. К слову сказать, сама Сара Бернар стояла перед фотокамерой Альфонса Мухи.

Афиша Альфонса Мухи. / Фото Сары Бернар. Фото - архив художника.  

Афиша Альфонса Мухи. / Фото Сары Бернар. Фото - архив художника.



Впоследствии он и использовал эти снимки для создания афиш для спектаклей, в которых играла Бернар. Работа Мухи произвела настоящий фурор в Париже. Коллекционеры, охотясь за заветным экземпляром, подкупали расклейщиков, срезали афиши с тумб. А восхищенная Сара, предложив Мухе длительный контракт на разработку афиш для ее спектаклей, превратилась в его покровительницу и музу.

Афиша Альфонса Мухи. / Фото Сары Бернар. Фото - архив художника.  

Афиша Альфонса Мухи. / Фото Сары Бернар. Фото - архив художника.



Многие, наверняка, удивятся тому, что в фотоархиве художника после его смерти обнаружили более 1,5 тысячи снимков разных моделей, которые он собирал в тематиеские каталоги.

Эдгар Дега (1834 — 1917) «Голубые танцовщицы» «Голубые танцовщицы». (1897 год). Бумага, пастель. 65 х 65 см. Художник: Эдгар Дега.  

«Голубые танцовщицы». (1897 год). Бумага, пастель. 65 х 65 см. Художник: Эдгар Дега.



Французский живописец Эдгар Дега также прибегал в своей работе к фотографии. К примеру, своих знаменитых «Голубых танцовщиц» он написал, используя несколько фотоснимков одной танцовщицы, которую фотографировали в движении в разных позах. Затем художник отобрал наиболее подходящие для его фото и совместил их в замечательной динамической композиции.

Нужно отметить, что другие импрессионисты также не отставали и использовали достижение техники в своих целях.

Ван Гог (1853 - 1890) «Портрет матери» Портрет матери. Автор: Винсент Ван Гог. / Фотография Анны Корнелии Карбентус, матери художника.  

Портрет матери. Автор: Винсент Ван Гог. / Фотография Анны Корнелии Карбентус, матери художника.



Что уж говорить, если сам Ван Гог написал портрет своей матери, Анны Корнелии Карбентус, на основе чёрно-белой фотографии. В письме своему брату Тео Ван Гог написал: «Я делаю портрет матери для себя. Я не могу вынести бесцветную фотографию, и я пытаюсь сделать её в гармонии цвета, как я вижу её в своей памяти».

P.S. Николай Ге (1831 - 1894) «Тайная вечеря»


Подытоживая вышесказанное, невольно напрашивается логический вопрос. А как же художники, создавашие гениальные произведения, зачастую широкомасштабные с огромным количеством образов, писали без вспомогательных средств?

«Тайная вечеря». (1863 год). Художник: Николай Ге.  

«Тайная вечеря». (1863 год). Художник: Николай Ге.



Что любопытно, практически у каждого живописца, было свое индивидуальное решение такой проблемы. Николай ГЕ, к примеру, лепил фигурки из глины в определенных позах и выстраивал их в задуманную композицию. Именно этим приемом он воспользовался при создании своей картины «Тайная вечеря».

Репин так писал о творческом процессе над картиной своего коллеги: «Побившись довольно на эскизах «Тайной вечери», Ге, чтобы помочь себе, вылепил всю группу из глины, нашел прекрасную точку зрения, и работа выполнения пошла успешно. Но однажды он вошел с огнем, ночью, в свою мастерскую и поставил случайно масляную лампу перед своей глиняной моделью. В поисках чего–то он отошел подальше и взглянул нечаянно на свет. Его глиняная сцена освещалась с новой, случайной точки превосходно; он был поражен ее красивым новым эффектом. Нисколько не жалея труда, он перерисовал и переписал всю картину заново, быстро и необыкновенно удачно».


Источник

Это интересно
+1

14.12.2021
Пожаловаться Просмотров: 458  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены