Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
2781 участник
Администратор Лиса- Алисa
Администратор Lola Cherry Cola
Администратор Savra

Важные темы:

Модератор Sezane
Модератор Любoчка
Модератор Кицу-кицу
Модератор Серый_волk

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Иркутск. Памятники деревянного зодчества

       

В деревянных домах, особенно в их декоративном убранстве, нашли отражение многие стили: пышные барочные элементы и лаконичные формы классицизма, изящные линии модерна и многостилье периода эклектики. 

Однако архитектурные стили у нас почти никогда не воспроизводились в чистом виде. Во-первых, они появлялись в городе с большим опозданием. С этим, кстати, связаны некоторые временные перевёртыши, например. волна барокко пришла к нам гораздо позже классицизма. Во-вторых, образцы декора переосмысливались мастерами иркутских народных артелей. Например, в европейской части России все детали изготавливали из дерева, раскрывая пластичность и выразительность этого материала.

Это особенно привели к смешению художественных приёмов и рождению самобытных форм. Например, под влиянием барокко в городе сложился своеобразный тип деревянного наличника с сандриком в виде двух встречных волют и акротения (украшение в центре, иногда в виде листка), выполненных в технике объёмной резьбы. Они стали символом деревянного зодчества Иркутска.

         

Деревянное кружево и модерн.

Очередная революция в декоре иркутских деревянных домов произошла после изобретения в конце 19 века лобзика. На смену рельефной резьбе пришла пропильная, изготовление которой не требует особых навыков. Доступность приёма привела к тому, что деревянным кружевом стали украшать буквально все элементы фасада и ворот. Такой подход закрепила докатившаяся  до Иркуствка в конце 19 века волна нео-русского стиля в архитектуре, ориентированного на деревянное зодчество и построенного на контрасте открытого сруба с ажурностью пропильной резьбы

   

Современная деревянная архитектура.

Одной из проблем связанных с развитием Иркутска, стало сохранение и восстановление его исторических мест. Основная идея проекта исторического 130-го квартала (Иркутской слободы) заключается в создании нового городского пространства на основе существующего архитектурно-исторической застройки в Иркутске, включающей в себя несколько десятков памятников архитектуры и истории города.

 

Иркутск был вначале деревянным. Лишь в 1701 г. было построено первое каменное строение - приказная изба на территории Иркутского острога. На протяжении истории Иркутска деревянные строения в своей общей массе всегда преобладали над каменными: 1823 г. из 1645 домов 1592 были деревянными, 1836 г, из 1958 домов 1906 деревянных, 1876 г, из 3918 домов 3830 деревянных. Даже после пожара 1873 г. за восемь лет было построено 1930 домов.

Первая стилизация жилья в деревянном зодчестве Иркутска связана с появлением так называемых образцовых фасадов в конце 18 - начале  19 века. Они были разработаны столичными архитекторами для камня, в классическом стиле, с целью улучшения внешнего вида российских городов. Видимо, ограниченный выбор предложенных фасадов (к генплану было приложено всего шесть вариантов, из них только три для деревянных жилых домов) и "несоответствие проектов с материальными возможностями застройщиков" не способствовали широкому распространению образцовых фасадов.

             

Особенности иркутской резьбы.

Обычай украшать дом богатой резьбой и узорами пришёл из языческих времён. Считалось. что узоры, как и орнамент являлись магическими знаками, оберегали, охраняли дом от вторжения в него злых сил, способствовали процветанию и обеспечивали хозяину богаты й урожай. 

В истории русской домовой резьбы иркутские барочные наличники занимают особое место. Такого разнообразия и совершенства в исполнении волю не встретишь ни в каком другом городе Сибири или европейской части России. Волюта относится к довольно сложному виду высокорельефной домовой резьбы.

         

Очередная революция в декоре иркутских деревянных домов произошла после изобретения в конце 19 века лобзика. На смену рельефной резьбе пришла пропильная, изготовление которой не требует особых навыков. Доступность приёма привела к тому, что деревянным кружевом стали украшать буквально все элементы фасада и ворот. такой подход закрепила докатившаяся до Иркутска в конце 19 века волна рео-русского стиля в архитектуре, ориентированного на деревянное зодчество и построенного на контрасте открытого сруба с ажурностью пропильной резьбы.

Гражданская и деревянная архитектура Сибири 16-18 вв. отличалась большой простотой и строгостью. Дома и избы как деревенских, так и городских жителей строились из больших брёвен. Толщина брёвен не менее 35-40 см, рубились они топором в "обло" с выемкой в верхнем бревне. Крыша большей частью была высокой, двускатной. Вверху на стыке скатов, концы досок перекрывались толстым выдолбленным снизу бревном - "охлупнем" ("шеломом", "коньком"). Своей тяжестью он прижимал всю конструкцию крыши, придавая ей необходимую прочность. Конец "охлупня" обычно выдавался вперёд и иногда декоративно обрабатывался.

             

Окна в домах были небольшими, 50-70 см высотой, квадратной и иногда круглой формы, в них вставлялась слюда, которая в Сибири добывалась в достаточном количестве. Оконная рама обычно была деревянной, иногда - железной. Во многих домах сибиряков в 17 в. печи топились "по белому" (имели выводные кирпичные трубы). Уже в это время в Сибири была распространена русская печь, наиболее эффективная из существовавших в те времена отопительных систем. Коэффициент  полезного действия такой печи - 25-30% при 5-7% в западноевропейских каминах.

         

Среди городских строений несколько выделялись по размерами архитектурному оформлению таможенные и приказные избы, гостиные дворы, воеводские дома. Воеводский дом обычно имелв разных своих частях два или три этажа. По описанию 1697 г. воеводский дом представлял собой трёхэтажное здание: первый этаж составляли "жилые подклети", на которых стояла "двойня", над ней возвышалась "вышка", "перед вышкою сени, да чердак, да повалыша старая о четырёх житьях". Во дворе находилась воеводская баня ("мыльня"), которая топилась "по белому", и печь её была даже с изразцовой отделкой.

       

Русские деревни с характерными силуэтами высоких крыш, заканчивавшихся "коньками", традиционные башни острогов. Церкви с их "бочками" и "маковицами", наконец, каменное строение по опыту других городов - всё это образцы русского национального зодчества, показывающие неразрывную связь архитектуры центра и далёкой сибирской окраины России.

 

Источники:   Иркутск. Памятники деревянного зодчества 1. (mirvokrugnas.com)

Иркутск. Памятники деревянного зодчества 2. (mirvokrugnas.com)

Иркутск. Памятники деревянного зодчества 3 (mirvokrugnas.com)

Это интересно
+2

24.10.2021 , обновлено  25.10.2021
Пожаловаться Просмотров: 392  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены