В воскресенье перед началом Страстной седмицы христиане празднуют одно из самых важных библейских событий — Вход Господень в Иерусалим.
Предшествующее Пасхе воскресение называют Вербным. В этот день Церковь вспоминает важнейшее Евангельское событие — приход Спасителя в Иерусалим менее чем за неделю до предстоящего распятия.
За день до этого Он воскресил Лазаря в селении по другую сторону Елеонской горы от Иерусалима. Слух о чуде быстро распространился в округе, и в городе заговорили о том, что это знак — древние пророчества исполнились, и Мессия, спаситель израильского народа, уже здесь.
![](https://4.404content.com/1/2A/9A/2200095285075249108/fullsize.jpg)
Икона. Конец XVII века, Псков. Частное собрание.
Иисус не стал опровергать эти слухи, а, напротив, сев на осла, въехал в город через Золотые ворота, входить в которые простым людям не дозволялось даже пешком, потому что с самого начала они предназначались для одного единственного Гостя. Подобный шаг был равносилен провозглашению себя Мессией. Жители города восприняли это именно так и стелили под ноги Иисусу пальмовые ветви (в воспоминание об этом событии в России в храмы в этот день принято приходить с ветками вербы).
Но, войдя в знаменитый Иерусалимский храм — центр ветхозаветной религии, Иисус, вопреки народным ожиданиям, вовсе не провозгласил священной войны против римлян и не повел толпу на штурм стоящей рядом крепости римского гарнизона. Он изгнал из Храма торговцев, обвинил собравшихся в попрании веры и ушел прочь из города.
![](https://3.404content.com/1/13/AC/2200094438086936531/fullsize.jpg)
Вход Господень в Иерусалим. 1698. Фома Потапов и Василий Самсонов Потапов. Осташков. Дерево, темпера. 183 × 153. КП 4459. Из Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
( Иконография праздника с восседающим в центре на белом осле Христом, повернувшимся к идущим за ним апостолам, типична для второй половины XVII века. Пейзажный фон трактован в натуралистическом духе с передачей глубины пространства за счет заметного уменьшения пропорций фигур на заднем плане. Интересная деталь – приставленная к пальме лестница, по которой отроки забираются на дерево для приветствия Христа. Изображение Иерусалима отличается вниманием к подробной передаче архитектуры городских построек и восходит к гравюрам печатных Проскинитариев – путеводителей по Святой Земле.)
![](https://4.404content.com/1/2E/A6/2200096489431369685/fullsize.jpg)
Икона «Вход в Иерусалим». Главный иконостас Архангельского собора Московского Кремля. Школа царских изографов. Россия, Москва, 1680 (1681) гг. Музеи Московского Кремля
Иисус больше не появится в Храме. На протяжении нескольких дней он учит возле Иерусалима, регулярно споря с фарисеями — признанными религиозными вождями Иудеи. И в то же время крепнет народное разочарование в Нем. Те, кто стлал пальмы под ноги Спасителя, все менее довольны Им.
В эти дни Иисус предрекает Иерусалиму горькую судьбу. Пророчеству предстоит исполниться уже через несколько десятков лет: в 72 году н. э. город и Храм будут стерты с лица земли римлянами, а иудеев изгонят с их родной земли.
Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве. Н.В. Покровский указывает ранние примеры иконографии Входа Господня в Иерусалим – на саркофагах и в книжной миниатюре, такие как в сирийском Евангелии Рабулы (586 г.) и Евангелии VI века из кафедрального музея в Россано.
Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях, то сообщающих большую иллюстративность, то по-особому акцентирующих внимание зрителя.Тема иконографии настолько обширна,что здесь я её не буду касаться,больше уделяю внимание картинам разных эпох.
На протяжении веков иконография этого сюжета менялась мало, и даже в постренессансном искусстве иконографическая схема в большинстве работ осталась прежней.
У древних иудеев был обычай: правитель не входил в город пешком, а въезжал туда верхом. Если царь восседал на лошади, это означало желание войны, а на осле гости прибывали только с благими пожеланиями. Жители Иерусалима, как правило, приветствовали правителя пальмовыми ветвями. Эти традиции нашли отражение в живописи Шварца: его патриарх едет на ослике в белой попоне, а участники шествия несут пальмовые ветки.
Михаил Нестеров как православный художник не мог не обратиться к библейскому сюжету: его иудеи приветствуют Спасителя, расстилая под ноги Его ослу свою одежду и «усыпая» путь зелёными ветвями.
![](https://4.404content.com/1/E7/45/1667989269054752212/fullsize.jpg)
Михаил Нестеров. «Вход Господень в Иерусалим».
Ты грядешь посреди обманувшейся черни,
Преклоняя свой горестный взор,
Ты вступаешь на кротком осляти
В роковые врата - на позор...
Иван Бунин
Царство любви и примирения, которое Бог открывает и предлагает всем, не смогли принять даже избранные и последовавшие за Ним ученики. В последние дни перед распятием даже они думали о земном: апостол Петр предлагал не ходить в Иерусалим, где суждено пострадать, Саломия просила выгодных мест у царского престола для своих сыновей, Иуда, видя, что Господь не заботится о деньгах, потихоньку брал их и тратил на свои земные привязанности. Что же говорить о жителях столичного города?
Здесь все были верующие, все знали десять заповедей, все приносили Богу жертвы, соблюдали посты, давали десятину и молились не по принуждению, а по вере в значимость всего происходящего. Прогрессивные фарисеи искренно видели себя лучше многих обыкновенных людей, книжники считали, что знаний о Боге достаточно для того, чтобы учить других жить. Учителя стали «любить председания в собраниях, возлежание на пиршествах». Они превратились в «слепых вождей слепых», потому что посчитали, что Бог — такой же, какого они себе придумали: «Может, Он и живой, но нам все ясно: Бог не там, где мытарь, блудница, прокаженный, не там, где бедный и больной. Значит, искать Его там уже не надо...».
Поэтому с виду умилительный вход Господень в Иерусалим открывает последнюю страшную страницу, теперь уже ничем не прикрытой войны абсолютной Любви с духом мира сего, который, как смертельный вирус, незаметно поражает наше понимание мира и ведет нас к духовной немоте.
Эту войну объявляет Сам Иисус: Не мир пришел Я принести, но меч (Мф 10:34).
Приближаются главные дни в судьбах всего мира, когда безвинно прольется кровь Праведника. Господь Наш Иисус Христос будет распят на кресте, принеся себя в жертву за «жизнь мира».
Все подписи даны под иллюстрациями
![](https://4.404content.com/resize/730x-/1/A1/70/1667992596829963735/fullsize.jpg)
Джотто ди Бондоне (1266-1337). Вход Господень в Иерусалим (1304-1306).
![](https://4.404content.com/resize/730x-/1/63/09/1667992596556809686/fullsize.jpg)
Пьетро Лоренцетти (ок. 1280-1348). Вход Господень в Иерусалим (1320)
.
![Педро Орренте (ок. 1580-1645). Въезд Христа в Иерусалим (1640).](https://3.404content.com/resize/730x-/1/16/AD/1668000099616687589/fullsize.jpg)
Педро Орренте (ок. 1580-1645). Въезд Христа в Иерусалим (1640).
![Жан Ипполит Фландрен (1809-1864). Вход Господень в Иерусалим (1842).](https://4.404content.com/resize/730x-/1/10/4B/1668000099595978212/fullsize.jpg)
Жан Ипполит Фландрен (1809-1864). Вход Господень в Иерусалим (1842).
![Котарбинский Вильгельм (1849-1922), Сведомский Павел (1849-1904). Вход Христа в Иерусалим (1890-е). (Владимирский собор, Киев)](https://3.404content.com/resize/730x-/1/23/E7/1668000099237889507/fullsize.jpg)
Котарбинский Вильгельм (1849-1922), Сведомский Павел (1849-1904). Вход Христа в Иерусалим (1890-е). (Владимирский собор, Киев)
![Николай Кошелев (1840-1918). Вход Христа в Иерусалим (1890–1910-е).](https://4.404content.com/resize/730x-/1/B1/42/1668000098976531938/fullsize.jpg)
Николай Кошелев (1840-1918). Вход Христа в Иерусалим (1890–1910-е).
![Семирадский Генрих (1843-1902). Вход Христа в Иерусалим (1876).](https://4.404content.com/1/84/2E/1668000098540848607/fullsize.jpg)
Семирадский Генрих (1843-1902). Вход Христа в Иерусалим (1876).
![Клавдий Лебедев (1852-1916). Вход Господень в Иерусалим.](https://4.404content.com/1/2E/88/1668000098807973344/fullsize.jpg)
Клавдий Лебедев (1852-1916). Вход Господень в Иерусалим.
![](https://3.404content.com/resize/730x-/1/FC/1E/1668010318592214512/fullsize.jpg)
Жан-Лео́н Жеро́м Въезд Господень в Иерусалим
Стихотворение Ивана Бунина «Вход в Иерусалим» (1922)
Русский классик, путешествия по Ближнему Востоку, посетил Иерусалим. Свои впечатления он передал в поэзии:
«Осанна! Осанна! Гряди
Во имя Господне!»
И с яростным хрипом в груди,
С огнём преисподней
В сверкающих гнойных глазах,
Вздувая все жилы на шее,
Вопя всё грознее,
Калека кидается в прах
На колени,
Пробившись сквозь шумный народ,
Ощеривши рот,
Щербатый и в пене,
И руки раскинув с мольбой —
О мщенье, о мщенье,
О пире кровавом для всех обойдённых судьбой —
И Ты, Всеблагой, Свете тихий вечерний,
Ты грядёшь посреди обманувшейся черни,
Преклоняя свой горестный взор,
Ты вступаешь на кротком осляти
В роковые врата — на позор,
На пропятье!
![](https://3.404content.com/1/32/26/1668011761301194226/fullsize.jpg)
Витраж в саборе Нотр-Дам-де-Лан, около 1215. с въездом в Иерусалим.
![](https://4.404content.com/resize/730x-/1/58/BE/1668012310086813171/fullsize.jpg)
Мозаики из капеллы Палатина в Палермо. Въезд в Иерусалим. Середина ХII в.
![](https://4.404content.com/resize/730x-/1/49/10/1668012812861965812/fullsize.jpg)
Бенджамин Роберт Хейдон ВЪЕЗД ХРИСТА в ИЕРУСАЛИМ 1814-1820 гг.
![](https://4.404content.com/resize/730x-/1/82/65/1668013861961729526/fullsize.jpg)
Вход Господень в Иерусалим . Китай, 683–770
![](https://4.404content.com/resize/730x-/1/E6/31/1668048784919627275/fullsize.jpg)
современная роспись
![](https://3.404content.com/resize/730x-/1/E8/D3/1668052465237886478/fullsize.jpg)
Стенная роспись
![сербия дечаны.jpg сербия дечаны.jpg](https://3.404content.com/resize/730x-/1/C3/70/2200085945270405074/fullsize.jpg)
Монастырь Дечаны, Сербия, ок. 1350 г.
![](https://4.404content.com/resize/730x-/1/5A/7C/1668052463599486477/fullsize.jpg)
![](https://4.404content.com/resize/730x-/1/08/70/1668052461442565644/fullsize.jpg)
![](https://4.404content.com/resize/730x-/1/2A/6C/1668053796627678735/fullsize.jpg)
Мозаика собора Сан Марко в Венеции, кон. 12-13 в.
![09XX_Einzug_in_Jerusalem_Bodemuseum_anagoria.JPG](https://4.404content.com/resize/730x-/1/B7/41/1668054900616201744/fullsize.jpg)
Резьба по слоновой кости, 10 в.
![меÑеоÑа Ñ. Ñв. Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ ÑеоÑан кÑиÑÑкий ок. 1500-1559.jpg](https://3.404content.com/1/61/67/1668056467808454166/fullsize.jpg)
Феофан Критский (ок. 1500-1559). Фреска в ц. Св. Николая в Метеоре
![ваÑопед аÑон.jpg](https://4.404content.com/1/81/FB/1668056466974311957/fullsize.jpg)
Икона из монастыря Ватопед (Афон)
![Christ_entering_Jerusalem_icon Ñинай 14 в..jpg](https://3.404content.com/resize/730x-/1/47/BC/1668056877801145879/fullsize.jpg)
Синайская икона 14 в.
![The_Entry_into_Jerusalem,_ca__1400__Gold_and_tempera_on_gesso_on_wood_panel,_The_Menil_Collection.jpg](https://4.404content.com/1/F0/CE/1668057384552760856/fullsize.jpg)
Византийская икона, ок. 1400 г.
![Syrischer_Maler_um_1220_001.jpg](https://4.404content.com/resize/730x-/1/D2/40/1668058407669335579/fullsize.jpg)
Сирийская миниатюра, ок. 1220
![San_baudelio_de_berlanga1125.jpg](https://3.404content.com/resize/730x-/1/BD/5C/1668058406502794778/fullsize.jpg)
Сория, Испания, ок. 1125
![ÐÑод ÐоÑÐ¿Ð¾Ð´ÐµÐ½Ñ Ð² ÐеÑÑÑалим. ÐмалÑ. Ðиколай ÐеÑдÑнÑкий. 1181 г..jpg](https://4.404content.com/1/E5/B0/1668058406161745433/fullsize.jpg)
Николай Вердунский, эмаль, ок. 1181
![800px-Folio_173v_-_The_Entry_into_Jerusalem лимбÑÑги.jpg](https://3.404content.com/1/CF/F5/1668059453478405661/fullsize.jpg)
Братья Лимбург. Миниатюра "Роскошного часослова герцога Беррийского", ок. 1411-1416
![441px-Master_of_the_Thuison_Altarpiece_-_The_Entry_into_Jerusalem.jpg](https://3.404content.com/1/FE/25/1668059452579776028/fullsize.jpg)
Мастер Тюизонского алтаря, Франция, 15 в.
![GdaÅsk_Entry_into_Jerusalem 1497-1500.jpg](https://4.404content.com/1/41/90/1668061322443752990/fullsize.jpg)
Неизвестный художник, ок. 1497-1500 г.
![Melozzo_da_Forlì_-_Christ's_Entry_into_Jerusalem_-_WGA14788 1477-82.jpg](https://4.404content.com/resize/730x-/1/90/20/1668061323910448671/fullsize.jpg)
Мелоццо да Форли, ок. 1477-1482
![Pieter_Coecke_van_Aelst_-_Intocht_in_Jeruzalem ок. 1530.jpg](https://4.404content.com/1/28/36/1668061324128552480/fullsize.jpg)
Питер Кук ван Альст, ок. 1530
![rubens_58.jpg](https://4.404content.com/1/F4/95/1668063165438756388/fullsize.jpg)
Питер Пауль Рубенс, 1632
![Wenceslas_Hollar_-_Christ's_entry_into_Jerusalem 1607-1677.jpg](https://4.404content.com/1/D6/BB/1668063164473017891/fullsize.jpg)
![Возможно, это изображение (5 человек)](https://4.404content.com/resize/730x-/1/8B/50/2200084217651267536/fullsize.jpg)
Миронов Андрей Николаевич Вход Господень в Иерусалим. 2016г. Холст, масло 90 х 170 см.
Для небезразличных к подобной тематике участников советую следующие подборки нашего сайта :
"Се.Жених грядет в полунощи..." здесь Страстная Седмица в картинах западных и русских художников. Песнопения здесь Скорбный путь...Картины русских художников. Это здесь
Встретимся после Пасхи!
![]()
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: