Шерлок Холмс, умный, благородный и справедливый борец со злом и защитник обиженных, стал всемирной культовой фигурой и персонажем фольклора. В разных странах существуют десятки посвящённых ему обществ, музеев и памятников, почитатели пишут ему письма, романисты сочиняют продолжения его приключений, а книга рекордов Гиннесса называет Холмса «самым экранизируемым литературным героем». Гилберт Честертон назвал Холмса «единственным литературным персонажем со времён Диккенса, который прочно вошёл в жизнь и язык народа, став чем-то вроде Джона Булля или Санта-Клауса».
Сам Конан Дойл считал рассказы о Холмсе «лёгким чтивом» и не разделял восторга читателей. Более того, его раздражало то, что читатели предпочитают произведения о Холмсе всем остальным творениям писателя, тогда как Конан Дойл считал себя, прежде всего, автором исторического романа. В конце концов, сэр Артур решил прекратить историю сыщика, устранив популярнейшего литературного персонажа в схватке с профессором Мориарти («крёстным отцом» английской мафии, как сказали бы сейчас) у Рейхенбахского водопада.
Однако поток писем возмущённых читателей, среди которых были члены королевской семьи (по легенде, сама королева Виктория), заставили писателя «оживить» знаменитого сыщика и продолжить описание его приключений.
Кстати, не забудьте пройти наш ТЕСТ и узнать, стоит ли вам податься в частные детективы, или лучше заняться чем-нибудь другим?
Прототипы Шерлока Холмса
Как писатель, Конан Дойл одарил своего персонажа совершенно невероятными талантами и способностями. Шерлока можно даже назвать своего рода супергероем викторианской эпохи. Во-первых, он обладал уникальной памятью и, разумеется, великолепными логическими навыками. Кроме того, Холмс был одним из пионеров еще совсем молодой науки криминалистики. Наконец, Дойл даже «воскресил» своего персонажа из мертвых, что еще больше уверило читателей в его супергеройской натуре.
Джозеф Белл
Долгое время считалось, что главным и чуть ли не единственным прототипом Холмса был Джозеф Белл, учитель и наставник Конан Дойла, под началом которого он работал в госпитале. Белл действительно сыграл значительную роль в формировании образа Холмса, о чем сам автор признавался в письмах к учителю, однако позднейшие исследования предположили, что у самого знаменитого литературного сыщика были и другие «отцы». Более того, полагают, что прототипы имелись и у других важных героев: доктора Ватсона, Ирен Адлер и профессора Мориарти.
«Я обязан вам Шерлоком Холмсом», — писал Дойл в письме к своему университетскому профессору. Джозеф Белл преподавал в Эдинбургском университете, где будущий писатель обучался на врача. Студентов буквально завораживали навыки, демонстрируемые профессором во время практических занятий. Так, например, он зачастую мог определить род занятий пациента или угадать, откуда тот родом, а также рассказать некоторые детали из его биографии. Это умение подмечать детали и делать общий вывод на основании множества мелких фактов Конан Дойл развил в своем персонаже до небывалых высот.
Сам Белл в одном из интервью, где его назвали прототипом сыщика, скромно заметил, что, до гениального Холмса ему, конечно далеко. А однажды в письме к Дойлу Джозеф Белл сказал, что его персонаж в действительности, куда больше похож на самого писателя. Тем не менее, в Холмсе есть и внешние признаки, которые делают его несколько схожим с профессором Беллом: высокий рост, поджарая фигура, пронзительный взгляд и орлиный нос.
Генри Литтлджон
Литтлджон был коллегой Белла по университету и его близким другом. Кроме того, в научном сообществе его знали как самого прогрессивного специалиста по криминалистике в Шотландии. Литтлджон занимал должность эдинбургского инспектора здравоохранения и первым выезжал по сигналу полиции о подозрительной смерти. На протяжении нескольких десятилетий он успешно раскрывал самые сложные и запутанные полицейские дела. Более того, в этом ему помогал «ассистент»… тот самый Джозеф Белл. Об этом профессор впоследствии рассказывал в интервью. Белл отметил, что Литтлджон зачастую называл его своей правой рукой. Таким образом, Белл по сути сравнил самого себя вовсе не с Холмсом, как принято считать, а с Ватсоном. Роль знаменитого сыщика в этом случае достается Литтджону.
Спустя несколько лет после смерти последнего, Конан Дойл также признался, что эдинбургский криминалист и инспектор выступил вдохновителем для его персонажа. Однако прижизненной славы он не снискал, и, вероятно, на то была причина. Скорее всего, писатель не хотел обличать Литтлджона как еще одного прототипа Холмса, чтобы не привлекать к нему чрезмерное внимание прессы и общественности. Вместо этого он дал тому шанс спокойно заниматься своим главным делом, поимкой преступников, без риска быть узнанным.
Джером Каминада
Именно Каминаду позднейшие исследования выдвигают на роль самого вероятного прототипа Холмса. Он работал полицейским инспектором в Манчестере и прослыл настоящей грозой преступного мира. Каминада прославился незадолго до выхода «Этюда в багровых тонах», и в последующей его биографии есть временные пересечения с судьбой Холмса. Присутствуют и другие сходства с литературным героем.
У инспектора, как и у персонажа Дойла, была своя сеть агентов из криминального мира, на чьи услуги и подсказки он полагался. Каминада вербовал информаторов «с той стороны», которые не только давали ему наводки по конкретным преступлениям, но и обучали инспектора знаниям о криминальном мире и повадках его обитателей. Впоследствии тот так поднаторел, что мог издалека различить вора по его походке. Полицейский зачастую наряжался то нищим, то простым рабочим, то загулявшим допоздна пьянчугой, а то и «белым воротничком», — все, чтобы подобраться ближе к подозреваемому. Притом маскировался он так хорошо, что даже его коллеги не могли распознать в нем знакомого.
У Каминады имелся и свой профессор Мориарти, закоренелый преступник по имени Боб Хорридж, ненавидевший сыщика. Полицейский однажды поймал его на краже часов, что привело Хорриджа в бешенство, ведь ему сходили с рук преступления куда серьезнее. Выйдя из заключения через 7 лет, тот бросил все силы на то, чтобы отомстить инспектору. Их противостояние длилось почти 20 лет. Практически всегда на шаг впереди полиции, Хорридж долго умудрялся водить правоохранителей за нос. Все закончилось, когда тот застрелил двух офицеров полиции. После этого Каминада выследил Хорриджа в Ливерпуле и арестовал преступника, которого затем приговорили к пожизненному заключению.
Помимо Мориарти была в жизни Каминады и своя Ирен Адлер. Девушка по имени Алисия Ормонд в криминальном мире снискала славу чрезвычайно ловкой воровки и мошенницы. Она обладала прекрасными манерами, была хорошо образована и очень любила роскошь. Каминада выследил преступницу и даже провел задержание, однако это не помешало ему влюбиться в воровку. Через год и в жизни Холмса появилась женщина, перед которой он не смог устоять, — та самая Ирен Адлер.
Генри Дэвид Торо
В 1982 году американский исследователь Джон МакАлир опубликовал статью, в которой написал, что настоящим прототипом Холмса был его соотечественник, писатель и натуралист Генри Дэвид Торо. У нас он известен в основном как автор книги «Уолден, или Жизнь в лесу» – автобиографического сборника эссе о жизни в хижине на берегу Уолденского пруда, в добровольной изоляции от общества. Торо провел там чуть больше двух лет и двух месяцев. Он вообще много писал о возврате человека к природе и непротивлении злу насилием. Поговаривают, что его эссе повлияли на мировоззрение самого Льва Толстого.
Но вернемся к связи Торо с Шерлоком Холмсом. Свою теорию МакАлир строит на том, что Торо был самым известным холостяком Новой Англии и прославленным на всю страну умом. Его высказывания цитировал и сам Холмс. В рассказе «Знатный холостяк» он говорит Ватсону, недовольному косвенными уликами: «Побочные обстоятельства бывают иногда так же красноречивы, как муха в молоке, – если вспомнить Торо».
МакАлир приводит и другие доказательства. И Холмс, и Торо, по-видимому, имели ястребиные носы. Они оба с интересом наблюдали за природой человека и окружающим миром. Оба музицировали (хотя Торо играл не на скрипке, а на флейте). Оба сторонились брака и вообще любых близких социальных отношений.
Не самые очевидные улики, но они позднее были дополнены одним существенным обстоятельством. Роберт Дж. Галвин выяснил, что Холмс упомянул высказывание Торо в «Знатном холостяке» еще до того, как его мемуары с этой фразой были опубликованы в Англии. Скептики могут решить, что автор просто промахнулся с датами, но исследователям же виднее, как правильно запихнуть муху в молоко и слепить из этого нужные доказательства. Например, что Холмс не зря носил охотничью шапку, ведь Торо был… охотником.
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: