Палеонтологические карикатуры 04.01.2020 • АНТОН НЕЛИХОВ • ПАЛЕОНТОЛОГИЯ • 1 КОММЕНТАРИЙ
Перед вами карикатура на тему палеонтологии из петербургского юмористического журнала «Шут» за 1897 год. Подпись к карикатуре на русском и французском гласила: «Набережная г. Ялты 1 сентября 3897 г. до Потопа. Прилагаемый рисунок представляет точное воспроизведение мгновенного фотографического снимка с Ялтинской набережной, снятого 1 сентября 3897 года до Потопа. Из него видно, что купальный сезон той эпохи был крайне оживлен и отличался необыкновенным разнообразием купающейся публики. Кроме того, на нем наглядно представлены прародители кровожадных и алчных млекопитающих, занимающихся в настоящее время исключительно сдачей в наем квартир и дачных помещений г. Ялты.»
Карикатура была одной из многих, посвященных «доисторическим временам», которые регулярно печатали русские журналы на рубеже XIX-го и XX веков. Это время в российской культуре было отмечено грандиозным всплеском интереса к естествознанию, которое начинало приобретать всё большую популярность в обществе. Первой причиной стал общий культурный подъем в стране. Напомним, что на эти годы в том числе приходится творчество Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького. Тогда же начали издаваться первые массовые популярные журналы, а крупные газеты из сводок официальных сообщений превратились в занимательные листки, где массово публиковались анекдоты, курьезные и занимательные истории со всей планеты, эссе и романы в продолжениях, которые были своеобразными аналогами современных сериалов.
Второй причиной стали поразительные успехи самой науки, причем быстро получающие известность благодаря практическому применению: появились электричество, рентген, фонографы. Научная картина мира начинала быстро сменять картину религиозную. И пока в русских деревнях еще рубили головы покойникам, которых подозревали в наведении порчи, и боролись с ведьмами, якобы насылающими засуху, в городах уже вовсю пользовались научными благами и читали книги о Дарвине и происхождении человека. Как и сейчас, в огромном количестве читались публичные лекции — о психологии, микромире, анатомии, древнем человеке. На некоторые лекции билеты стоили как в хороший театр.
Своеобразным отражением общественных перемен стали карикатуры на палеонтологическую тематику. В них прослеживаются некоторые любопытные отличия от современного восприятия палеонтологии.
Карикатура из «Нового времени» №11869 за 28 марта 1909 года
Во-первых, на карикатурах нет динозавров, которые теперь стали настоящим символом палеонтологии. Сто лет назад у динозавров ещё не было той грандиозной популярности, которая есть сейчас, хотя уже тогда были открыты многие знаменитые формы — трицератопсы, стегозавры, диплодок. Курьезно, но слово «динозавр» в русском языке употреблялось крайне редко и было неизвестно широкой публике. Журналисты тоже писали его с ошибкой. «Петербургская газета» в 1897 году писала «дайнасаурусы» и поясняла, что это «пешие гиганты-страшилища» вроде драконов. «Правительственный вестник» в 1893 году писал, что dinausoriens (sic!) — это «ящерицы страшилищи». В 1910 году, когда в президиуме Императорской Санкт-Петербургской академии наук установили слепок скелета диплодока, газеты и журналы в заметках ухитрились вообще обойтись без слова «динозавр» и называли животное то «допотопным чудовищем», то «древним ископаемым животным», то «грандиозной ящерицей».
Газеты плохо справлялись с наименованиями древних животных, некоторые из которых теперь известны даже детям. Скелет «трисепатора» (вверху) — из «Нашего времени» от 28 августа 1897 года. Фото со скелетом «диплодокуса» (внизу) — из «Нашего времени» от 31 мая 1907 года
В англоязычной культуре динозавры уже начали занимать место самых эффектных и интересных животных минувших времен, но до России это веяние еще не дошло. Строго говоря, динозавровый бум у нас вообще случился не слишком давно — в 90-х годах XX века после выхода фильма «Парк юрского периода», вслед за которым стали массово публиковаться детские атласы и энциклопедии, посвященные динозаврам.
Место динозавров в популярной культуре до революции занимали в первую очередь ихтиозавры, которые были обобщающим символом всего древнего, отжившего, устаревшего.
В дореволюционных карикатурах среди вымерших животных преобладали ихтиозавры. Они в те годы были самыми популярными и известными доисторическими животными. Иллюстрации из журнала «Осколки» №26 за 1895 год и №9 за 1898 год
Ихтиозавров упоминал в стихах В. В. Маяковский (см., например, «Гимн ученому»: «...Так, должно быть, жевал вымирающий ихтиозавр случайно попавшую в челюсти фиалку...») и В. В. Кандинский (из стихотворения «Ergo»: «...Когда бы все хлебные крошки, все фараоны, все комары, все зловещие бреши, разорванное в клочки, вместе со всеми войнами, всеми эрами и лыжниками (не говоря о боксерах!), все когда либо работавшие живописцы, конки, превратившиеся в летательные аппараты, чулки, ихтиозавры...»), перечисляя их в числе нелепых образов наряду с лыжниками и комарами. А. Т. Аверченко приписал персонажу одной своей юморески авторство труда «Нравы и привычки ихтиозавров». У Н. С. Гумилева была строчка о том, как «от поступи ихтиозавров дрожала земля» (из рассказа «Дочери Каина»). А поэт Г. Я. Ширман написал символический стих с такими словами:
«Земля стучится в бронзовое завтра,
Коротким лбом машинным бьет в закат,
Как била хоботом ихтиозавра
Тысячелетия тому назад,
Когда свирепо корчилась Европа
В студеном ожидании потопа».
Второе место по популярности в карикатурах занимали мамонты — возможно, отчасти по причине находок их скелетов и замороженных туш в России. Есть даже мнение, что знаменитая басня И. А. Крылова о слоне и Моське была написана под впечатлением от остатков мамонта, доставленных в Петербург из Сибири.
Карикатура из журнала «Осколки» №10 за 1902 год. Подпись к картинке гласила:
«Купец: — Ишь, штуки какия!.. Кости мамонта... Ну и животная же была! Челюсть-то больше человека целого... Господин выездной, это где же такая мамонта водится?
Швейцар: — Это была допотопная еще скотина-с...
Купчиха: — И откуда только у вас эти кости самыя?
Купец: — Дура! Откуда!.. Знамо, от тряпичников куплены... Кто же собиранием костей-то занимается больше?..»
Карикатура из «Нашего времени» от 23 сентября 1899 года
Смысл самих шуток по сравнению с современными изменился мало. В дореволюционных журналах мы видим всё те же курьезные сравнения нынешнего времени с дремучим, диким прошлым. Здесь тоже есть шутки про древние кости и собак, а также про неумелых палеонтологов, которые неумело восстанавливают животных по их остаткам.
Карикатура из «Нашего времени» (приложение к «Петербургской газете»), 25 февраля 1910 года
Карикатура из «Нашего времени», №27 за 2 июля 1898 года
После революции 1917 года карикатура как жанр претерпела разительные изменения и палеонтологические юморески исчезли, словно их персонажи. Впрочем, это совсем другая история.
Иллюстрация из журнала «Шут» за 1897 год.
Антон Нелихов
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: