В древности люди гораздо трепетнее относились к снам. Сегодня это удел мистиков и глубинных психотерапевтов. Одним из них был в свое время и скромный австрийский врач Зигмунд Фрейд. Много лет посвятивший изучению истерии и других неврозов, в 1900 году он, наконец, выпускает главный труд своей жизни – «Толкование сновидений». Эта необычная книга становится катехизисом нового движения в психологии – психоанализа. Она станет доктриной учения о бессознательном, ей суждено будет перевернуть мир и судьбы всех отраслей человеческой мысли: от медицины, психиатрии и антропологии до философии и искусства.
В ней Фрейд открывает природу сновидений, доказывая, что ночные грезы вовсе не бессмысленны, их можно и нужно толковать. Впрочем, сделать это очень непросто. Поэтому никогда не верьте в существование «сонника по Фрейду», как не верите в цветы золотого папоротника. «Сновидения – это королевская дорога в бессознательное», – говорил Фрейд. И чтобы понять сны, надо понять, что такое бессознательное и как оно работает.
Мышление первобытных
Именно оно – ключ к понимаю нашего бессознательного – и к пониманию наших снов. Дело в том, что мышление первобытного человека во многом напоминает «мышление» во сне нашего современника. Прежде всего тем, что оперирует не абстрактными словесными понятиями, а конкретными образами – как в детстве. Здесь нет абстракции и переносного смысла. Слова воспринимаются как вещи. Если в сновидении бессознательное «хочет» сказать: «Черти принесли гостей на дачу», то оно будет изображать чертей, которые будут в буквальном смысле нести на вашу дачу гостей.
Кроме того, первобытное мышление характеризуется такими процессами, как смещение и сгущение. Объясним.
Сновидения – есть не что иное, как «дети» нашего бессознательного, наследие первобытных времен. В бессознательном царит так называемый первичный процесс (вторичным процессом в психологии называют все процессы, за которые ответственно наше сознание: это рациональное мышление, логика, анализ и синтез любой информации и т. д.). Первичному процессу, как и первобытному мышлению, свойственна текучесть энергии, в нем нет жесткой связки между каким-то событием, образом (например, смертью матери) и эмоцией, которую сопровождает этот образ или событие в нашей сознательной, реальной жизни (в данном случае, чувством горя). Поэтому если нам снится, например, смерть матери, мы можем не испытывать никакой печали, или переживать всего лишь легкую грусть, а то и вовсе противоположное чувство – бурную радость. Таким образом, эмоция горя «смещается», отрываясь от самого . . . Читать дальше
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: