Маленькие радости 1913 151 год назад (1866) родился один из самых загадочных и сложных русских художников Василий Кандинский. В попытках найти ключ к его живописи написана не одна сотня книг и научных исследований. В России имя Василия Кандинского с начала тридцатых годов находилось под двойным запретом: как эмигранта и как художника-авангардиста. Он стал открываться только в перестроечные восьмидесятые вместе со многими другими запретными именами. Провал в понимании искусства XX века оказался столь велик, что его оказалось невозможным компенсировать даже за несколько десятилетий. Живопись Кандинского – это сложный механизм, возникший на сломе эпох и мироощущений. Чтобы понимать его, надо подняться на другие уровни восприятия закономерностей культуры, сломать слепоту и ограниченность нашего потолка по отношению к искусству XX века. Белый овал 1919 Он сделал то, что когда-то сделал в скульптуре Микеланджело, а в живописи – Пикассо. Он совершил переворот в понимании и художника, и цвета, и подходов к искусству, назвав художника переводчиком с языка Духовности. «Художник — служитель высшим целям, обязательства которого точны, велики и святы. Он должен воспитывать себя и научиться углубляться, должен, прежде всего, культивировать душу и развивать её, чтобы его талант стал облачением чего-то, а не был бы потерянной перчаткой с незнакомой руки — пустым и бессмысленным подобием руки». Из всех искусств Василий Кандинский считал самым трудным для понимания абстрактную живопись, т.к. она требует знания того, что значит хорошо рисовать, обладания повышенной чувствительностью к цвету и ощущения себя поэтом, что в конечном итоге является самым важным. Пестрая жизнь 1907 Он всегда ощущал себя не только поэтом и художником, но еще и шаманом, и пророком, чья миссия - передать человечеству универсальные идеи, поставив их на благо общества. Этой миссии он следовал всю жизнь. Василий Кандинский верил в целительность искусства, в ее возможности изменить мир к лучшему. Сегодня только некоторые начинают говорить об искусстве как о шаманизме, а он начал говорить об этом еще сто лет назад. Искусство Кандинского – принадлежит русской культуре, он вырос из нее, хотя в «Энциклопедическом словаре живописи» Василий Кандинский представляется как французский художник русского происхождения. О своих русских корнях художник говорил неоднократно, повторяя: «Москва – мой камертон». Святой Георгий 1915-1916 Его мироощущение и идеалы сформировались под влиянием философских традиций русской религиозной мысли (Соловьев, Мережковский, Белый, Булгаков и др.) и традиций народа. И хотя потом он был увлечен теософскими идеями, но стержнем его творчества оставалась русская культура. Ключевых идей у Василия Кандинского было несколько. Самая главная - идея о внутренней необходимости, для выражения которой художник может использовать любой арсенал. Картина – это духовный образ внутренней необходимости и ничего больше. Если художник этому изменяет, картина теряет ценность. Беспредметность и язык абстрактных форм – это универсальный язык, идеальный режим визуализации для выражения внутренней необходимости. С его помощью можно наиболее точно выразить духовность и глубину человеческих эмоций, то, что понятно всем, независимо от культурных традиций и места проживания. Кандинский не рисовал, он думал, прежде всего, думал. День всех святых II 1911 Здесь сказалась его научная закваска, полученная им в годы учебы на юридическом факультете в МГУ, который он блестяще окончил, защитил диссертацию и был оставлен преподавать в качестве доцента. Теоретическая работа и осмысление того, что художник делает, были присущи ему органически, но все-таки Кандинский-художник всегда шел впереди Кандинского-теоретика. Свое творчество он рассматривал как сплав цвета и музыки, музыка - высшая форма беспредметного искусства, где с помощью звуков можно вызвать у слушателя желаемые образы и эмоции. Своими картинами Василий Кандинский тоже хотел вызывать у зрителя такие же образы и эмоции, какие вызывает музыка у слушателя. Примером того, как картина может звучать подобно музыке, является одно из лучших произведений художника с «музыкальным» названием «Композиция VII» (1913). Это вершина его творчества до Первой мировой войны. Картина возникла не сразу. Ей предшествовала большая подготовительная работа, было создано более тридцати эскизов, но сама картина была написана моментально, всего за четыре дня. Композиция VII 1913 «Композиция VII» – это вихрь цветов и символов, кружащихся по спирали друг вокруг друга, изображая циклические процессы разрушения и спасения, смерти и возрождения. Исследователи считают, что здесь Кандинский совместил сразу несколько тем: Эдемского сада, Всемирного Потопа, Воскресения и Страшного суда. Тема Апокалипсиса и мессианства, искупительной смерти и воскресения из мертвых была одной из центральных в творчестве Василия Кандинского. К ней он постоянно возвращался. В 1910-1913 годах у него появилась целая серия, которая в «Композиции VII» воплотилась в синтетическом единстве чистой живописи: Страшный суд (1910), Импровизация 12 (Всадник) (1910), Все святые I и II (1911), Всадник Апокалипсиса (1911), Ангел Страшного суда (1911), Святой Георгий (1911),Распятый Христос (1911), Великое Воскресение (1911), Композиция со святыми (1911), Святой Владимир (1911), Страшный суд (1912), Импровизация. Потоп (1913) и другие. Страшный суд 1912 Убежденный, что только через страдания и смерть возможно Воскресение, Василий Кандинский принял революцию семнадцатого, в которой увидел крушение старого мира и прорыв в будущее. Динамика разрушения-созидания увлекала и завораживала его. Именно так он понимал живопись: «Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путём борьбы создать новый мир, который зовётся произведением. Каждое произведение технически возникает, как возник космос, путём катастроф, подобных хаотическому рёву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой — музыка сфер. Создание произведения есть мироздание». Художник - это тот, кто творит новые миры, вслушиваясь и вглядываясь в себя. Поэтому и нет необходимости обращаться к натуре. Произведение возникает из художника, а не из внешнего мира, подобно тому, как музыка рождается и звучит внутри композитора. Картина с белой каймой 1913 Когда Василий Кандинский сформулировал для себя идею единства цвета и музыки, многие его картины стали получать музыкальные названия: «Впечатление», «Композиция», «Импровизация»… И из них постепенно исчезает предметность. Избавлению от внешней предметности художник во многом обязан своим ранним впечатлениям. Это началось еще в детстве, когда однажды он сильно заболел. В бреду ему являлись картины и видения. Эти состояния сопровождались внутренней дрожью и кошмарными снами, которые потом он пытался воспроизвести. Обладая художественным даром, ему это удавалось. Правда, не сразу, но в конечном итоге, очистив видения от конкретных образов, он сумел это сделать. Позднее художник не раз впадал в такие пограничные состояния, страдая от депрессий, головокружений, неуверенности в себе, ночных кошмаров, перепадов настроения, рассеянности и головных болей, о чем свидетельствуют его близкие. Выводило Василия Кандинского из этих состояний гнетущей тоски и депрессивных мыслей только творчество - единственное целительное средство от этих симптомов. Желтый, красный, голубой. 1925. Василий Кандинский - дважды рожденный: биологически - в 1866 году, как художник - в 1896. В тридцать лет ему, начинающему ученому с блестящей перспективой, предлагают кафедру и профессорство в Дерптском университете. Неожиданно для всех Василий Кандинский отказывается от предложения и круто меняет свою жизнь – едет в Мюнхен, учиться на художника. Родился будущий художник в Москве, в очень обеспеченной семье. Корни главы семейства Василия Сильвестровича Кандинского уходят в Сибирь, куда были сосланы на поселение его предки. Сам же он происходил из забайкальского рода Кандинских. Через пять лет после рождения сына семья переехала из Москвы в Одессу, где мальчик окончил гимназию и получил художественное и музыкальное образование. Двое на лошади. 1906 В девятнадцать лет, по желанию родителей, Василий Кандинский становится студентом юрфака Московского университета. Учился он долго - восемь лет, вынужденный прерывать учебу из-за болезни. Во время учебы он участвует в этнографической экспедиции на север Вологодской губернии, которую будет вспоминать всю жизнь. Она определит его интерес к народному фольклору, примитивизму, народным картинкам, цвету, старинным языческим обрядам и шаманизму, отразившимся на его творчестве. «Помню, как я впервые вошёл в крестьянский дом, остановился на пороге как вкопанный. Стол, лавки, печь — всё сплошь было покрыто простыми, наивными орнаментами разнообразных цветов. На стенах — народные картины. Красный угол был заставлен образами и заклеен репродукциями икон. Когда, наконец, я прошёл внутрь избы, сам оказался в Картине». Город-крепость в осеннем пейзаже 1902 Путь художника структурируется довольно просто: первый период, мюнхенский, или ранний (1896-1913) длился восемнадцать лет. Это были самые значимые годы в его формировании как художника и как теоретика искусства, выработки понимания места и миссии художника. Второй период, русский (1914-1921). В это время художник вынужденно возвращается в Москву в связи с началом Первой мировой войны: как гражданин России, он не мог оставаться в Германии, с которой Россия вступила в войну. В Москве он знакомится с русскими художниками-авангардистами (Татлиным, Малевичем, Ларионовым, Родченко и другими), позволившими ему скорректировать и уточнить свои позиции в живописи. Вершины на дуге. 1927 В 1921 году начался массовый исход из советской России старой интеллигенции, не согласной с политикой новой власти. В их числе оказался и Василий Кандинский, окончательно разочаровавшийся в революции. Ехали в основном в Германию, в Берлин. Кандинский ехал в Германию по официальному приглашению – преподавать в академии Баухауз, в Веймаре. Начался третий, самый спокойный, плодотворный и лирический период, период зрелости и уверенности в себе (1922-1933). Но с приходом к власти Гитлера академию закрыли, объявив ее гнездом большевизма, картины Кандинского попадают в категорию дегенеративного искусства, и художник эмигрирует во Францию. Французский период (1934-1944) - своего рода послесловие к бурной жизни художника, на которую пришлись две русских революции, две мировые войны, слом всех старых форм мышления, в том числе в искусстве и живописи. Синий всадник Умер художник в семьдесят семь лет. Прах его покоится на кладбище французского города Нёйи-сюр-Сен, в котором Василий Васильевич прожил последние годы. Все четыре периода были очень разными, и не только по жизненным перипетиям, но и по стилю, который менялся очень динамично. Проследим эту динамику по ключевым картинам Василия Кандинского. Синий всадник (1903). Прорывная работа, только на первый взгляд кажущаяся простой: одинокий всадник скачет через поле. Но с точки зрения развития стиля Кандинского, работа очень значимая. Здесь видно влияние на художника импрессионистов, в частности, Клода Моне, чья картина «Стог сена» когда-то поразила его на Московской выставке. Те же контрасты света и тени, яркого солнца и пятнистого склона холма. Цвета лошади и всадника почти сливаются, предвещая интерес художника к абстракции в поздних работах. Тема всадника станет на многие годы ведущей в его работах. Скачущий всадник – это символ преодоления традиционных подходов к живописи и прорыва к духовности посредством искусства. Композиция II «Пестрая жизнь» (1907). С этой картиной он связывает свои поиски той картины, которую когда-то увидел в тифозном бреду, но тут же рассыпавшейся, как только он выздоровел. Попытка восстановить увиденное длилась несколько лет. Сначала появилась картина «Песня Волги» (1906), потом «Пестрая жизнь» (1907) и только через три года - та композиция, которую он искал – «Композиция II» (1910). Эту историю Кандинский описал в своей автобиографической книге «Ступени» (1913). В первых двух картинах (Песня Волги и Пестрая жизнь) изображена толпа, стоящая перед древнерусским городом, высящимся на горе, третья самая точная – апокалиптическое видение, воплощенное в художественном мифе. Эта картина относится к так называемому пред-абстрактному периоду. Синяя гора «Синяя гора» (1908). Здесь четко видно влияние на цветовую гамму Василия Кандинского фовистов. Их картины он увидел, когда жил в Севре, небольшом городке, что около Парижа. Здесь художник остановился, когда путешествовал по городам Европы вместе со своей ученицей и женой Г.Мюнтер. В этой картине он почти полностью отходит от предметности, представив в центре ярко-синюю гору, обрамленную с обеих сторон деревьями: красным и желтым. На переднем плане – опять всадник, символ преодоления преград. В это время «Апокалипсис» Иоанна Богослова стал его настольной книгой. Палитра и выразительные мазки дают надежду на положительный исход апокалиптической борьбы, а яркие цвета – отзвуки любви Кандинского к русскому фольклору и народному искусству. Здесь художник еще ближе подошел к чистой живописи. Формы стали почти схемами, уступив место ярким насыщенным цветам. Композиция IV «Композиция IV» или «Казаки» (1911). Как и большинство картин конца нулевых и начала десятых годов, эта картина изображает апокалиптическую войну, Прообразом послужили казаки, которых художник видел в Москве в 1905 году. Слева на картине - два казаки, дерущихся на саблях. Внизу, в центре картины, тоже два казака, но только с копьями. Вдалеке - город, стоящий на горе (Град Небесный), к которому ведет горбатый мост, пройдя через который можно попасть в царство Вечной Духовности. Картина – символический образ апокалиптического сражения, заканчивающегося победой добра над злом, ведущей в царство Духа и Вечного мира. Казаки с саблями и копьями символизируют борьбу с силами тьмы, а плавные формы справа – олицетворяют спасенный и искупленный мир. Отсутствие конкретных фигур и предметов, позволяет художнику выразить апокалиптическое сражение в универсальных образах. Для понимания своих беспредметных картин Василий Кандинский пишет самый значительный свой труд О духовном в искусстве (1912), где объявляет о наступлении эпохи Великого Духовного, в которой сольются в едином синтезе звук, цвет и слово. Многое из того, что появилось в этой картине, будет уточняться в следующих. Москва. Красная площадь В Москву Василий Кандинский приехал уже вполне сложившимся художником со своим стилем и своими идеями. «Русский период» в его творчестве - самый короткий: всего семь лет, но он отмечен несколькими шедеврами, к числу которых, безусловно, относятся картины Москвы. Москва. (1916). Вынужденный переезд в Москву в 1914 году и расставание с Мюнтер сопровождались сильной депрессией. Художник перестал рисовать и писать. Когда же через два года взял в руки кисть, то первое возникшее желание - написать портрет Москвы, любимого города. Кандинский хочет собрать на одном холсте всё, все элементы: слабые и сильные, маленькие и большие, разных цветов и форм, смешать их все в едином калейдоскопе, создав Духовный образ Москвы. «Солнце плавит всю Москву в один кусок, звучащий как туба, сильной рукой потрясающий всю душу. Нет, не это красное единство — лучший московский час. Он только последний аккорд симфонии, развивающей в каждом тоне высшую жизнь, заставляющей звучать всю Москву подобно fortissimo огромного оркестра. Розовые, лиловые, белые, синие, голубые, фисташковые, пламеннокрасные дома, церкви — всякая из них как отдельная песнь, Москва II — бешено зеленая трава, низко гудящие деревья, или на тысячу ладов поющий снег, или alegretto голых веток и сучьев, красное, жесткое, непоколебимое, молчаливое кольцо кремлевской стены, а над нею, все превышая собою, подобная торжественному крику забывшего весь мир алиллуйя, белая, длинная, стройно-серьезная черта Ивана Великого. И на его длинной, в вечной тоске по небу напряженной, вытянутой шее — золотая глава купола, являющая собою, среди других золотых, серебряных, пестрых звезд обступающих ее куполов, Солнце Москвы» (В.Кандинский). И все это кружится вокруг двух фигур, стоящих в национальных костюмах в центре Красной площади: дома, храмы, Кремль, колокольня Ивана Великого, маковки церквей, люди, улицы и сама площадь. Здесь все слились в единый образ цвето-звуко-духа. Такой же предстает и картина «Москва II», в которой цвета слиты еще больше, но в центре – те же две маленькие фигурки, вслушивающиеся в величественную симфонию Москвы. Композиция VIII «Композиция VIII» (1923). Написана картина в третий период, в Баухаузе. Здесь уже нет того хаоса и динамического вихря, какой присутствует в «Композиции VII» и в картинах Москва I и Москва II. «Композиция VIII» - полная их противоположность. Здесь царствует геометрический, рациональный порядок. Василий Кандинский уехал из Москвы обогащенный супрематизмом Малевича и конструктивизмом Татлина и Родченко. Он объединил свой абстракционизм с их идеями, привнеся в картины четкую структурированность, уравновесив разные геометрические фигуры. В картине впервые появляются формы, которые станут основой всех его последующих работ: треугольник, линия и круг. Несколько кругов «Несколько кругов» (1926). Картина написана, когда художнику исполнилось ровно шестьдесят. Картина отражает завершение поисков идеального выражения духовности в искусстве. Это выражение он искал всю жизнь. Круг для Василия Кандинского явился идеальной формой синтеза и равновесия внутреннего и внешнего, разрешения их величайшего противостояние. Круг – это прорыв в четвертое измерение, где царствует эмоциональная и духовная гармония. Разные размеры и цвета кругов, и их динамика, показывают, что круг – это универсальная форма, в которой можно описать всё: от звезды до капли росы. Круг – неотъемлемая часть любой жизни. Композиция X «Композиция X» (1939). Картина заканчивает серию с названием «Композиция». Она написана во Франции, за пять лет до смерти. Всё подходит к концу, в том числе и жизнь: художнику уже за семьдесят. В этот период в картинах мастера появляется множество биоформ в стиле сюрреализма. Картина написана на черном фоне, усиливающий воздействие ярких волнообразных форм на переднем плане. Черное пространство напоминает также Космос и темноту, ожидающую человека после жизни. Картина является кульминацией поисков и исследований Василия Кандинского в области чистой формы и выражения духовности через искусство. Источник: http://www.liveinternet.ru/users/5031314/post424332452/
Мюнхен стал местом, в котором он не только проживет почти двадцать лет, но и выработает стиль, известный сегодня во всем мире как беспредметное искусство или абстракционизм. К тридцати годам ему хватило сил, чтобы отказаться от карьеры преподавателя и выбрать путь художника, осуществив давнюю мечту детства.
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: