Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
2780 участников
Администратор Лиса- Алисa
Администратор Lola Cherry Cola
Администратор Savra

Важные темы:

Модератор Sezane
Модератор Любoчка
Модератор Кицу-кицу
Модератор Серый_волk

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Copie conforme пишет:

Слово "трицикл" почти забыто и давно вытеснено из обихода другими "циклами", но..

На своих троих

Великий князь и его "Бензинки"24.07.2017

Иван Баранцев Фото Гарф, ГМЗ "Гатчина", www.photo.com 

Слово "трицикл" почти забыто и давно вытеснено из обихода другими "циклами", но на рубеже XIX и XX веков это был самый массовый и популярный транспорт. У нас в России его особенно полюбили в Царской семье — такими трициклами владели многие Великие князья, и об одном из них мы сейчас расскажем.

 

 

Было у царя три сына... Так обычно начинаются сказки, но в нашем случае это не более чем совпадение. У царя Александра III тоже было три сына: старший, известный как последний российский император Николай II, средний Георгий и младший Михаил — тот самый, в чью пользу безуспешно отрекся его старший брат в марте 1917 года.

Для всей России они являлись "августейшей фамилией" и обладателями длиннейших титулов, а друг для друга они были просто Ники, Миша, Жоржи, Сандро, Мама, Бэби. Такими они предстают в своих дневниках и письмах. То, что Николай II каждый вечер фиксировал события прошедшего дня — факт известный, но не только он вел дневник: и его младший брат тоже оставил после себя ежедневные записи. Уцелели, правда, не все: в Государственном архиве Российской Федерации хранятся дневники великого князя Михаила Александровича только с 1888 по 1903 год и с 1915 по 1918 год. Нам, конечно же, интересен ранний период, когда в моде были моторные трициклы, тем более что дневники того времени еще не публиковались, и мы их прочитаем одними из немногих.

Штуцер и много хороших вещей

Великий князь Михаил Александрович верхом на "бензинке" во время пикника 11 июля 1900 года в предместье Гатчины. На заднем плане у стола в белом кителе - император Николай II. На дорогу и колесо трицикла падает тень с женским силуэтом: возможно, что фото сделано сестрой Михаила - великой княгиней Ольгой Александровной или матерью - вдовствующей императрицей Марией Федоровной.

Великий князь Михаил Александрович верхом на "бензинке" во время пикника 11 июля 1900 года в предместье Гатчины. На заднем плане у стола в белом кителе - император Николай II. На дорогу и колесо трицикла падает тень с женским силуэтом: возможно, что фото сделано сестрой Михаила - великой княгиней Ольгой Александровной или матерью - вдовствующей императрицей Марией Федоровной.

Моторные трициклы были популярны в Европе и совсем не получили распространения в Америке. В России "первая гонка моторов", устроенная 11 октября 1898 года на Волхонском шоссе, стала гонкой на трех колесах: на старт съехались семь трициклов Clement и только один автомобиль Benz. Трициклы участвовали в гонках Москва - Петербург, а некоторые отчаянные "мотористы" ездили на них из Петербурга в Париж.

Моторные трициклы были популярны в Европе и совсем не получили распространения в Америке. В России "первая гонка моторов", устроенная 11 октября 1898 года на Волхонском шоссе, стала гонкой на трех колесах: на старт съехались семь трициклов Clement и только один автомобиль Benz. Трициклы участвовали в гонках Москва - Петербург, а некоторые отчаянные "мотористы" ездили на них из Петербурга в Париж.

Дневники великого князя --небольшие записные книжечки в кожаных переплетах с замочками. Вот 1895 год: Мише 17 лет, он живет в Гатчинском дворце, занимается гимнастикой, играет на флейте, катается на велосипеде, работает в своей мастерской, возится с какой-то электрической машинкой.

Впервые упоминание о трицикле появляется в дневнике 14 декабря 1897 года: "Утром Андрей и я катались в парке на его бензиновом трехколесном велосипеде. Было очень весело". Андрей — младший из Владимировичей, сын великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны, двоюродный брат и друг детства Михаила. Владимировичей тоже трое: Кирилл, Борис и Андрей. В семье Романовых этот клан обзавелся "моторами" чуть ли не раньше всех. Не исключено, что у Кирилла уже в 1895 году был один из первых в мире мотоциклов Hildebrand & Wolfmuller, а Борис даже обзавелся автомобилем. Андрей, судя по записям Михаила, не один раз катал своего кузена по парку Гатчинского дворца. Иногда великокняжеские забавы приобретали необычный характер, как, например, 9 мая 1898 года, "Днем Андрей ко мне приехал и катались с его бензинкой, буксируя один bicycle". Словом "бензинка" Михаил будет называть сначала моторные трициклы, а потом и автомобили.

Тот же пикник 11 июня 1900 года. Михаил занимается своей "бензинкой", позади видна прицепная коляска и старый De Dion-Bouton 1899 года. Слева стоит князь Алексей Николаевич Орлов, а правее - еще один родственник Михаила, Александр Лейхтенбергский. Спиной к фотографу видна императрица Мария Федоровна.

Тот же пикник 11 июня 1900 года. Михаил занимается своей "бензинкой", позади видна прицепная коляска и старый De Dion-Bouton 1899 года. Слева стоит князь Алексей Николаевич Орлов, а правее - еще один родственник Михаила, Александр Лейхтенбергский. Спиной к фотографу видна императрица Мария Федоровна.

Лето 1899 года, Гатчина. У трицикла, полученного Михаилом в апреле, позирует великая княгиня Ксения Александровна, в коляске сидит императрица Мария Федоровна.

Лето 1899 года, Гатчина. У трицикла, полученного Михаилом в апреле, позирует великая княгиня Ксения Александровна, в коляске сидит императрица Мария Федоровна.

В том же году у Михаила появилась и своя собственная "бензинка", о чем свидетельствует запись от 24 декабря: "Мама мне подарила штуцер, фисгармонию и т. п. Ники и Аликс подарили трехколесный бензиновый велосипед с коляской сзади и вообще много хороших вещей получил". Это был новогодний подарок от Николая II и его супруги Александры Федоровны — моторный трицикл французской фирмы De Dion-Bouton, выписанный из Парижа.

Почему выбор пал именно на марку "Де Дион-Бутон"? Ответ нашелся во французском журнале La Locomotion N7 за 1899 год: в небольшой заметке под названием "Автомобилизм в России" сообщалось, что фирма De Dion-Bouton отправила в Санкт-Петербург трицикл с коляской, изготовленной экипажной фабрикой Belvalette. Также журнал утверждал, что при русском дворе он появился при посредничестве Эрнеста Куно — вице-президента Автомобильного клуба Швейцарии, и "Де Дион-Бутон" настолько понравился, что завод получил заказ на еще два трицикла для императорской фамилии.

50 верст в час

Великий князь Михаил катает свою сестру Ксению в прицепной коляске. Для удобства посадки сделана откидная подножка. Коляска изготовлена фирмой Belvalette - известнейшей парижской экипажной мастерской, занимавшейся впоследствии и автомобильными кузовами.

Великий князь Михаил катает свою сестру Ксению в прицепной коляске. Для удобства посадки сделана откидная подножка. Коляска изготовлена фирмой Belvalette - известнейшей парижской экипажной мастерской, занимавшейся впоследствии и автомобильными кузовами.

Мотор на трициклах De Dion-Bouton 1897 года развивал всего 3/4 лошадиной силы.На следующий год мощность повысилась до 1 1/4силы — видимо, такой была первая "бензинка" великого князя Михаила. Для своего времени он считался высокооборотным — 1800 об/мин и очень легким — весил всего 20 кг. Потом мощность повысилась до 1 3/4 л. с. и увеличивалась каждый год.

14 апреля 1899 года великому князю привезли новый трицикл — один из тех двух, о заказе которых сообщал журнал La Locomotion. На следующий день Михаил сделал такую запись: "Утром Сережа катался на старой бензинке, я на новой, но потом она остановилась". Сережа, он же Сергей Шереметев — еще один Мишин друг и родственник, приходился великому князю троюродным братом.

18 апреля Миша прокатил на "бензинке" графа Сергея Юльевича Витте — будущего председателя Совета министров, а тогда, в 1899 году — министра финансов, приезжавшего в Гатчину читать царскому отпрыску лекции о народном и государственном хозяйстве. Вот запись из дневника: "Затем занимался с Витте и между уроками прокатил его на бензинке, но неудачно, бензину не хватило и пришлось пешком вернуться, к счастью не больше 7 минут". К слову, Витте не очень высоко оценивал ум и образование Михаила, ставя его способности ниже Николая II.

Теперь у Миши было две "бензинки" — старая и новая. На одной из них даже поменяли мотор на более мощный, о чем свидетельствует запись от 21 апреля: "После завтрака с французом машинистом поехали кататься в Зверинце на трехколесных бензинках. На N2 переменили машину, поставили машину в 2. силы и ход громадный около 50 верст в час". Скорость отметил даже Николай II, уже в своем дневнике 27 апреля: "Миша привез меня чрезвычайно быстро на своей бензинке во дворец". Зеркальная запись есть и у Миши: "В 7 ч. Ники и я поехали на новой бензинке, ему очень понравилась она".

А где же тот второй трицикл из заметки в La Locomotion? Его тоже доставили в Россию, но не в Гатчину, а на Кавказ, в небольшой поселок Абас-Туман на южном склоне Месхетского хребта. Там, в специально построенном для него дворце, жил больной туберкулезом средний сын Александра III — великий князь Георгий Александрович.

Жоржи тоже любил технику — в его распоряжении находился французский автомобиль Panhard-Levassor, а затем к нему добавился и трицикл De Dion-Bouton. Одна из поездок на трицикле стала для него последней: 28 июня 1899 года великий князь выехал на прогулку по дороге к Зегарскому перевалу, промчался две версты, повернул обратно, но на обратном пути у него открылось кровотечение из горла, он остановил трицикл, слез с него, лег на землю и умер.

Ход трехколесного самоката

Великий князь Андрей Владимирович на трицикле De Dion-Bouton на прогулке со своей сестрой Еленой и ее подругой. Коляска более простая - без откидной подножки и подлокотников. Андрей Владимирович в форме портупей-юнкера - на момент съемки он проходил обучение в Михайловском артиллерийском училище.

Великий князь Андрей Владимирович на трицикле De Dion-Bouton на прогулке со своей сестрой Еленой и ее подругой. Коляска более простая - без откидной подножки и подлокотников. Андрей Владимирович в форме портупей-юнкера - на момент съемки он проходил обучение в Михайловском артиллерийском училище.

Трициклы с моторами De Dion-Bouton делали самые разные фирмы: французские Clement, Gladiator и Phebus, итальянская Prinetti-Stucchi, немецкая Cudell. Из трицикла получались самые разные комбинации.

Сзади могла прицепляться колясочка — у Михаила как раз была такая, фирмы Belvalette, на два места с откидной подножкой. Для коммивояжеров и почтальонов позади ездока над двигателем устанавливался ящик. Коляска могла ставиться и впереди — вместо переднего колеса, и тогда трицикл превращался в квадрицикл. Так тогда звучало это слово, которое сегодня мы произносим как квадроцикл.

В дневниковых записях Михаила за 1900 год нет никаких намеков на новый трицикл — наверное, мощности нового мотора хватило и на этот сезон. На нем он катал свою мать, вдовствующую императрицу Марию Федоровну, сестер Ксению и Ольгу, которую в семье звали Бэби, ездил на пикники и на маневры, на рыбалку и играть в теннис. Новую модель Михаил получил только весной 1901 года, о чем мы, к удивлению, узнаем не из его записей, а из дневника Николая II, отметившего 27 апреля: "Миша катал меня в своем новом автомобиле и затем показал ход тоже нового трехколесного самоката, развивающего скорость 60 верст в час!"

6 мая 1901 года Михаил катался с Владимировичами: "Вернувшись к себе, Кирилл, Борис, Андрей и я поехали кататься на бензинках 3-х колесных. Около Баболова мы встретили ландо, видя, что лошади боятся, остановились в 20 шагах от них, но это не помогло, они круто повернули налево, сломали дышло, кучер свалился вертикально на голову (ушибся немного), затем лошади помчались по траве, повернув круто опрокинули закрытое ландо и оборвав все постромки ускакали, но вскоре перепутались в деревьях и были пойманы; экипаж был сломан почти вдребезги. Он оказалось принадлежал гр. Гудовичу, дети которого вблизи гуляли, затем разузнав обо всем этом, поехали дальше".

На трициклах Михаил ездил как минимум до 1902 года, а потом стал отдавать предпочтение автомобилям, которые по привычке тоже поначалу называл "бензинками". Но мы об этом не узнаем — дневник обрывается на дате 25 февраля 1903 года. Фирма De Dion-Bouton выпускала трициклы до 1905 года, а потом они как-то постепенно вышли из моды.

Благодарим Светлану Бельчинкову и Ирину Рыженко за помощь в подготовке материала.

Это интересно
+2

Copie conforme 27.07.2017
Пожаловаться Просмотров: 896  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены