Александр Тихомиров родился за год до Октябрьской революции, у него не было дворянского бэкграунда. Он принадлежал к тому послереволюционному поколению, которое вынуждено было выбирать между авангардом начала века и соцреализмом. Совместить их было невозможно и, кто выбирал авангард, должен был найти и способ, чтобы реализовать свой выбор.
Художник нашел его, выразив в своем творчестве сложный период тридцатых-восьмидесятых годов вовсе не чёрной дырой, а наполненным философскими размышлениями о человеке и мире в лучших традициях Серебряного века. Поэтому Александра Тихомирова можно назвать русским художником советского периода.
В историю советского искусства художник вошел как автор официальной «Ленинианы» и самого большого (шестьсот квадратных метров) портрета Ильича, вошедшего в книгу рекордов Гиннесса. Художник создавал его огромной кистью, расстелив полотно на поле стадиона «Динамо».
Портрет водрузили на мидовскую высотку, не заметить его было невозможно. Однажды, проезжая мимо этого здания, Ренато Гуттузо, известный итальянский художник, восхитился работой и высказал это крупному партийному боссу В.В.Гришину.
Художника наградили золотой медалью ВДНХ, дававшей своего рода охранную грамоту, а в придачу – великолепную мастерскую, в обход всех очередей и правил. Случилось это, правда, когда художнику исполнилось уже пятьдесят четыре, но проработал он здесь более тридцати пяти лет, создав все свои знаменитые шедевры.
Оказалось, что работать над портретами вождей революции не только почетно, но главное – выгодно, т.к. обеспечивает финансовую свободу: каждый портрет давал возможность жить относительно безбедно и почти полгода спокойно заниматься творчеством для себя.
Все самые главные картины написаны в этой мастерской. Писались они в большой секретности, в тишине, в святая святых, куда допускалось всего несколько человек. Выставлять на всеобщее обозрение такие картины, было равносильно самоубийству: в них царили безумная страсть, дикая музыка, сумасшедшая любовь, мистика, смерть и сложная символика.
Эта ипостась творчества настолько противоположна холодной аскетической галерее портретов Ильича, что невозможно подумать, что то и другое творилось одним человеком. Два параллельных мира, не имеющих ни единой точки соприкосновения, разве что кроме маски Мефистофеля, разглядеть которую в портрете Ильича не каждый сумеет.
Раздвоение разрушилось, когда появилась надежда, что картины из мастерской не сочтут за бред сумасшедшего. В начале перестройки удалось выставить несколько картин, но то были лишь небольшие островки огромного материка, открывшегося во всей полноте после смерти художника (1995).
Перед изумлёнными глазами посетителей предстали необычные картины, населенные изгоями, неудачниками, паломниками, изгнанниками, живущими рядом с лицедеями, клоунами, шутами, акробатами и циркачами. Сны и мифы, всплывающие из глубин подсознания, соседствуют рядом с трагическими сериями: «Бабий яр», «Холокост», «Освенцим», наполненными болью и отчаянием.
Изгнанники и маски воплощали двойную жизнь художника, грустного клоуна и изгоя под маской ремесленника, стоявшего на службе официальной пропаганды. Жизнь разделилась на работу и творчество: работа по регламенту пять дней в неделю, после работы - затвор в мастерской, где можно сбросить маску пропагандиста и стать тем, кем был на самом деле – экспериментатором и мифотворцем.
Особый интерес художник проявил к карнавальной жизни, цирку и балаганам, любовь к которым сохранилась еще со времен Баку, где он мог наблюдать эту жизнь не только на улицах города, но и за кулисами цирка, т.к. делал плакаты цирковых представлений. Интерес усилился увлечением фильмами Феллини, которые смотрел уже в зрелом возрасте на закрытых показах.
Тихомиров был не первым, кто затрагивал эту тему. До него были Бакст, Тышлер, Дейнека, и все они раскрывали этот причудливый мир цирка и балагана по-своему. По-своему изображает его и Александр Тихомиров. В его мире странные персонажи живут по своим законам, который скрывается за метафорами и символами.
Он изображает то, чего на земле нет, это картинки из голубых и белых снов, наполненные поэзией намёков. Здесь ясно присутствует связь с русским авангардом и символизмом с их интересом к балаганной и народной культуре.
Балаган - излюбленная метафора абсурдности реальной жизни, которую лучше наблюдать со стороны, чем в ней участвовать. Миссия экспериментатора-исследователя, стороннего наблюдателя, позволяла ему гораздо лучше понять советскую реальность, разглядеть маски, за которыми скрываются люди.
Лучшим выражением театральности в картинах Александра Дмитриевича является серия «Петрушка и Балерина», вдохновленная музыкой Стравинского, называвшего себя не композитором, а изобретателем музыки. Тихомиров тоже был изобретателем, никогда не присоединявшимся ни к какой группе, не стремившимся к известности, упорно осваивая одну технику за другой, находясь в поисках собственного стиля.
Строгая секретность в сочетании с маской официального пропагандиста стали следствием жестокого урока, который преподнесла ему жизнь. В молодости, переехав учиться в Москву, он становится учеником Александра Александровича Осмёркина, организатора и участника группы «Бубновый валет», страстного поклонника творчества Сезанна.
В результате на четвёртом году учебы его отчислили. Официально – за несданный английский, неофициально – за склонность к формализму. Вместе с ним отчислили почти весь класс и самого наставника. В этой ситуации стало понятно, что никому нельзя показывать результаты собственных поисков, а надо выбрать для них наиболее приемлемое официальное прикрытие.
Тихомиров прошел периоды увлечения импрессионизмом, кубизмом, фовизмом, изучил всю историю живописи, выбрав себе в спутники великих мастеров прошлого, собрав тома репродукций любимых художников: Брейгеля, Ван Гога, Сезанна, Филонова, Фалька, Тышлера, Врубеля, ставшего для него кумиром.
Все свои темы и мотивы, техники и культурное наследие прошлых веков он воспринимает как свой личный багаж, помогавший выражать идеи и темы. В конце концов, к семидесятому году, после долгих тридцатилетних поисков художник нашел, что искал, перейдя от реализма к аллегориям и символизму.
У мастера выработалось чувство цвета и стремление максимально заполнять пространство холста, на котором его герои перекручиваются и перекрещиваются. Эта техника становится отличительной особенностью стиля художника, сохранявшейся до конца жизни.
Большинство работ Тихомирова последнего периода наполнены философскими размышлениями о месте человека в мире, о будущем России, о второй мировой войне с бесчисленными жертвами Бабьего Яра, Холокоста и Освенцима.
Александр Тихомиров творил в советские времена, но его работы совершенно не соответствуют духу времени, зато соответствуют его мечте, сформулированной еще в начале долгого пути - совместить современность с классикой и обрести свой взгляд на мир и человека.
«...наследие художника настолько яркое и самодостаточное, что становится очевидным, что за этими произведениями искусства стоит абсолютно уникальная личность…. "
Это интересно
+8
|
|||
Последние откомментированные темы: