Не всегда похороны в России были такими, какими мы их знаем сейчас. Сегодня всё чаще начинают практиковать кремирование, нарушающее православные традиции похорон и возвращающее нас к язычеству.
Сжигание было обычным способом захоронения в языческой дохристианской Европе. Гомер в «Илиаде» рассказывает, как Ахиллес, перед сожжением тела своего друга, обрезал волосы и вложил их в его руки. Там же рассказывается и о сожжении Гектора.
Просвещенные греки и римляне сжигали и великих, а на месте их сожжения устанавливали памятники или храмы. Пепел сожженного тела хранили дома как особую драгоценность. Традиция сжигания мертвых тел возникла в странах с языческими верованиями: в Индии, Океании, Африке.
Перед сожжением, по традиции, обязательно организовывали пир, а после сожжения - танцы, символизирующие радость, что все мучения покойного в здешнем мире наконец-то закончились.Сжигание тел умерших восходит к поклонению огненной стихии, через которую, как через чистилище, обязательно должна пройти душа. Только тогда она попадет в рай.
У древних славян тоже практиковалось сожжение покойника, а вместе с ним - и его жены. Жена, сжигавшая себя добровольно, была восхваляема соплеменниками; вдовы, оставшиеся жить после смерти мужа, презирались. Это считалось поношением умершего мужа. После сожжения тела усопшего родственники тоже устраивали пир.
У болгар было принято класть тело в деревянный гроб и только потом сжигать. После сожжения богатого, его имущество делили поровну: одну – семье, вторую – на покупку платья усопшему, третью – для пира после сожжения. Пир длился несколько дней и ночей.
Упивались до бесчувствия, некоторые так и умирали с чашей в руке. Традиция поминовения усопших вином и водкой идет еще с тех, дохристианских, времен. Если умирал не просто богатый, а князь или начальник, то семейство спрашивало у девушек и юношей, кто из них готов взойти на костер вместе с усопшим.
Чаще всего на призыв отзывались молодые девушки. Ритуал сожжения жертвы состоял из нескольких действий. К месту сожжения приносили деревянный гроб. На деревянные подмостки, установленные рядом с могилой, ставили кровать, которую накрывали дорогими тканями и подушками. В качестве палача будущей жертвы выбиралась старая страшная женщина, которая называлась ангелом смерти.
Она вырывала труп покойника из могилы, одевала его в дорогую одежду и садила на кровать, устраивая перед ним трапезу из вина и закусок. Потом в жертву приносили собаку, двух лошадей, двух быков, петуха и курицу, которых разрубали на части и бросали на подмостки. Наконец, доходила очередь до человеческой жертвы, которую под шум и музыку убивала та же старуха – ангел смерти.
У прибалтийских племён о смерти оповещал старшина деревни, передавая из дома в дом черную палку. На вынос тела собиралось всё селение. Женщины облачались в белые одежды и начинали плакать. Слезы собирали в специальные сосуды.
Ими поливали пепел, оставшийся после сожжения. Вместе с усопшим, как и у славян, сжигали жену, слугу, служанку, коня, домашних животных, а на могиле устраивали курган из камней. Чем покойник был знатней и богаче, тем курган был шире и выше.
Евреи и египтяне тела не сжигали, а погребали. Египтяне тела бальзамировали, что служило своего рода чистилищем, гарантировавшим переселение души. Рядом с телом покойного клали задушенную жену, убитых слуг, животных и лошадь.
У немцев тела вельмож и богатых погребали в могилах, выкопанных в реке. Делалось это для того, чтобы никто не мог прикоснуться к священным останкам и осквернить их. Рабы, участвовавшие в погребении, умерщвлялись, чтобы сохранить тайну захоронения.
В водоемах или рядом с ними хоронились тела царских особ монголо-татарских племён. Чингисхан, например, был похоронен по его завещанию рядом с Байкалом, на вершине одной из гор. Здесь же погребены все наследники его престола. Погребение в воде практиковалось также у калмыков, а у моряков эта традиция существует до сих пор.
При принятии христианства захоронение тел в земле стало повсеместным. Богатых и знатных хоронили в церквях, кто попроще - при церквях. Кладбища за городом появились много позднее. В России - только в конце XVIII в. На могилах ставили кресты, пышные памятники устанавливать было не принято. Мода на них пришла вместе с роскошью и богатством только в XVII веке.
Наши предки в своих традициях похорон многое заимствовали у восточных соседей. Например, изготовление гробов - у греков. Гробы делались из сосны, внутри и снаружи обивались дорогими или не очень, в зависимости от достатка, тканями. Цвет тканей указывал на возраст. Розовый и белый – для детей и молодых девушек, синий, голубой, зеленый и малиновый – для остальных.
В главном традиции похорон в православии сохраняются и по сей день, за исключением некоторых деталей. Даже тех, кто в церковь не ходил, но был крещен, стараются снарядить в последний путь по всем канонам православной традиции.
Семья приглашает священника, заказывает чтение Псалтыри, отпевание, сорокоуст. До прихода священника тело омывают, облачают в чистое белье и кладут в гроб или на стол, который устанавливается посредине комнаты. Приглашенный священник читает отходную молитву, кадит ладаном, а родные и знакомые стоят с зажженными свечами.
Прощаются с покойником последним целованием в губы, но многие пренебрегают этим обычаем - брезгуют или боятся. Погребают тело обязательно до полудня, когда солнце стоит высоко, что символизирует будущее воскресение. Раньше некоторые погребали покойников в день смерти, но постепенно установилась традиция хоронить усопшего на третий день. Вдова могла выйти замуж только по окончании сорокадневного траура.
Раньше в России зимой покойников не хоронили, особенно в Москве. Отпетых отвозили в специальные Божьи дома, располагавшиеся за городом. Хоронили весной, когда было легче копать могилы. Тот же, кто тяжело болел и уже был соборован, но выздоровел, уже не снимал черной одежды до конца жизни. Православные традиции похорон, конечно, сложнее, ее мало кто знает во всех деталях, разве что только священники, которые постоянно исполняют отпевание и панихиды.
Это интересно
+5
|
|||
Последние откомментированные темы: