В XX веке машины и механизмы в нашей стране на постаменты попадали нечасто. И главным образом это были образцы военной техники. Танки, пушки или самолёты становились частью мемориалов Великой Отечественной войны или просто символизировали победы Советской армии в целом. Что же до паровозов, грузовиков, автобусов и прочих мирных трудяг, то каждый случай встречи с таким памятником запоминался на всю жизнь. И дело тут не только в равнодушии людей. В СССР существовал жёсткий план по вторчермету, и на него тоже существовал план. Зачастую получить новую машину автоколонна или МТС могла только сдав должное количество утиль-железа, поэтому оставить что-то на память официально было очень проблематично. Эта проблема, кстати, относилась не только к памятникам-одиночкам, но и к музеям. Пополнять экспозицию натурными образцами было очень сложно, да и много ли их было, технических музеев, во времена СССР?
Но с середины 2000-х ситуация начала кардинально меняться. Новые памятники стали появляться почти как грибы после дождя. За последние 10-15 лет их возникло больше, чем за предыдущее столетие. Вторчермет канул в Лету, и списанную технику зачастую проще выбросить, чем связываться с её утилизацией. А можно сделать из старой машины памятник - и почётно, и сравнительно недорого. Во всяком случае дешевле, чем платить штраф за отогнанный к соседнему забору железный хлам. Такая практика существовала во времена Союза. Связываться с застрявшим в лесу или на далёком тракте трактором или грузовиком никто не хотел, вот и ржавели они до поры до времени, заросшие бурьяном, на радость сегодняшним искателям. А сколько заброшено в лихие девяностые мелких предприятий, колхозов, леспромхозов, промартелей, торфяников? Люди их покинули, а техника осталась. Что-то можно было вывезти, но ведь до сих пор существуют десятки таких "кладбищ железных динозавров".
Кстати, об искателях и энтузиастах. Именно их стараниями появляется сегодня большинство технических памятников. Нашли-вывезли-отреставрировали-увековечили, многие находят смысл именно в такой жизни. Да и среди обеспеченных людей поклонников старой техники хватает. Коммерсант или банкир, конечно, сам чистить ржавчину не будет, а вот проспонсирует новый памятник с удовольствием. И не только памятник. Взгляните, сколько возникло частных музеев, в основном автомобильных. У соседей есть, а мы чем хуже? Хотя, конечно, большинство крупных музеев созданы не обеспеченными одиночками, а крупными корпорациями.
Для всех, кто перестаёт ровно дышать, увидев танк или грузовик на постаменте (сам такой, чего скрывать) я и создал эту группу. Буду рад если мои материалы помогут кому-то проложить маршрут новой поездки во время отпуска. И буду благодарен всем, кто подскажет мне о существовании памятников и музеев, в которых ещё не был я. С уважением, Леонид Кузнецов.
Это интересно
0
|
|||
Комментарии временно отключены