Парацельс (настоящее имя - Филипп Авреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) (1493–1541, умер в 47 лет) - швейцарский алхимик, врач, философ, естествоиспытатель, натурфилософ эпохи Возрождения, один из основателей ятрохимии
* * *
Свет, теплота и электричество распространяются и в самой глубокой пустоте. Эти три вида феноменов являются, однако, результатом волн или вибраций единого источника, неизвестного в своей субстанции, но не в проявлениях.
Эфир, легкий, неосязаемый, так же превосходящий текучестью газ, как последний превосходит жидкость, бесконечно сжимаемый, обладающий способностью проникать через любое самое плотное и тяжёлое тело, обнаружат повсюду; для этих потоков сил он будет одновременно и источником, и средством передачи.
Вот что вернёт нас, или я сильно ошибаюсь, к единству сил, наряду с обещанным химией единством материи. И ещё одна теория обретет, может быть, научное доказательство: это теория о единстве субстанции - источника одновременно и силы, и материи.
* * *
Теории Парацельса, какими бы странными и шарлатанскими они ни казались, обретают совершенную ясность, если только не цепляться за буквальный смысл слов.
Прежде чем провозглашать абсурдной практику истекших веков, нам следует изучить ту эпоху.
* * *
Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:
Ссылка на видео: https://youtu.be/UsCLCiHSjb0
* * *
В начале XVI столетия, в то время, когда вся наука дремала, повторяя изречения Авиценны и Галена, появился человек с сильным голосом, врач и химик, одевающийся вопреки утвердившимся законам, сжигающий медицинские книги греков и арабов, разговаривающий на философские темы вульгарным языком, излечивающий больных вопреки всем правилам искусства и разъезжающий по Европе, выпивая с первым встречным, пикируясь со многими, учась у всех.
Его роль была так велика, что уже в ту эпоху имя его вызывало возмущение.
У Парацельса были верные ученики, горячие поклонники, признательные до самозабвения больные. Однако среди медиков у него были столь же свирепые враги, чья жестокость вполне оправдывает те сильные выражения, в которых его так часто обвиняли.
Это «чудовище, извергнутое преисподней», этот «неслыханный проходимец», как его величали Эраст, Дессениус и вся остальная братия, лавочки которых терпели убытки, заставляя смеяться больных и стенать аптекарей от Рима до Лондона и от Парижа до Варшавы; ни один человек, за исключением разве что Калиостро, не поднимал вокруг себя такого смятения.
Когда же враги Парацельса поверили в то, что наконец надежно похоронили его, - говорят даже, что они в немалой степени содействовали приближению этого события, - стало ещё хуже - вдруг объявилась целая плеяда учеников, прославляющих своего учителя, врачующих больных с помощью его приемов, публикующих его арканы.
(Arcanum - познания; тайна, доступная уму, достаточно пытливому. Прим. Веб Рассказ)
Ренанус, Камерариус засвидетельствовали его удивительные способности; они видели их проявление в Мюнхене, они сохранили в Нюрнберге золото, полученное им из ржавого железного гвоздя, который ещё оставался наполовину железным.
Кроллиус, Тюрнейзер толковали и разъясняли его доктрины.
Критики, апологеты, толкователи, переводчики призывали ученых XVI и XVII столетий думать не иначе, как он, комментировать никого иного, кроме него. От дыхания свободы и новой жизни, пронесшегося с его именем, затрепетало знамя Розы и Креста.
Его влияние прошло через весь XVIII век: Жан-Батист ван Хельмонт - это всё ещё Парацельс.
В наши дни, когда века отделяют нас от его эпохи, когда история освещена и наука прогрессирует, имя Парацельса, казалось бы, не должно больше ни вызывать интерес, ни стимулировать исследования. Между тем ничего подобного: не прошло и десятка лет с начала [XX] века, как один за другим появляются защитники и критики, чтобы со всем пылом страсти заговорить о Короле арканов.
Его смерть не оставляет в покое живых; одни, новаторы в какой-либо терапии - магнетизме, гомеопатии, опотерапии и т. д. - встретив в цитате из Парацельса удивившее их слово, сносятся с текстом, изумляются, обнаружив, что идея, мать их системы, уже сформулирована великим алхимиком, и на сцене рядом со специалистом-открывателем вновь появляется Парацельс.
Классики от медицинской доктрины нашего времени протестуют против новатора, а ещё больше против Парацельса; в спор вмешиваются независимые, - вот каким образом мы видим Шульца и Маркса в Германии, Бушю и Крювейльера во Франции, без колебаний ставящих Парацельса впереди Монтеня и Рабле, делающих из него провозвестника всей науки, реформатора медицины, в то время как Даремберг и Шеврель этого не увидели, один будучи посредственным подражателем древних, другой невежественным и претенциозным глупцом.
Чем объяснить такое противоречие? Откуда эта вновь и вновь возникающая полемика, этот туман, окутывающий странную фигуру врача из Айнзидельна?
Суть в том, что Парацельс, как и многие мистики, чувствовал вещи больше, нежели их осмысливал; он пытался их выразить посредством новых или противоречащих обычному пониманию терминов, мало заботясь о своих слушателях; ему казалось, что та очевидность, с какой он их воспринимал, должна точно так же озарить и тех, кто его слушал.
Его произведение, не полностью переведенное с верхненемецкого, насыщенного специфическими неологизмами, на сомнительную латынь, осталось, таким образом, навсегда загадочным.
Несколько частичных французских переводов, таких как Большая и Малая Хирургия, мало известны.
Это отрывок из книги и предисловие к парижскому изданию 1909 года книги - Магический архидокс.
Автор Парацельс.
Значение слова архидокс до сих пор неизвестно.
Продолжим на эту же тему:
* * *
У всего сущего на Земле есть эфирный двойник над Землей, и всё, сколь бы незначительным оно ни казалось миру, имеет связь с высшим; потому если низшее действует, главенствующая высшая часть откликается на это.
Sohar Wajecae, Fol. 156,6
На рисунке внизу изображен спящий Сфинкс. У него человеческие голова и грудь, которые представляют собой высшие принципы, и звериная задняя часть туловища, которая символизирует низшие начала. Сфинкс грезит, пытаясь разрешить вопрос об устройстве Вселенной и о Природе и судьбе Человека, и видения воплотились в картине, где показано взаимодействие Макрокосма и Микрокосма.
Венчает и обрамляет изображение Тот, Кто не имеет начала и конца, Кто заключает в себе и пронизывает собой всё, от областей бесконечно удаленных и невообразимых до невидимого и непостижимого центра (в Человеке), и это – Парабрахман (Ади-Будда или Бог), непроявленный Абсолют , « Отец », высший источник всех энергий, что воплощались или когда-нибудь воплотятся как «вещи»; и благодаря Его деятельности мир был брошен в существование, будучи замыслен или «сотворен» Им , силою Его воли и воображения.
Но ниже всего располагается область Иллюзий.
Дальнейшее подробное описание рисунка в книге.
Аннотация к книге:
Известный теософ Франц Гартман уже знаком российскому читателю по своей книге «Жизнь Парацельса и сущность его учения», ставшей широко популярной.
О книге «Магия» автор говорит:
«Эта книга писалась не для того, чтобы убедить скептиков в существовании оккультных явлений; скорее, мы пытались доказать саму возможность таинственных явлений…
Мы хотели помочь жаждущим правды в размышлениях об истинной природе человека и его месте во Вселенной.
Те, кто полагает, что уже знает ответ, конечно, не нуждаются в наших наставлениях; но тем, кто пока ищет, они могут пригодиться.
Им-то мы и хотим предложить совет, данный Гаутамой Буддой своим ученикам:
„Не верьте ничему бездоказательному и ничего не отвергайте как бездоказательное, не изучив тщательно предмета”».
Это отрывок из начала книги - Магия.
Автор Франц Гартман.
* * *
На этом всё, всего хорошего, читайте книги - с ними интересней жить!
Юрий Шатохин, канал Веб Рассказ, Новосибирск.
До свидания.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: