22 ноября 1909 года произошла дуэль на Чёрной речке между двумя поэтами — Волошиным и Гумилевым. Конечно же, из-за женщины.
Близкие друзья её называли «Лиля», а в историю она вошла под странным именем — Черубина де Габриак. Это был вымышленный образ таинственной незнакомки-испанки, чтобы покорить литературные круги и попасть на страницы журнала «Аполлон».
На самом деле Лилю звали Елизавета Дмитриева, в то время она была совсем молоденькой учительницей и начинающей поэтессой.
Современники отмечали, что Елизавета Дмитриева внешне была очень проста, к тому же сильно прихрамывала из-за перенесённого в юности туберкулёза. Но это ей не помешало влюбить в себя как Волошина, так и Гумилёва!
Е. И. Дмитриева в доме ВолошинаПо воспоминаниям современников, её реальная внешность совсем не подходила для Серебряного века, слишком скучна, никакой аристократичности. А вот образ Черубины де Габриак должен был помочь её стихам оказаться в литературном журнале.
Горький и дикий запах земли:
Темной гвоздикой поля поросли.
В травы одежду скинув с плеча,
В поле вечернем горю, как свеча.
Вдаль убегая, влажны следы,
Нежно-нагая, цвету у воды.
Белым кораллом, в зарослях лоз,
Алая в алом, от алых волос.
Черубина де Габриак, 1909
Историю Черубины придумал Максимилиан Волошин, когда Елизавета Дмитриева гостила у него в Коктебеле. Берег моря, зелёные холмы, величественный Карадаг — обстановка располагала к любовным отношениям.
Правда, до коктебельской любви с Волошиным у Дмитриевой был роман с Гумилёвым, поэт даже несколько раз делал ей предложение. Девушка не отвечала ему согласием, потому что была влюблена в своего кумира, писателя Макса Волошина, который был старше на десять лет.
Интересно, что замуж Лиза вообще собиралась за друга детства, Всеволода Васильева, который в то время отбывал воинскую повинность. Но о своём простом женихе девушка благополучно забыла, как только оказалась в литературных кругах.
Ей было всего 20 лет, почему бы не влюбляться! Сама Дмитриева призналась в своей книге «Исповедь», что влюблена была в обоих поэтов и не могла выбрать.
В «Башне» Вячеслава Иванова в Лилю тоже многие влюбились. Точнее не в настоящую, а в таинственную чужестранку Черубину, которую никто никогда не видел.
«Башня», 1908 годЧерубина вела переписку с редакцией «Аполлона», но не показывала своего лица. Временами общалась по телефону с главным редактором журнала, которому рассказывала о себе. Поэтесса описывала себя бледной красавицей с бронзовыми кудрями и четко очерченными губами.
У Черубины был строгий отец, который держал её в роскошном особняке, куда был запрещён вход для посторонних. Девушка собиралась вскоре уйти в монастырь. Поэтому переписки и редкие звонки — единственная (и последняя) связь для неё с обычным миром.
В то время вряд ли кто-то мог представить, что за образом томной и прекрасной поэтессы-католички скрывается скромная Лиза Дмитриева!
В итоге в Черубину влюбился даже Гумилёв, он тоже не догадывался, что это его бывшая возлюбленная.
Дальше случилась неприятная заварушка. Дмитриева случайно рассказала о том, кем является Черубина, одному молодому поэту. Он не сдержался и сразу же сообщил об этом всем. Такая сенсация!
Узнав правду, Гумилёв разозлился и прилюдно заявил, что Дмитриева была его любовницей, а теперь крутит шашни с Волошиным, играя в Черубину де Габриак.
Чтобы защитить честь девушки, Волошин при первой возможности отвесил Гумилёву пощечину. Свидетелем всей этой сцены был поэт И. Ф. Анненский, который подытожил:
«Достоевский прав. Звук пощёчины – действительно мокрый».
Гумилёв сдержанно принял этот удар и вызвал Волошина на дуэль, в его планах было стреляться в пяти шагах до смерти одного из противников.
Но вся эта дуэль выглядела больше комично, чем трагично. Гумилёв приехал стреляться в роскошной шубе, но его машина застряла в снегу, пришлось её откапывать. Волошин же шёл к месту дуэли по сугробам, потерял калошу и заявил, что стреляться без неё не будет.
Волошину нашли его калошу, Гумилёв скинул с себя шубу, началась дуэль. Гумилёв то ли страдал близорукостью, то ли косоглазием — промазал. Оказалось, что Волошин вообще стрелять не умел: один раз не смог выстрелить, второй раз — осечка.
Гумилёв возмутился, что дуэль получилась какой-то неудачной, поднял свою роскошную шубу и ушёл с поля боя.
Можно было бы сказать, что у этой истории не было печального конца: к счастью, все живы. Но для Дмитриевой всё закончилось не очень хорошо. За её спиной начали смеяться: как у такой нелепой, полной и хромой хватило наглости притворяться прекрасной испанкой.
Некоторые литераторы заявили, что стихи писала не она, а Волошин. Поэт же утверждал, что «писала только Лиля». Марина Цветаева тоже была уверена, что стихи Черубины — это стихи Дмитриевой.
Саму же героиню этой истории мучила совесть из-за дуэли и обмана, мистификация уже не казалась забавным развлечением. Дмитриева написала письмо Волошину, где были такие слова:
Я не знаю, что я буду делать. Макс, ты выявил во мне на миг силу творчества, но отнял ее от меня навсегда потом. Пусть мои стихи будут символом моей любви к тебе.
В итоге девушка вышла замуж за того самого друга детства, Всеволода Васильева.
Периодически она писала стихотворения, много путешествовала с мужем, какое-то время жила в Екатеринодаре (нынешнем Краснодаре), с Самуилом Маршаком работала над детскими пьесами, продолжала обмениваться письмами с Волошиным.
Больше Елизавета Васильева (Дмитриева) так и не оказалась на литературных высотах. Женщина умерла от тяжёлой болезни в Ташкенте во время ссылки за участие в антропософском обществе, ей было чуть больше сорока.
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: