О вариаторах говорят много, одни их расхваливают, другие – ругают. Предлагаем вместе разобраться в преимуществах и недостатках автомобильных вариаторов.
Устройство и принцип работы вариатора
Чтобы понять принцип работы этого механизма, необходимо рассмотреть устройство клиноременного вариатора.
Он состоит из двух шкивов, соединенных клиновидным ремнем. Шкивы собраны из конических дисков, которые «умеют» сдвигаться и раздвигаться, изменяя тем самым диаметр шкивов.
Чтобы сдвинуть автомобиль с места, к его колесам необходимо приложить значительное усилие, при этом скорость вращения ведущих колес машины должна быть небольшой, а крутящий момент – максимальным.
Все вышесказанное в полной мере относится к ведомому валу коробки передач, поскольку усилие к колесам автомобиля передается именно от него.
После запуска двигателя и включения передачи, вращательное движение от его коленчатого вала посредством механизма сцепления или гидротрансформатора передается ведущему валу вариатора.
В этот момент ведущий вал только начинает раскручиваться, расстояние между щеками шкива – максимальное, радиус шкива – минимальный.
У ведомого диска все обстоит с точностью до наоборот: расстояние между щеками шкива – минимальное, а радиус шкива – максимально возможный. Ведомый вал будет обладать максимальным крутящим моментом и вращаться с небольшой скоростью.
Водитель продолжает нажимать на педаль акселератора, обороты двигателя растут и скорость вращения ведущего вала вариатора увеличивается.
Щеки его шкива под воздействием центробежных сил сжимаются, выталкивая ремень в сторону, противоположную от его центра. Щеки ведомого шкива, наоборот, разжимаются, давая возможность ремню перемещаться ближе к центру.
С ростом оборотов двигателя и увеличением скорости вращения ведущего шкива, его диаметр увеличивается, а диаметр ведомого шкива уменьшается. В результате значение крутящего момента, передаваемого к ведомому диску (а значит, и к колесам) уменьшается, а скорость его вращения – увеличивается.
Помимо клиноременного вариатора существует вариатор тороидный: в нем изменение крутящего момента и передаточного числа между дисками происходит за счет изменения положения размещенных в них роликов.
Преимущества вариатора
Из-за отсутствия жесткого соединения между двигателем и колесами, в машине с вариатором отсутствует момент расцепления при переключении передач, поэтому связь между двигателем и колесами существует постоянно, а тяга растет и уменьшается плавно, что весьма благоприятно сказывается на устойчивости и управляемости автомобиля, особенно в сложных погодных условиях гололеда или сильного дождя.
Автомобиль, оснащенный вариатором, обладает превосходной динамикой, в случае необходимости он способен быстро разогнаться и так же эффективно замедлить скорость своего движения. Он никогда не заглохнет на светофоре во время трогания, а на подъеме не покатится назад.
Благодаря бесконечному числу скоростей вариатора, двигатель такого автомобиля работает в оптимальном режиме с номинальной мощностью, экономя ресурсы своих механизмов и расходуя значительно меньшее количество топлива, чем такие же моторы с механической или автоматической коробками передач.
Уровень вредных веществ в выхлопных газах машины с вариатором значительно ниже, чем у аналогичных моделей с «механикой» или «автоматом», а уровень шума, издаваемого двигателем, ниже вдвое.
Недостатки
Использование вариатора ограничено мощностью двигателя, на двигатели мощностью свыше 220 лошадиных сил эти устройства не устанавливают.
Ремонт вариатора – достаточно сложное и дорогое удовольствие. Каждая модель трансмиссии требует использования определенного вида трансмиссионного масла. Использование неподходящего вида масла способно привести к выходу вариатора из строя.
Для движения на автомобиле, оборудованном вариатором, придется внести коррективы в свою манеру езды: тронуться с места... Далее
![]()
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: