Большинство современных мам и пап, с содроганием вспоминающее суровых воспитателей в детском саду с командными голосами или учителей, которые заставляли учеников ходить по кругу во время перемены, с пониманием и предпочтением относится к ставшей очень популярной в последнее время методике Марии Монтессори.
Мария Монтессори — итальянский педагог и первая в мире женщина-врач — создала свою особую методику, предназначенную для воспитания детей. На сегодня ее изучают практически все педагогические вузы не только нашей страны, но и мира в целом. Многие детские сады в настоящее время осваивают методику Монтессори, которая дает более значительные эффекты по сравнению с традиционными программами.
Дело в том, что современное общество наконец-таки увидело, что традиционная система не идеальна для воспитания подрастающего поколения. Именно поэтому появился такой острый интерес к Монтессори. Понимание внутреннего мира ребенка автором методики и ее идеи в отношении помощи для его развития и формирования как личности оказались очень значимыми.
Методика Монтессори часто характеризуется как педагогический метод, заключающийся в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Ребенок самостоятельно выстраивает свою личность, задействуя свои внутренние потенциалы.
Для этого М. Монтессори разработала особую развивающую среду и предоставила ребенку возможность свободно и самостоятельно в ней работать.
Свобода и самостоятельность позволяют ребенку познавать мир в своем собственном темпе, чувствовать себя независимым, сохранить устойчивый интерес к познавательной деятельности. Монтессори верила в самоценность каждого ребенка, что и положила в основу своей методики.
В методике Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться следуя собственной мотивации.
В первую очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе подрастающего поколения. Методика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности ребенка.
Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы. Поэтому монтессори-педагоги поощряют детей самостоятельно управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного.
Цель методики Монтессори — не превращение ребенка в вундеркинда, а лишь развитие его природной самостоятельности, а вместе с ней — и других способностей. На самом деле, если ребенок, следуя вашему примеру, сам что-то делает (застегивает пуговицы, завязывает шнурки, лепит пельмени — что угодно), можете смело считать, что он уже занимается по системе Монтессори.
Практически, основная «фишка» методики Монтессори — в отсутствии программы как таковой. Настоящий монтессори-педагог почти не участвует в воспитании ребенка. Его главная задача — понять, что интересно маленькому человеку в определенный период его жизни, обеспечить оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить этой самой средой пользоваться.
По методике Марии Монтессори процесс развития детской личности подразделяется на три фазы:
- первая стадия детства (0 – 6 лет);
- вторая стадия детства (6 – 12 лет);
- юность (12 – 18 лет).
Каждая из этих стадий представляет собой отчетливый самостоятельный отрезок развития. Так, с рождения ребенка и до шести лет у него наиболее активно развивается речь — он учится говорить. Почти параллельно с этим процессом происходит период чувственного развития.
Где-то с годовалого возраста ребенок осваивает движения и действия, а с полутора лет учится воспринимать правила и порядки. Еще через полгода, к своему второму дню рождения, малыш начинает интересоваться мелкими предметами, у него развивается мелкая моторика. Еще чуть позднее начинается так называемый период социальной адаптации, когда маленький человек начинает становиться полноправным членом общества.
Вторую стадию детства Монтессори определяет как фазу лабильности. В ходе своего развития ребенок проходит так называемые «чувствительные» или «сенситивные» периоды.
Если в течение фазы чувствительности ребенок найдет занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к глубокой концентрации.
В продолжение такой фазы ребенок не позволяет себя отвлечь другим раздражителям — он проходит процесс постижения, который, согласно методике Монтессори, захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и все личностное развитие.
Решающим для развития методики Монтессори и соответствующих материалов является следующее наблюдение: одна из важнейших фаз чувствительности каждого ребенка — это фаза «усовершенствования чувств». Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус.
Из этого наблюдения Монтессори делает вывод, что доступ к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а принципиально через его органы чувств. «Ощущать» и «познавать» становятся в ходе процесса учебы единым целым.
Так, если малыш интересуется собственными тактильными ощущениями и запахами, задача монтессори-педагога — обеспечить ему доступ к разным шершавым штукам-дрюкам и баночкам со специями. Ребенок сам знает, сколько времени нужно уделить (для наилучшего результата) исследованию шершавостей, а сколько — сушеной кинзе и молотому перцу.
![]()
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: