Осмысливая сегодняшний день нашего общества, нельзя обойти вниманием вопрос воспитания человека путём приобщения его к культуре в целом, книжной в особенности. Тем более в современных условиях, когда само понятие «книга» почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение, компьютер активно выступают её конкурентами.
Но книга остаётся тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств. Именно литература создаёт определённые незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.
Но воспитание читателя, способного воспринимать произведение искусства во всём его богатстве, – процесс долгий и трудный. И приступать к его осуществлению необходимо с раннего детства, т. е. с возраста, когда идёт формирование предпосылок читателя. Главная задача здесь в том, чтобы на основе изучения условий, в которых протекает вызревание читательской личности малыша, высветить объективную картину его чтения, определить степень включённости в книжную культуру.
С чего начинается литературное воспитание ребенка
Приобщение ребёнка к книге и чтению совершается под воздействием таких компонентов, как семья, детский сад. Какое же влияние оказывает каждая из сторон на первичное литературное воспитание?
Вхождение ребёнка в книжную культуру совершается не в пять или шесть лет, а гораздо раньше – в младенчестве, едва он только начинает приобретать первичное представление об окружающем мире, понимать речь взрослого, овладевать первыми словами.
Дело в том, что ребёнок к этому времени представляет интерес как начинающий читатель, превращающийся из слушателя в самостоятельного читателя.
Ведь одни дети овладевают основными грамматическими формами родного языка и довольно хорошо, с увлечением читают; другие делают первые, очень важные шаги в этом направлении; а третьи выступают в роли слушателя, воспринимающего литературное произведение с голоса.
Однако как бы то ни было, каждый ребёнок к пяти годам, а тем более к шести или семи, приобретает через взрослых свой первый литературный опыт.
С этого времени начинается и так называемый «библиотечный возраст» ребёнка, когда взрослые (родители, воспитатели) впервые пытаются привлечь дошкольника к библиотеке.
Восприятие литературного произведения у старших дошкольников в сравнении с младшими поднимается на более высокую ступень.
Именно в этот возрастной период начинает интенсивно формироваться творческое воображение, что означает: ребёнок уже не только способен создать представление об отсутствующих или незнакомых предметах, но и может оперировать представлениями, комбинировать их, преобразовывать, создавая новые, более сложные.
А это, как отмечают психологи, влияет на восприятие художественного произведения, делая его более творческим. Ребёнок этого возраста хорошо чувствует вымысел и легко проникает в необычную ситуацию. Интуитивно ощущая нереальность происходящего, он в то же время понимает возможность действия в сфере обычной жизни. Читайте далее...
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
![]()
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: