Декоративным решением натюрморта студенты художественного училища начинают заниматься с первого курса. На первом курсе на выполнение задания выделяется время, примерно такое же, как на живописно-пространственное решение натюрморта. В дальнейшем декоративное решение выполняется дома в качестве домашнего задания после каждой постановки.
В декоративном натюрморте основной задачей является выявление декоративных качеств натуры, композиционная организация плоскости листа, гармоничное цветовое тональное решение. «Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры: это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника». Конкретной задачей может быть переработка натуры в пластический язык, продиктованный конкретными технологиями. Например, на основе одного и того же натюрморта в группе ставится задача подготовить на его основе эскизы для росписи тарелки, для росписи платка, для витража, для гобелена и т. д.
Декоративный натюрморт дает возможность развития у будущих дизайнеров архитектурной среды чувство цветовой гармонии, ритма, количественной и качественной соразмерности цветовых плоскостей в зависимости от их интенсивности, светлоты и фактурности, и в целом активизирует творческие силы.
Важную роль в композиции постановки натюрморта играет освещение – искусственное или естественное. Свет может быть боковым, направленным или рассеянным (из окна или с общим освещением), но предпочтительней использовать прямой рассеянный свет, который «съедает» глубину пространства и выявляет прежде всего локальный цвет и фактуру предметов. При освещении натюрморта направленным светом спереди или сбоку у предметов появляется контрастная светотень, при этом для выделения первого (или главного) плана можно закрыть часть света, попадающего на задний план. При освещении натюрморта из окна (если предметы поставлены на подоконник) будет силуэтное решение темного на светлом, и часть цвета будет пропадать, если решать натюрморт в цвете. Тональная разница у предметов заметнее при рассеянном свете.
Полезно рекомендовать студентам выполнение декоративных решений в условной или ограниченной малым количеством цветов гамме. Это развивает чувство гармонии и внимание к цветовым оттенкам и тональным отношениям натюрморта.
Степень условности решения может варьироваться от небольшой до весьма значительной вплоть до полного разрушения конкретной формы и перехода в
формальное композиционное решение.
Допускается использование дополнительных красок, таких как золото, серебро, бронза, а также использование техники коллажа, процарапывания и др.
Интересен опыт использования фотографии для наглядного объяснения законов построения живописного пространства на плоскости листа и разрушение пространства в декоративном решении.
Начальная фотография обрабатывается на компьютере сначала для усиления пространственного восприятия: первый план становится контрастнее, резче и более насыщенным в цвете, а дальний соответственно размывается и становится менее контрастным и насыщенным, можно еще и холоднее его сделать. Для декоративного решения обратные операции проводятся для разрушения глубины пространства и можно попробовать использование фильтров, как пример графического решения на плоскости.
Начиная со второго курса к декоративным решениям натюрморта добавляются декоративные решения головы, интерьера, фигуры человека.
Регулярные упражнения в декоративном решении развивают вкус, чувство цветовой гармонии, композиционное чувство и способствуют более интенсивному творческому развитию студентов.
Сентябрь 2012 года, преподаватель СКХУ Литвинова Т.В.
Это интересно
+11
|
|||
Последние откомментированные темы: