Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Модератор пишет:

«Эффект Моцарта» или делает ли музыка нас умнее?

 

Большинство родителей слышали термин «эффект Моцарта». Это относится к идее, что простое прослушивание классической музыки может повысить интеллект, особенно у детей.

 

 

Предположения

Вера была основана на исследовании, проведенном в 1993 году Frances Rauscher, доктором наук, в котором исследователи проиграли фортепианную сонату Моцарта для небольшой группы студентов колледжа, а затем попросили их выполнить тест на пространственное мышление.

Затем они провели этот эксперимент многократно, сравнив результаты тестов пространственного мышления, взятых после прослушивания 10-минутной музыкальной программы и без неё, и обнаружили, что группа, подвергавшаяся воздействию музыки Моцарта, набрала заметно больше баллов, хотя эти когнитивные достижения продолжались всего около 10 - 15 минут.

Исходя из этого узкого исследования, средства массовой информации, родители и даже законодатели сделали вывод, заключающийся в том, что простое воспроизведение музыки для младенцев, детей и взрослых делает их более умными (то, чего доктор Rauscher и её коллеги никогда не утверждали).

Книги, компакт-диски и другие детские товары, рекламирующие так называемый «эффект Моцарта», стали невероятно популярными. С тех пор в различных «исследованиях» муссировалась идея о том, что если просто играть какую-то классическую музыку детям, можно сделать их умнее.

Реальность

Однако, оказалось, что эта теория вряд ли поддерживается какими-либо реальными доказательствами. Ряд исследований показали, что музыка не улучшает когнитивные способности детей. Реальная история, лежащая в основе связи между музыкой и обучением, немного сложнее, чем «Моцарт делает вас умнее». Прямой связи между слушанием или изучением классической музыки и ростом интеллекта нет, хотя исследования показывают, обучение музыке даёт ряд явных преимуществ.

Легко понять, почему так много родителей были готовы платить за все эти музыкальные компакт-диски, книги и видео, отстаивая преимущества «эффекта Моцарта» — это было обещание «выгоды» для их детей без особых усилий и затрат. Но если мы знаем, что нет такого простого равенства, как «слушание Моцарта = повышение интеллекта», стоит отметить, что связь между музыкой и обучением всё же существует — просто это не совсем то, что мы думали.

Оставляя в стороне тот факт, что в человеке нет единого «интеллекта», который можно было бы измерить с помощью одного теста IQ (известно, что у нас есть «несколько» интеллектов, включая музыкальный), дело в том, что изучение музыки открывает двери для других видов обучения и укрепляет навыки, которые дети будут использовать всю оставшуюся жизнь в школе и за её пределами.

 

 

Вот некоторые из многих аспектов, которыми музыка может улучшить обучение детей и общее развитие:

  • Укрепление дисциплины (практика на инструменте, подготовка к урокам и выступлениям, следование расписанию).
  • Построение самооценки.
  • Поощрение концентрации.
  • Улучшение координации.
  • Укрепление памяти.
  • Языковые навыки, навыки чтения, увеличение словарного запаса.
  • Доставляет радость, поощряет любовь к учёбе.
  • Даёт средства для самовыражения и творчества.
  • Социальные преимущества (музыка — это способ общения).

У маленьких детей музыка играет особенно важную роль в развитии языка. Исследования показывают, что музыка, похоже, усиливает естественные способности детей «декодировать» звуки и слова. И то, насколько хорошо ребенок понимает высоту звука, ритм и тембр, может быть довольно хорошим показателем того, насколько хорошо ребенок будет читать. Способность различать похожие звуки важна для развития языка, а навык поддержания ритма связан с умением читать.

Неспособность обрабатывать звуки, например, различать и слышать голос собеседника в обстановке со множеством звуков (громкий ресторан или вечеринка), может указывать на такую проблему, как аутизм или отставание в развитии. Исследования также показывают, что дети с более низким социально-экономическим положением могут оказаться в невыгодном положении: достаток и уровень образования родителей связаны со способностью ребенка различать звуки.

Исследования также показали, что люди, которые занимаются музыкой, могут слышать лучше в шумной обстановке, чем остальные. Таким образом, музыка связана со многими преимуществами обучения.

Исследователи проводят глубокую аналогию между музыкой и физической активностью: так же, как физические упражнения важны для физического здоровья, музыка играет ключевую роль в настройке мозга. Обучение музыке у детей может сыграть роль в развитии важнейших навыков, таких как умение слушать, уделять внимание, сосредоточенность, память и способность читать.

Резюме

Нужно думать о музыке и обучении ей следующим образом: нельзя ожидать, что дети станут умнее, если будут просто слушать музыку. Но мы должны познакомить их с музыкой, потому что это полезно для их общего развития. Можно потратить немного времени, чтобы найти, что нравится ребёнку — какой-то музыкальный инструмент, или знания том, как создаётся музыка и как она устроена.

С использованием материалов статьи (англ.).

Источник

Это интересно
+3

Модератор 10.12.2019
Пожаловаться Просмотров: 162  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены