Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
1300 участников
Администратор Tehanu
Модератор Джоти

Последние откомментированные темы:

20250121014150

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Привилегированный автор пишет:

Зачем римляне продавали и выбрасывали детей?

Римское право на протяжении столетий разрешало родителям (точнее отцу семейства) избавляться от собственных детей тем или иным образом. Выбрасывание, продажа и умерщвление нежелательных детей были обычным явлением, приобретая особенно массовый характер в кризисные периоды. Длительное время эти традиции сохранялись и в Византии. Так законодательство Юстиниана в 6-ом веке дозволяло продажу своих детей в случае крайней бедности.

 

Фактически дети в патриархальной римской семье находились на правах рабов по отношению к главе семейства (Pater familias) – самому старшему мужчине в семье. Прежде всего отец мог по каким-то причинам не принять новорожденного младенца, просто не взяв его на руки. В этом случае ребенок лишался возможности остаться в родительском доме и стать гражданином. В редких случаях такие дети попадали в другие семьи, чаще – погибали. В дальнейшем отец мог продавать своих детей (манципация) на усыновление или в рабство, при необходимости судить и казнить их.

Силен с ребенком Дионисом. Римская копия 2-го в. н.э. греч. оригинала Лисиппа (ок. 300 г. до н.э.). Музей Кьярамонти, Ватикан. Источник: museivaticani.va

 

Согласно положению, зафиксированному в 5-ом в. до н.э. в Законах 12 таблиц, отец мог три раза продавать собственного сына в кабалу, после чего терял власть над ним. В некоторых случаях дети использовались для возмещения ущерба или погашения долга. Так сообщается об одном торговце вином, который не смог вовремя отдать долг влиятельным людям. В итоге кредиторы увели в рабство всех его детей, в том числе малолетних.

 

Помимо манципации, родители имели право просто бросить ребенка, оставив его в каком-нибудь публичном месте. Сообщается, что в Риме «отказников» оставляли у так называемой Молочной колонны (Columna Lactaria). Существует несколько версий о характере данного места: здесь могла располагаться благотворительная «молочная кухня» для бедняков, «биржа труда» для найма кормилиц, либо ритуальное сооружение, где выполнялись возлияния молока «трезвому» Меркурию (Mercurius Sobrius). Брошенные дети либо гибли, либо становились рабами. В дальнейшем их иногда калечили и отправляли побираться.

Предположительное изображение Columna Lactaria. Источник: wikipedia.org

 

Рождение детей с серьезными отклонениями считалось дурным предзнаменованием, и зачастую их ждала скорая гибель. Сенека пишет о том, что римляне топят детей, родившихся «хилыми или уродцами». Страбон, в свою очередь, удивляется тому, что в Египте принято взращивать всех детей подряд, в частности, и незаконнорождённых. Первый известный закон, регулирующий детоубийство, появился еще в раннецарский период (Законы Ромула). Допускалось умерщвление детей до 3-х лет, имеющих уродства, засвидетельствованные 5-ю соседями. В том или ином виде это право сохранялось до Юстиниана.

 

Существовавшая в древности у разных народов практика устранения нежелательных младенцев (чаще всего путем выбрасывания в реку), нашла отражение в мифе об основателях Рима Ромуле и Реме. По легенде, их деда, царя Альба-Лонги Нумитора, свергнул собственный брат Амулей. Сослав Нумитора, он сделал его дочь Илию весталкой. Хотя положение жрицы предполагало 30-летнее безбрачие, девушка вскоре забеременела. Взбешенный Амулий заточил Илию в темнице, а родившихся впоследствии близнецов приказал бросить в Тибр. Ввиду паводка, слуга оставил корзину с младенцами на мелководье, она поплыла, но зацепилась за ветви, и братьям удалось спастись.

Ромул и Рем, накормленные волчицей и обнаруженные пастухом Фаустулом. Источник: topsimages.com

 

Идеология «чайлдфри» была достаточно широко распространена в Риме имперского периода. Многие римляне (особенно состоятельные) не горели желанием обзаводиться детьми, видя в них обузу, мешающую наслаждаться жизнью. Экзотические звери все чаще заменяли детей в домах богачей. Персонаж комедии Плавта «Хвастливый воин» Периплектомен спорит по этому поводу со своим гостем за богатым столом. Быть свободным, по его мнению, куда как милей, чем дети. Родня, претендующая на наследство, печется о нем не хуже заботливых детей. А были бы дети, сколько с ними натерпелся бы!

 

Дмитрий Романов

 

Источник : SPQR | Древний Рим и Древний Мир

 

Вступите в группу, и вы сможете слушать прикреплённую музыку и просматривать прикреплённые файлы

  • 20567_17165126_061e54d90.web
  • 20567_17165126_a214cdd4c.web
  • 20567_17165126_e6a9e78bb.web
Это интересно
+1

Привилегированный автор 22.04.2019
Пожаловаться Просмотров: 344  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены