Для них еда — это убежище. К числу т.н. «ритуалистов» относятся люди, которые усвоили ставшие настоящими ритуалами твердые пищевые привычки, категорически запрещающие себе любое отступление или изменение в крайне ограниченном выборе продуктов.
Недавно один мужчина лет тридцати сказал мне, неосознанно обнаружив таким образом свою склонность к ритуалам в питании: «Видите ли, доктор, я хорошо знаю, что я толстый, но теперь я спрашиваю себя, действительно ли мне необходимо научиться есть не так, как все, — мой образ питания мне нравится, и, по правде говоря, я боюсь его менять». — «Вы боитесь его менять из-за того, что это может плохо отразиться на вашем здоровье? Позвольте же мне напомнить вам, что вы пришли ко мне на консультацию именно потому, что у вас возникли проблемы увеличения веса и объемов». — «Нет-нет, доктор, я отдаю себе в этом отчет... нет, на самом деле я боюсь, что от этого я стану несчастнее».
И тогда я ответил этому напуганному взрослому, так и не переставшему в душе быть мальчиком:
«Однажды вам уже пришлось отпустить руку вашей мамы, чтобы научиться ходить самостоятельно...»
Основная проблема этого молодого человека была в том, что он не мог избавиться от следующего ритуала: его завтрак состоял из половины белого батона, размаченного в литре молока. Неудивительно, что с течением времени его живот и приобрел соответствующие формы.
Чтобы помочь ему улучшить питание, не форсируя при этом ход событий, в первое время я предложил ему:
• уменьшить количество молока до одного стакана и хлеба — до 1/3 батона;
• добавить к этому 40 г сыра и, если он не против, 20 г сливочного масла. Чтобы постепенно через некоторое время прийти к полному отказу от молока, уменьшить порцию масла до 10-12 г, увеличив при этом порцию сыра до 100 г — объема, соответствовавшего его индивидуальным потребностям.
Он любил сыр и масло... но ни за что на свете он не хотел изменить свой завтрак, ставший причудливым перевоплощением детской соски.
Такое ребяческое поведение свидетельствовало о том, что чрезмерная вседозволенность, парадоксальным образом сужавшая его горизонты, окружала его с раннего детства: полное отсутствие обязанностей вызвало отрицание любого принуждения.
Из подобных анекдотичных историй и формируются нарушения пищевого поведения, с которыми, по моему мнению, наряду с булимией, бороться труднее всего. В борьбе с этими нарушениями нужно не ограничение, а, наоборот, расширение и без того слишком скудного выбора продуктов, что обусловлено элементарным незнанием очевидных вещей — в старости почти наверняка это повторится в более драматическом виде.
Возможные решения для борьбы с ритуалами
Действовать с самого раннего возраста. Это означает, что ни под каким предлогом не следует идти легким путем в вопросах питания детей: обучение правильному питанию для их будущего имеет не меньшее значение, чем любой другой педагогический аспект.
Одна пациентка, объяснявшая мне, что она не смогла похудеть, потому что дети были на каникулах и ели все время дома, является другим, не менее наглядным примером. Этот пример отлично иллюстрирует грубейшую ошибку, которая заключается в следующем: считается, что дети пользуются привилегией молодости, позволяющей им совершать какие угодно ошибки в питании без особых последствий для здоровья.
Мне пришлось убедить эту пациентку в том, что то, что вредно для нее, будет не менее вредно и для ее детей.
«Но, доктор, я же не могу заставлять их сидеть на диете в их-то возрасте!» — воскликнула она.
В тот день я понял, что афоризм Буало1 «двадцать раз на день начинайте работу заново» по-прежнему актуален и мне предстоит вернуться к воспитательной задаче и начать все сначала.
Полезные статьи: Жертвы отсутствия вкуса к еде
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: