Илон Маск – это продукт, пусть и лучший, американского инвестиционного капитализма и новой экономической модели.
Этот продукт во многом создан искусственно и отражает реинкарнацию модели дот комов 2000-х годов. Маск — как общественный феномен с присущими ему терминами – гений и инноватор, но вряд ли он смог бы достичь сегодняшних масштабов вне тех условий венчурного капитализма, что присущи современной Америке. И оценивать его, прежде всего, следует именно в этом контексте. Несомненно, он — человек-движение, который постоянно решает для себя непростую задачу – как справиться с неопределенностью своего положения в данный момент и принять верное решение. Например, денег у Илона было только на 4 запуска ракет, и, если бы 4-й запуск оказался неудачным, это означало для него полный крах.
SpaceX развивается как венчурный проект, получая стороннее финансирование. С точки зрения теории бизнес-стратегий, та же Tesla – это типичная “газель”, то есть компания, которая вывела на рынок новый продукт и за счет этого смогла долго и быстро наращивать свои доходы. За последние шесть лет выручка Tesla увеличилась в десять раз, но за все это время Tesla ни разу не закончила год с чистой прибылью. У Tesla также нет ни одного патента, который был бы связан с новизной в области цифрового развития. Все патенты Tesla связаны только с дизайном. Что это новые ИТ дот комы, но уже в hardware венчурном исполнении? Или новый пузырь?
Помимо всего прочего, Илон Маск – гениальный маркетолог, человек, который умеет привлечь инвестиции, собрать лучшие человеческие компетенции и продать обещания. Tesla является показательным примером современной экономики, суть которой в том, что реальная составляющая бизнеса и производства неотделима от спекулятивной. Tesla построена не как классическая производственная компания, её основной капитал – финансовый.
Стоимость компании формируется за счет акций и информации, которая, собственно, и создает этот бренд. В капитализации компании спекулятивная часть играет значительно более существенную роль, чем материальная составляющая. Спекулятивная часть основана на нематериальных активах: на восприятии, доверии, энтузиазме и восхищении этим брендом. Это позволяет акциям расти, «надувать» стоимость продукта и, в конце концов, заставляет покупать сам продукт. Реклама, маркетинг и брендинг стимулируют нематериальные активы, которые потом перерастают в материальные.
Во-первых, необходимо наличие не только и не столько человека, но некой функции, которая формирует информационный поток и который четко показывает инвесторам, что в действительности является инвестиционным мейнстримом.
Во-вторых, функция ставит задачи, которые, с точки зрения прагматического понимания и технологического развития, ставиться не должны. И уж тем более не должны обеспечиваться частными инвестициями в силу рискованности и сомнительной рентабельности. Вся функция Илона Маска состоит в адаптации американских «спекулятивных» инвесторов к долгосрочному рисковому инвестированию в реальном или квазиреальном секторе. В России нет условий, возможности и аналогичной концентрации «диких венчурных» денег, чтобы повторить такой вариант. Россия не формирует тренды на создание и агрегацию а-ля дот комов или хайпа с блокчейном, где конечная цель — накачать деньгами компании, которые фактически не прибыльны. Нет среды, значит, нет и Маска.
Так в чём же заслуга Маска?
Реальные заслуги Маска не связаны с его изобретательской деятельностью или отсутствием таковой. Главное в том, что он оказался прекрасным бизнесменом и маркетологом-организатором, который сумел создать возле себя команду из лучших и талантливых инженеров и менеджеров, вдохновил их на реализацию очень серьезных задач и достижение целей с минимальными затратами ресурсов.
Опять же цепочка принятия решений, например, в SpaceX оказалась гораздо короче, и работает быстрее, чем в громоздких аэрокосмических корпорациях. Несомненный фактор успеха — это использование венчурных инструментов новой экономики для привлечения огромных инвестиций. Именно он послужил развитию функционального феномена — Илона Маска, человека-функционала, среды. Имеются ли эти инструменты в России? Вот в чём вопрос. И одной только личностью тут не обойтись. Какой бы гениальной она ни была.
![]()
Это интересно
0
|
|||
Комментарии временно отключены