(Начало 1, 2, 3, 4) Наше советское детство все проходило под знаком книг. У одних их было больше, у других – меньше. Кто-то начинал читать еще до школы и уже довольно резво бегал глазами по словам, а кто-то научился читать только в первом классе. Таких было большинство, в их числе и я.
Сам процесс обучения чтению помню смутно, но хорошо помню, как контролировали скорость чтения. Два сбоя – и неуд. Это было наказание, зато читать научились все и все читали очень быстро.
Прошли годы и я с удивлением обнаружила, что внук читает гораздо медленнее, чем читали мы в третьем классе, и делает в словах много ошибок, хотя учился уже в шестом классе. Сейчас, наверное, дети читают и того хуже.
Дома у нас книг не было, все пользовались библиотеками, которых было много и книжный выбор там был неплохой. Это сейчас библиотека стала скорее экзотикой, чем нормой.
Только с годами, много позже, книги стали появляться и дома. Однажды я обнаружила дома толстую книгу с неизвестным автором и странным содержанием о вымышленной Йокнапатофе. Это слово сразу врезалось в память.
И то ли из-за необычности слова, то ли из-за содержания, хотя было мне всего лет тринадцать и вряд ли я поняла Фолкнера, но в автора и странную Йокнапатофу влюбилась. Теперь весь Фолкнер стоит на книжной полке, и я иногда с тоской думаю: «Как жаль, что уже все прочитано».
А вот у московского мальчика все было по-другому и читать он научился гораздо раньше меня, и научился не по буквам, а сразу по словам.
Читать я научился рано по тем временам, лет к пяти. Думаю, что кто-то из старших показал мне всю азбуку, буквы я знал, но читать научился абсолютно случайно. Вот как это произошло. Детских книг тогда было мало, и книжка-раскладка со сказкой «Терем-теремок» была моей «настольной».
В ней на каждой странице была отличная картинка и внизу две или три строчки текста. Сам я читать еще не умел, но эту книжку мне много раз читали, я её знал наизусть и придумал что-то вроде игры, пересказывая весь текст и переворачивая страницы в нужных местах.
Взрослых это «чтение» очень забавляло, а я во время одного из таких переходов на другую страницу вдруг смог прочитать все слово целиком, смог увидеть Слово! И это чудо произошло, шутя, без обучения – я научился читать, и ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО!
Когда, уже в школе, я увидел методику преподавания по слогам, все эти ма-, па-, ра-, ма-ма мы-ла ра-му и т.д. – то был несказанно удивлен таким безнадежно скучным приемам. Алфавит осваивался по буквам и неимоверно долго!
К счастью, к школе я уже спокойно читал, и в этом оказался «старше» своих сверстников, и в первых классах был отличником. Ненадолго. Но главное конечно не в этом, а в том, что я полюбил книгу - с дошкольного возраста.
А, научившись читать, мне захотелось писать, то есть сочинять самому, и это казалось так просто. Особенно поразили меня стихи, такое невозможное превращение – слова становятся музыкой. И рифмы - вдруг оказалось, что десятки слов точно соединены невидимой нитью, они рифмуются!
***
Первое советское радио в доме
Недавно мне пришлось установить в квартире пару новых электророзеток, так как количество приборов еще увеличилось и дополнительными «тройниками» уже невозможно стало обходиться. И я стал подсчитывать количество розеток в квартире. Их оказалось 24 и в некоторых еще и «тройники».
А в старом доме в нашей комнате висел на потолке желтый абажур, и еще была одна розетка, в которую втыкался единственный электроприбор – настольная лампа! Розетка располагалась в простенке между окнами, над письменным столом, а выше была радио-розетка, а еще выше на стене висел круглый репродуктор, с конусом из черной бумаги.
Вот и вся техника конца сороковых и начала пятидесятых годов. Но радио было чудесным окном в мир неизведанного. Радиоспектакли, рассказы и стихи, исполненные лучшими артистами, песни, музыка, ну и конечно новости, которые я старался не слушать.
Целый мир звучал из черного репродуктора, и звучал целый день с момента включения часов в семь или уж, конечно, в восемь (последние известия!) и до позднего вечера. А в других семьях он не выключался вообще – от гимна в шесть утра до гимна в двенадцать ночи! И всем его хватало, и взрослым и детям, для каждого находилось что то интересное и любимое.
Первый советский телевизор
Появление первых телевизоров не произвело большого эффекта. Да, конечно, кино на дом, это здорово, но буквально микроскопический размер экрана и чудовищная линза, которая только искажала изображение, не предвещали будущего телевизионного взлета. Да и радио не отвлекало от дел, под него можно было рисовать, шить, разговаривать, мастерить или играть в игрушки.
Телевизор появился и у наших ближайших соседей, и нас приглашали «на телевизор», т.е. посмотреть кино или спектакль. Это был телевизор марки КВН, других еще не изобрели, разумеется, черно-белый, с линзой, наполненной водой.
Если смотреть на экран точно по центру – линза действительно увеличивала размер экрана, но чуть сбоку - и изображение превращалось из прямоугольного в трапециевидное.
(Продолжение следует)
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: