Продолжаю публиковать текст моей ранее изданной книги Фролов О.В."Диалоги деда и внука" ( 95-летию ВЛКСМ посвящается) - М: Эдитус. 2013 - 138 с. ( ISBN 978-5-906162-34-2) . Предполагаемая периодичность рассылки: один раз в неделю.
Диалог третий
- Ты вчера обещал мне рассказать об октябрятах и пионерах…
- Да, ты готов слушать?
- Рассказывай…
- Октябрята – это школьники младших классов, начиная с первого. Принимали в октябрята обычно
прямо в классе к 7 ноября – дню Великой Октябрьской социалистической революции…
- Подожди! Такого дня сейчас нет…
- Да, нет. Несколько лет назад его отменили, установили День народного единства – 4 ноября.
- Так это одно и тоже?
- Нет. День народного единства приурочили к освобождению Москвы от польских захватчиков в
1612 г., а революция, о которой я говорил, началась в 1917 году 25 октября по старому стилю или 7 ноября про новому стилю.
- Что это за стили?
- Ты и этого не знаешь… До 1918 года в нашей стране действовал юлианский календарь – это
старый, а с 31 января 1918 года – перешли на григорианский календарь – это новый. Перешли потому, что от астрономического времени накопилось отставание в тринадцать дней. Русская Православная Церковь применяет юлианский. Про старый Новый год слышал?
- Слышал.
- Так вот он из юлианского календаря. Понял?
- Ага, рассказывай дальше про октябрят…
- Октябрята носили значки в виде маленьких пятиконечных звездочек в центре которых был портрет маленького Володи Ульянова…
- А это кто? Почему портрет?
- Эх, темнота! Владимир Ульянов – это Ленин.
- Как это?
- У него было несколько партийных псевдонимов, наиболее известный – Ленин, вот он и стал фактически его фамилией известной всему миру. Он даже подписывался Ульянов, а в скобках Ленин.
- Ты сказал партийный… А какой партии?
- Сначала РСДРП – Российской социал –демократической рабочей партии, позднее РСДРП (б)…
- Что за «б»?
- «Б» - это большевистская, большевиков.
- А это кто?
- Это те члены РСДРП, которые поддержали Ленина, то есть при голосовании составили боль-
шинство, а те, кто остался в меньшинстве – это меньшевики. Так и было: РСДРП (б) и РСДРП(м) до
тех пор, пока РСДРП(б) не была переименована в РКП(б) – Российскую Коммунистическую партию
(большевиков). После образования Советского Союза РКП(Б) была переименована в ВКП(б) – Все-
союзную Коммунистическую партию (большевиков), а позже в КПСС…
- А, эту я знаю, коммуняки…. Так зачем фотография-то?
- Ребята маленькие и на фотографии маленький Володя Ульянов – их ровесник.
- Понял.
- Звездочки были двух видов. Первая - с широкими красными лучами и бронзового цвета окантовкой, в центре ее на белом фоне также бронзового цвета барельеф Володи Ульянова. Вторая – меньшего размера с узкими лучами из немного темной пластмассы с круглым черно-белым изображением Володи Ульянова. Мне, если честно, нравилась вторая. Кстати, ты видел мои школьные фотографии?
- Нет… Не видел. А разве они у тебя есть?
- Есть. Так на некоторых из них я с октябрятской звездочкой на лацкане школьного пиджака.
- Покажешь?
- Конечно, покажу. Сейчас?
- Нет, сейчас не надо, ты лучше рассказывай… После посмотрим.
- Хорошо.
- Все октябрята объединялись в октябрятские звездочки.
- Как в звездочки?
- Это так назывались эти объединения – октябрятские звездочки: пять октябрят – звездочка. Во
главе – командир. У октябрят были правила… Среди них: октябрята – дружные ребята, будущие пионеры.
- Что они делали, эти октябрята?
- А что делают младшие школьники? Учились, играли, иногда баловались…
- И для этого надо было быть октябренком?
- Нет, конечно. Просто они в меру своих сил помогали друг другу в учебе…
- Давали списывать?
- Да, ты сам посуди, что списывать в первом классе? Как тогда говорили, «сильных» учеников прикрепляли к «слабым», отстающим по какому-либо предмету, они вместе готовили домашние задания… Отстающие подтягивались до «сильных». Вообще, октябрята приобретали, как сейчас говорят, социальные навыки, привыкали быть коллективистами…
- Подожди. Кто такие коллективисты?
- Это те, кто живет общими интересами с коллективом, в котором они находятся, совместно что-либо делает…
- Так, выходит, это что-то вроде нынешних группировок, банд?
- Дурачок, дела-то коллективисты в отличие от тех, кого ты назвал, делали общественно-полезные,
например, собирали макулатуру…
- Макулатуру? А это что?
- Ты даже это не знаешь, хотя откуда тебе знать… Макулатура – это ненужные, старые, пришедшие в негодность газеты, журналы, иногда книги. Ребята собирали их, приносили из дома, ходили по квартирам… Все это связывалось в пачки, складировалось в каком-то из школьных помещений, а потом централизованно вывозилось.
- А зачем? Что это дворники не могли сделать?
- Это не мусор. Макулатура отправлялась на переработку и из нее делали бумагу.
- А что нельзя было сделать бумагу без этой… макулатуры?
- Можно, но производственных мощностей в стране для переработки леса не хватало, вот в
целлюлозно-бумажной промышленности и использовали вторичное сырье: макулатуру.
- И что, макулатуру собирали только октябрята?
- Нет, пионеры, и комсомольцы… Они же собирали и металлолом.
- Металлолом? А, цветные металлы на продажу!
- Нет! Во-первых, не на продажу и, во-вторых, не цветные, а главным образом железо, сталь,
чугун…
- Не понимаю… А зачем тогда? И зачем железо?
- Стране было необходимо много металла, того количества, что выплавлялось на предприятиях, не
хватало. Вот поэтому и собирали металлолом.
- Так сколько же его собирали?
- Очень много. Во дворе за школой, в которой я учился, лежали большие кучи металлолома. Мы
собирали его после занятий или в воскресенья по всему городу и несли к школе.
- Несли? А, что нельзя было на машине привезти?
- Машин было мало. На машинах только вывозили со школьного двора собранный металлолом.
- Так это же тяжело!
- Тяжело…Однажды, по-моему в третьем классе, мы нашли на окраине старого парка большой железный столб. Такие столбы использовались для освещения. Так мы его зацепили веревками, и все мальчишки из класса волокли его по дороге на школьный двор. А он тяжелый, на выбоинах застревает, да еще грохот…
- А что взрослые?
- Что взрослые? Взрослые на работе, а пожилые сам понимаешь…
- Не. Я не о том. Взрослые не ругались за грохот?
- Нет. Они же понимали, что это мы делаем для пользы страны.
- Да. Ты и рассказал… Давай, завтра продолжим?
- Хорошо, завтра…
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: