Диалог седьмой
- Дед, я пришел. У тебя есть время, чтобы продолжить рассказ?
- Есть. Ты вчера задал мне вопрос о том, что значит быть комсомольцем…
- Да, и ты сказал, что это знать и выполнять требования Устава…
- Верно, запомнил…
- А что такое Устав?
- Устав ВЛКСМ – это документ, устанавливающий организационные основы строения комсомола…
- Расскажи поподробнее…
- Параграф первый Устава определял, кто может быть членом ВЛКСМ, далее формулировался основной принцип – принцип демократического централизма, устанавливались права и обязанности члена ВЛКСМ, организационная структура ВЛКСМ.
- И кто мог быть членом ВЛКСМ?
- Если своими словами и коротко, то любой молодой человек Советского Союза, достигший возраста 14 лет, признающий и выполняющий Устав ВЛКСМ, активно участвующий в строительстве коммунизма…
- Как это участвующий в строительстве коммунизма?
- Не просто участвующий, а активно участвующий… Говоря проще, молодой человек должен был не просто числиться членом ВЛКСМ, а всеми своими делами и поступками участвовать в достижении поставленной Коммунистической партией задачи: построения коммунизма в СССР.
- А разве его построили?
- Нет, не построили.
- Почему? Комсомольцы виноваты?
- Не все и не только они. И не о вине надо вест речь…
- А кто? И о чем?
- Решение задачи построения коммунизма зависело от огромной совокупности факторов: идеологических, политических, экономических, социальных, причем не только в СССР, но и во всем мире. По сути, каждый человек в мире той или иной мере помогал или мешал строительству коммунизма.
- Как это?
- Все люди объединены в человеческие общности, вступают, поддерживают и развивают общественные отношения, являются приверженцами тех или иных идеологических, политических взглядов, испытывают влияние окружающих… В зависимости от этого и определяется, в каком обществе, каком государстве будут жить люди…
- Сложно….
- Ничего сложного. Но если значительно упростить, можно сказать и так: если есть действие, то есть противодействие? Вот и ответ: противодействие было сильнее действия. Вопрос лишь в том:почему?
- Почему?
- По многим причинам, в том числе психологическим… Ты хочешь поговорить об этом?
- Нет. Прости, дед, но я как-то не готов пока к этому… Расскажи лучше про то, что значило быть комсомольцем.
- С практической точки зрения это означало, что член ВЛКСМ должен был работать в своей первичной комсомольской организации…
- Каждый?
- Да, каждый.
- И каждый работал?
- В те годы, о которых я рассказываю, увы, далеко не каждый, а в последний период существования комсомола таких становилось все меньше и меньше…
- Почему?
- Во-первых, постоянных общественных поручений для каждого не хватало…
- Постоянных?
- Да. Это, например, секретарь комитета или бюро ВЛКСМ, заместитель секретаря, пропагандист, начальник штаба и член поста «Комсомольского прожектора»…
- Комсомольского прожектора? Что за прожектор?
- Это форма участия комсомольцев в контроле.
- Контроле чего?
- Контроле за состоянием дел на предприятиях и в учебных заведениях, на которых работали или учились комсомольцы.
- А зачем? Что там начальников было мало?
- Начальников всегда хватает… «Комсомольский прожектор» позволял привлечь их внимание к имеющимся проблемам, которых они не видели или не знали, а кое-кто и просто «закрывал глаза». Это касалось и условий работы и учебы, изыскания резервов организации и повышения эффективности трудовой и учебной деятельности. Члены «Комсомольского прожектора» получали навыки управленческой и хозяйственной деятельности, у них вырабатывалась личная ответственность за происходящие.
- И они получали за это деньги?
- Нет. Этим они занимались на общественных началах, то есть бесплатно. «Комсомольский прожектор» был одной из форм общественного контроля.
- Одной? Были и другие?
- Да. «Комсомольский прожектор» тесно взаимодействовал с народным контролем.
- Что за народный контроль?
- Это по тем временам очень эффективная форма контроля, нередко народных контролеров боялись нечистые на руку или нерадивые руководители не меньше, чем ОБХСС.
- Дед, не говори загадками! Что за об…хсс?
- ОБХСС – отдел борьбы с хищениями социалистической собственности.
- Не понимаю…
- Это подразделение милиции. В СССР было два вида социалистической собственности: государственная и кооперативная.
- А частная?
- При социализме ее не было. Вот, ОБХСС и боролось с расхитителями и спекулянтами.
- А кто это?
- Это те, кто, проще говоря, воровал на предприятиях и в организациях и учреждениях, кто перепродавал различные товары с наценкой…
- Наценкой?
- Ну. Да. К установленной государством цене спекулянты прибавляли свою, вот такое прибавление и называлось наценкой. Эта наценка шла в карман спекулянту.
- Ну и что? Человек зарабатывал. Молодец!
- В СССР зарабатывать можно было только собственным трудом, а не перепродажей товара. Такая перепродажа признавалась спекуляцией и преследовалась по закону как незаконное личное обогащение.
- Надо же… А почему же сейчас?
- Изменился общественный строй, ныне нет социалистической собственности, да и государство не является жестким регулятором торговых отношений.
- Как много я от тебя узнаю! В школе нам это не рассказывали…
- Так, ты же не в школе… И потом, жизнь узнают не только из учебников…
- Это я уже понял. Рассказывай дальше…
- Так вот. Постоянных поручений на всех комсомольцев не хватало, члены ВЛКСМ стали выполнять разовые поручение: принять участие в комсомольско-молодежном субботнике, оформить стенгазету…
- Ну и что?
- Понимаешь, на мой взгляд, члены ВЛКСМ из-за этого теряли связь с комсомольской организацией, основную роль все больше стали играть именно активисты, основная масса комсомольцев постепенно превращалась, мягко говоря, в статистов, роль которых сводилась лишь к формальному участию в комсомольских собраниях и эпизодическом выполнении отдельных поручений… А позднее и от этого некоторые стали отлынивать… Получалось, что формализм воспроизводил формализм…
- То есть ты хочешь сказать, что сам комсомол отваживал комсомольцев от самого себя?
- Не комсомол, а те формы работы, которые начинали все больше и больше преобладать…
- А почему?
- Хороший вопрос… Думаю, из-за того, что организационная сторона стала иметь большее значение перед идеологической.
- Опять ты, дед, как-то сложно… Попроще бы…
- Объясню на примере. У каждого поколения комсомольцев были свои герои: Павка Корчагин, Александр Матросов, Юрий Гагарин…
- Подожди. Гагарина я знаю, а остальных нет…
- Да ты что? Их, как и многих других знал каждый! Правда, не знаешь?
- Не знаю…
- Что, и в школе не рассказывали?
- Не помню… Похоже не рассказывали…
- Ну, дела… Павка Корчагин – это герой книги Николая Островского «Как закалялась сталь», по сути, собирательный образ комсомольца периода гражданской войны и двадцатых годов прошлого века… Александр Матросов – Герой Советского Союза, накрывший своим телом пулемет в амбразуре фашистского дота…
- Что такое дот?
- Долговременная огневая точка. Стрелявший из пулемета, фашист не давал нашим солдатам поднять в атаку, Матросов вызвался подавить огневую точку, подполз. Бросил гранату, пулемет замолк. Наши поднялись в атаку, а пулемет опятьзастрочил. Вот Александр Матросов и закрыл амбразуру.
- Так он же погиб!
- Да, но атака удалась.
- Действительно, герой! И много таких было?
- Подвиг Александра Матросова повторили многие… А еще были Николай Гастелло, молодогвардейцы…
- А, это те, кто сейчас «Молодая гвардия»?
- Нет, другие. Это Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова, Иван Земнухов, Ульяна Громова и другие… Они создали в оккупированном фашистами Краснодоне подпольную комсомольскую организацию для борьбы с врагом. Все они погибли.
- Ничего про них не знаю…
- Есть книга Александра Фадеева «Молодая гвардия», почитай ее…
- А где ее взять?
- Да, в нашей домашней библиотеке. Там и «Как закалялась сталь» найдешь…
- Спасибо, дед! Давай, на этом сегодня закончим. Я хочу прямо сейчас найти эти книги.
- Хорошо. Пойдем, я тебе покажу, где они стоят…
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: