Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
2899 участников
Администратор ШурочкаПопова
Модератор Wedmak

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Диалог седьмой. Из книги О.В.Фролов "Диалоги деда и внука" (95-летию ВЛКСМ посвящается)

Диалог седьмой

- Дед, я пришел. У тебя есть время, чтобы продолжить рассказ?

- Есть. Ты вчера задал мне вопрос о том, что значит быть комсомольцем…

- Да, и ты сказал, что это знать и выполнять требования Устава…

- Верно, запомнил…

- А что такое Устав?

- Устав ВЛКСМ – это документ, устанавливающий организационные основы строения комсомола…

- Расскажи поподробнее…

- Параграф первый Устава определял, кто может быть членом ВЛКСМ, далее формулировался основной принцип – принцип демократического централизма, устанавливались права и обязанности члена ВЛКСМ, организационная структура ВЛКСМ.

- И кто мог быть членом ВЛКСМ?

- Если своими словами и коротко, то любой молодой человек Советского Союза, достигший возраста 14 лет, признающий и выполняющий Устав ВЛКСМ, активно участвующий в строительстве коммунизма…

- Как это участвующий в строительстве коммунизма?

- Не просто участвующий, а активно участвующий… Говоря проще, молодой человек должен был не просто числиться членом ВЛКСМ, а всеми своими делами и поступками участвовать в достижении поставленной Коммунистической партией задачи: построения коммунизма в СССР.

- А разве его построили?

- Нет, не построили.

- Почему? Комсомольцы виноваты?

- Не все и не только они. И не о вине надо вест речь…

- А кто? И о чем?

- Решение задачи построения коммунизма зависело от огромной совокупности факторов: идеологических, политических, экономических, социальных, причем не только в СССР, но и во всем мире. По сути, каждый человек в мире той или иной мере помогал или мешал строительству коммунизма.

- Как это?

- Все люди объединены в человеческие общности, вступают, поддерживают и развивают общественные отношения, являются приверженцами тех или иных идеологических, политических взглядов, испытывают влияние окружающих… В зависимости от этого и определяется, в каком обществе, каком государстве будут жить люди…

- Сложно….

- Ничего сложного. Но если значительно упростить, можно сказать и так: если есть действие, то есть противодействие? Вот и ответ: противодействие было сильнее действия. Вопрос лишь в том:почему?

- Почему?

- По многим причинам, в том числе психологическим… Ты хочешь поговорить об этом?

- Нет. Прости, дед, но я как-то не готов пока к этому… Расскажи лучше про то, что значило быть комсомольцем.

- С практической точки зрения это означало, что член ВЛКСМ должен был работать в своей первичной комсомольской организации…

- Каждый?

- Да, каждый.

- И каждый работал?

- В те годы, о которых я рассказываю, увы, далеко не каждый, а в последний период существования комсомола таких становилось все меньше и меньше…

- Почему?

- Во-первых, постоянных общественных поручений для каждого не хватало…

- Постоянных?

- Да. Это, например, секретарь комитета или бюро ВЛКСМ, заместитель секретаря, пропагандист, начальник штаба и член поста «Комсомольского прожектора»…

- Комсомольского прожектора? Что за прожектор?

- Это форма участия комсомольцев в контроле.

- Контроле чего?

- Контроле за состоянием дел на предприятиях и в учебных заведениях, на которых работали или учились комсомольцы.

- А зачем? Что там начальников было мало?

- Начальников всегда хватает… «Комсомольский прожектор» позволял привлечь их внимание к имеющимся проблемам, которых они не видели или не знали, а кое-кто и просто «закрывал глаза». Это касалось и условий работы и учебы, изыскания резервов организации и повышения эффективности трудовой и учебной деятельности. Члены «Комсомольского прожектора» получали навыки управленческой и хозяйственной деятельности, у них вырабатывалась личная ответственность за происходящие.

- И они получали за это деньги?

- Нет. Этим они занимались на общественных началах, то есть бесплатно. «Комсомольский прожектор» был одной из форм общественного контроля.

- Одной? Были и другие?

- Да. «Комсомольский прожектор» тесно взаимодействовал с народным контролем.

- Что за народный контроль?

- Это по тем временам очень эффективная форма контроля, нередко народных контролеров боялись нечистые на руку или нерадивые руководители не меньше, чем ОБХСС.

- Дед, не говори загадками! Что за об…хсс?

- ОБХСС – отдел борьбы с хищениями социалистической собственности.

- Не понимаю…

- Это подразделение милиции. В СССР было два вида социалистической собственности: государственная и кооперативная.

- А частная?

- При социализме ее не было. Вот, ОБХСС и боролось с расхитителями и спекулянтами.

- А кто это?

- Это те, кто, проще говоря, воровал на предприятиях и в организациях и учреждениях, кто перепродавал различные товары с наценкой…

- Наценкой?

- Ну. Да. К установленной государством цене спекулянты прибавляли свою, вот такое прибавление и называлось наценкой. Эта наценка шла в карман спекулянту.

- Ну и что? Человек зарабатывал. Молодец!

- В СССР зарабатывать можно было только собственным трудом, а не перепродажей товара. Такая перепродажа признавалась спекуляцией и преследовалась по закону как незаконное личное обогащение.

- Надо же… А почему же сейчас?

- Изменился общественный строй, ныне нет социалистической собственности, да и государство не является жестким регулятором торговых отношений.

- Как много я от тебя узнаю! В школе нам это не рассказывали…

- Так, ты же не в школе… И потом, жизнь узнают не только из учебников…

- Это я уже понял. Рассказывай дальше…

- Так вот. Постоянных поручений на всех комсомольцев не хватало, члены ВЛКСМ стали выполнять разовые поручение: принять участие в комсомольско-молодежном субботнике, оформить стенгазету…

- Ну и что?

- Понимаешь, на мой взгляд, члены ВЛКСМ из-за этого теряли связь с комсомольской организацией, основную роль все больше стали играть именно активисты, основная масса комсомольцев постепенно превращалась, мягко говоря, в статистов, роль которых сводилась лишь к формальному участию в комсомольских собраниях и эпизодическом выполнении отдельных поручений… А позднее и от этого некоторые стали отлынивать… Получалось, что формализм воспроизводил формализм…

- То есть ты хочешь сказать, что сам комсомол отваживал комсомольцев от самого себя?

- Не комсомол, а те формы работы, которые начинали все больше и больше преобладать…

- А почему?

- Хороший вопрос… Думаю, из-за того, что организационная сторона стала иметь большее значение перед идеологической.

- Опять ты, дед, как-то сложно… Попроще бы…

- Объясню на примере. У каждого поколения комсомольцев были свои герои: Павка Корчагин, Александр Матросов, Юрий Гагарин…

- Подожди. Гагарина я знаю, а остальных нет…

- Да ты что? Их, как и многих других знал каждый! Правда, не знаешь?

- Не знаю…

- Что, и в школе не рассказывали?

- Не помню… Похоже не рассказывали…

- Ну, дела… Павка Корчагин – это герой книги Николая Островского «Как закалялась сталь», по сути, собирательный образ комсомольца периода гражданской войны и двадцатых годов прошлого века… Александр Матросов – Герой Советского Союза, накрывший своим телом пулемет в амбразуре фашистского дота…

- Что такое дот?

- Долговременная огневая точка. Стрелявший из пулемета, фашист не давал нашим солдатам поднять в атаку, Матросов вызвался подавить огневую точку, подполз. Бросил гранату, пулемет замолк. Наши поднялись в атаку, а пулемет опятьзастрочил. Вот Александр Матросов и закрыл амбразуру.

- Так он же погиб!

- Да, но атака удалась.

- Действительно, герой! И много таких было?

- Подвиг Александра Матросова повторили многие… А еще были Николай Гастелло, молодогвардейцы…

- А, это те, кто сейчас «Молодая гвардия»?

- Нет, другие. Это Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова, Иван Земнухов, Ульяна Громова и другие… Они создали в оккупированном фашистами Краснодоне подпольную комсомольскую организацию для борьбы с врагом. Все они погибли.

- Ничего про них не знаю…

- Есть книга Александра Фадеева «Молодая гвардия», почитай ее…

- А где ее взять?

- Да, в нашей домашней библиотеке. Там и «Как закалялась сталь» найдешь…

- Спасибо, дед! Давай, на этом сегодня закончим. Я хочу прямо сейчас найти эти книги.

- Хорошо. Пойдем, я тебе покажу, где они стоят…

Это интересно
0

09.03.2016
Пожаловаться Просмотров: 649  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены