Диалог шестой
- Послушай, дед, а почему у тебя было такое интересное детство?
- Почему? Знаешь, как раньше говорили: «За детство счастливое наше – спасибо родная страна!»
Вот поэтому.
- А причем здесь страна?
- Притом, что руководство страны, Коммунистическая партия, общественные организации большое внимание уделяли подрастающему поколению, стремились с учетом имеющихся возможностей сделать детей счастливыми, воспитать их гражданами Советского Союза. Другое дело, насколько это удалось…
- О чем это ты?
- После об этом поговорим…
- Почему?
- Не готов ты сейчас к разговору о таких вещах.
- Не готов?
- Да, не готов! Во-первых, ты мало знаешь, во-вторых, не хочу навязывать тебе собственное
мнение, а, в-третьих, хочу, чтобы ты сам нашел ответ или осознанно принял мой. Самое опасное –
принять, но не понять, согласиться, но не осознать, подчиниться, не понимая, почему это надо. Выбор, как и действие должны быть осознанными. Надо иметь смелость, если убежден в правоте, пойтипротив.
- Что-то очень сложно… Объясни.
- Объяснить? Что ж можно и объяснить. Я тебе уже говорил, что я был секретарем комитета ком-
сомола…
- Ага, когда рассказывал, как рыли траншею…
- Так вот, несколько раз мне на еженедельных совещаниях в горкоме комсомола первый секретарь говорил буквально следующее: «Кончай готовить в Политбюро, приводи на заседание бюро».
- Не понимаю… Политбюро… бюро…Кого готовить-то?
- Политбюро – это был выборный орган Центрального Комитета Коммунистической партии Со-
ветского Союза, а бюро – в данном случае это выборный орган городской организации ВЛКСМ. Были еще бюро комсомольских организаций на правах первичных, бюро районных, областных и республиканских Комитетов комсомола, бюро Центрального Комитета ВЛКСМ. А готовить надо было вступающих в ВЛКСМ.
- И что?
- А то, что я представлял на заседаниях бюро горкома комсомола только тех, в ком был уверен.
Уверен, что они не только знают, но и понимают Устав ВЛКСМ, историю комсомола, что не подведут меня.
- Не подведут? Представлял? Поясни.
- Прием в члены ВЛКСМ в техникуме проводился поэтапно: сначала в комсомольской организации на правах первичной, потом на заседании комитета ВЛКСМ техникума, а поскольку у него тогда не было прав райкома, после заседания окончательное решение о приеме в члены ВЛКСМ принимало бюро горкома комсомола.
- Подожди. Что за права райкома?
- Комсомольским организациям с большой численностью членов ВЛКСМ предоставлялись неко-
торые права районных комитетов комсомола, в том числе по приему в члены ВЛКСМ. В них создавались сектора учета членов ВЛКСМ.
- Учета?
- Да, все члены ВЛКСМ были обязаны встать на комсомольский учет по месту работы или учебы,
при их изменении сняться с учета и встать на учет в новой комсомольской организации. Вот этим и занимались сектора учета, их работники и заполняли «Учетные карточки членов ВЛКСМ», оформляли комсомольские билеты…
- Карточки? Билеты? На проезд что-ли?
- Нет. Каждый вступивший в члены ВЛКСМ получал небольшую красного цвета с профилем Вла-
димира Ильича Ленина и надписью «Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи» книжечку. Внутри нее были изображены пять орденов комсомола, номер комсомольского билета, указывались фамилия, имя и отчество комсомольца, размещалась его фотография, стоял оттиск печати принявшего и выдавшего билет комитета комсомола,
заверенный подписью секретаря этого комитета. Далее размещались страницы, разбитые на графы, в них указывались названия месяцев, размеры полученной в каждом месяце денежной суммы и сумма уплаченных взносов, В последней графе ставился оттиск штампа «Уплачено ВЛКСМ» и подпись принявшего взносы.
- Взносы?
- Да. Каждый член ВЛКСМ был обязан ежемесячно уплачивать членские взносы, размер которых
определялся по специальной шкале и зависел от суммы ежемесячного дохода: зарплаты с учетом
премии, стипендии... Те, у кого не было дохода, например школьники, учащиеся средних специальных учебных заведений, студенты вузов уплачивали по две копейки.
- Как две копейки? На них же ничего не купишь, да и сейчас их нигде не найти…
- В те годы цены были совершенно другие, в десятки и сотни раз ниже чем сейчас, так что две ко-
пейки обладали настоящей покупательной способность. На них, например, можно было купить два коробка спичек или два стакана газированной воды без сиропа, за три копейки – билет на трамвай…
- Надо же? А сейчас…
- Время изменилось… Так об «Учетной карточке» рассказывать?
- Конечно!
- В «Учетной карточке члена ВЛКСМ», а она, как ты понимаешь, была персональной, и у нее, как
правило, был тот же порядковый, что и у комсомольского билета…
- Почему, как правило?
- Потому, что в случае ее утраты, комсомольцу выносилось взыскание, и если его не исключали из
комсомола, то ему выдавали новую.
- А если исключали, не выдавали?
- А зачем, он же не член ВЛКСМ… Изымали и комсомольский билет.
- А билеты не теряли?
- Бывало… С каждым случаем внимательно разбирались, на комсомольских собраниях и засе-
даниях комитетов комсомола, бюро райкома или горкома рассматривались персональные дела. Так вот, в «Учетной карточке» делались отметки о том, в какой первичной организации состоит на учете комсомолец, при необходимости записывались вынесенные взыскания и делались записи о снятии взысканий.
- А какие были взыскания?
- В основном устные: предупреждение, замечание, выговор, строгий выговор, и письменные, как
тогда говорили: выговор или строгий выговор с занесением в «Учетную карточку члена ВЛКСМ».
- Понял. Так, ты рассказывал о приеме в комсомол на бюро…
- Да. Так вот, я в отличие от большинства коллег – секретарей комитетов ВЛКСМ учебных заведений города, в котором я начинал свою освобожденную комсомольскую работу…
- От чего освобожденную?
- Освобожденную, значит, я не комсомольский активист, принимающий участие в деятельности комсомольской организации в свободное от основной работы время, а занимающийся комсомольской работой профессионально, получая за это денежное вознаграждение.
- И много таких, как ты было?
- По стране не знаю, а в нашей городской комсомольской организации человек шестнадцать, да
еще работники горкома комсомола: девять человек. И это при том, что в городской организации ВЛКСМ было более восемнадцати тысяч комсомольцев.
- Ничего себе! Как же вы работали?
- Представь себе, работали, и работали хорошо: награждались переходящими Красными знаменами обкома ВЛКСМ, входили в десятку лучших городских и районных комсомольских организаций области. Я же говорю, что без неосвобожденных секретарей комитетов ВЛКСМ, комсоргов и других комсомольских активистов мало, что можно было бы сделать.
- Комсорги – это кто?
- В первичных комсомольских организациях – секретари бюро ВЛКСМ комсомольских организаций на правах первичной: класса, учебной группы, цеха, лаборатории. На ударных комсомольских стройках, в сборных командах страны по различным видам спорта тоже были комсорги, главным образом, комсорги ЦК ВЛКСМ. То есть комсорг – это комсомольский организатор. Понял?
- Понял. А что за ударные стройки?
- Это, как тогда говорили, объекты народного хозяйства, над сооружением которых комсомол брал шефство. Ударные комсомольские стройки были Всесоюзные, республиканские, областные и даже городские и районные. Олимпиада-80, о которой я тебе рассказывал, была, например, Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
- А почему ударной? Ударяли-то по чему?
- Ну, рассмешил… Хотя, тебе простительно, ты же не знаешь… Не сердись. Ударной потому, что
стремились работать качественно и быстро, как говорили, «с огоньком», с энтузиазмом, в общем,
ударно.
- Это было обязательно?
- Те, кто работал на ударных стройках, не задавали подобных вопросов, они знали, что от того,
как они ударно потрудятся, сильнее будет страна, верили, что жизнь будет лучше. И вообще тогда
знаешь, как нас воспитывали? «Прежде думай о Родине, а потом о себе!». Вот как!
- И что все так и поступали?
- Не все… Вот и получили, что получили….
- Не понял… Ты о чем, это сейчас?
- О том, о чем мы, возможно, поговорим с тобой позднее, после того, как ты узнаешь от меня то, что тебя интересует.
- Опять говоришь загадками… Ну ладно. Ты не до рассказал историю про прием в комсомол.
- Да. Суть в том, что если другие приводили в горком комсомола и представляли на заседание
бюро, как правило, десятки учащихся, практически целые классы и учебные группы, я приводил и представлял когда как: то трех, то пять, максимум восемь.
- Почему? Некого было принимать?
- Ошибаешься, база роста была достаточно большая: около ста учащихся.
- База роста?
- Это такой термин, он применялся в комсомоле для обозначения количества несоюзной молодежи.
- Что за несоюзная молодежь?
- Это те, кто не являлся членами ВЛКСМ.
- А разве такие были?
- Конечно, из пионеров они выбывали по возрасту, а в комсомол не вступали…
- Разве такое можно было?
- Можно.
- Так, что же они в школе не вступали, а потом вступали?
- Вступали, но не сразу и не все.
- Почему?
- По разным причинам: кому-то отказали в школе, кто-то не понимал зачем ему это нужно, кто-то без объяснения причин… Хотя, конечно, можно было понять причины, если внимательно присмотреться к каждому… Вот комсорги и секретари комитетов ВЛКСМ и присматривались, не по разу разговаривали с каждым, привлекали его к участию в мероприятиях первичной комсомольской организации…
- Подожди. Почему не приняли в школе? И что, все соглашались вступать7
- В школе мало было подать заявление о вступлении в ВЛКСМ, надо было получить еще реко-
мендацию Совета пионерской дружины и рекомендацию двух комсомольцев или одного члена Коммунистической партии. Вот кое-кому и отказывали.
- Почему?
- Плохо учился, было плохое поведение, не участвовал в общественной жизни…
- Как это в общественной жизни?
- Например, не выполнял поручений совета пионерского отряда.
- Что за поручения?
- Быть членом редколлегии стенной газеты, физоргом, политинформатором…
- Опять не понимаю…
- В каждом классе обычно на листе ватмана ежемесячно, иногда и чаще, оформлялась и вывеши-
валась на стене самодельная, нарисованная и заполненная рукописными заметками газета. Сокра
щенно стенгазета.
- А, граффити…
- Ничего подобного! Граффити – это способ самовыражения на стенах, а стенгазета – это рассказ
об успехах, событиях в пионерском отряде или дружине, карикатуры на отстающих и нарушителей
дисциплины.
- А физорг? Организатор физики, что ли? Или, вернее, физический организатор?
- Нет. Физорг – это организатор занятий физкультурой и спортом.
- Ага, тогда политинформатор – это политический
информатор, так?
- Правильно. Еженедельно на классных часах политинформаторы выступали с сообщениями о политических событиях в стране и мире…
- И ты выступал?
- Конечно, первый раз в третьем классе, помню, рассказывал о визите Фиделя Кастро в нашу
страну…
- А кто это?
- Ты и этого не знаешь… Это организатор и руководитель социалистической революции на Кубе.
Знаешь, где Куба?
- Нет…
- Это остров в Карибском море, недалеко от США. Помню, мы тогда еще знаешь как расшифро-
вывали слово Куба? Коммунизм у берегов Америки!
- А что, остров так и назвали по первым буквам?
- Нет, конечно. Его назвали в те времена, когдани о социализме, а тем более коммунизме никто и не знал. Таких слов-то даже не было.
- А что такое социализм?
- Это первая стадия коммунизма.
- Не понял, но не надо об этом. До расскажи про прием в комсомол…
- Так вот. Я был тогда, да и сейчас убежден, что случайных людей в комсомоле не должно было
быть, поэтому и представлял на заседаниях бюро горкома только тех, в ком был уверен. То есть подходил выборочно, а уж как стал кандидатом в члены КПСС, еще более внимательно. Вот почему первый секретарь горкома и говорил: «Кончай готовить в Политбюро, приводи на заседания бюро». С него спрашивали за количество принятых в комсомол.
- Спрашивали? Кто? Почему? Разве это не добровольное дело каждого?
- Добровольное. Только постепенно об этом стали, мягко говоря, забывать, особенно, когда
Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев произнес фразу о том, что каждый мо-
лодой человек Советского Союза должен пройти школу комсомола. Задача-то правильная, а вот
способы ее выполнения…
- Поясни, пожалуйста…
- Стали устанавливаться плановые задания по приему в комсомол, позднее их стали называть
«контрольными цифрами». Задания для республиканских и областных, городских, районных, и первичных комсомольских организаций. Их выполнение отслеживали ежедневно и еженедельно, из месяца в месяц, из года в год.
- Кто?
- Кто? Те же, кто устанавливал: ЦК для республиканских и областных комитетов, республиканские
и областные для городских и районных, городские и районные для первичных комсомольских организаций.
- Ну и что?
- Вот и стали принимать в комсомол всех без разбора, невзирая на то, готов ли молодой че-
ловек стать комсомольцем на деле, а не на словах. Главное, чтобы не осталось не комсомольцев, чтобы был стопроцентный охват.
- А разве это плохо?
- Плохо. Плохо потому, что случайные люди не только не работали на увеличение авторитета ком-
сомола, а наоборот своими рассказами о том, как их уговаривали вступить в комсомол и как их принимали в комсомол, своим ничего не деланием в первичных комсомольских организациях, подрывали авторитет ВЛКСМ. И таких становилось год от года все больше… Они в совокупности с приспособленцами и карьеристами и стали во многом определять лицо комсомола.
-Подожди. Так, что в комсомоле были карьеристы и эти… приспособленцы?
- Были. Были всегда, но не они до определенного времени не могли определять лицо ВЛКСМ…
- А когда смогли?
- Когда на первый план вышла цифра…
- Как это цифра?
- Когда формальные показатели работы вышли на первый план, а качество индивидуальной и мас-
совой работы комсомола обесценилось. Но об этом, если захочешь, мы поговорим позднее…
- Хорошо. А что значит быть комсомольцем на деле?
- Если коротко, то это означает, что комсомолец знает и выполняет требования Устава ВЛКСМ.
- Устава?
- Да, Устава. Но, давай мы завтра поговорим об этом, если хочешь.
- Конечно, хочу!
- Ну, тогда до завтра.
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: