Диалог пятый
- Я пришел. У тебя есть время для продолжения своего рассказа?
- Конечно. Так вот, о том, как меня принимали в пионеры. Помню, за нашими спинами в цехе стояли токарные станки зеленого цвета. Мы, мальчишки, были в белых рубашках и серо-синих брюках от школьной формы, девчонки в белых блузках и темных юбках. Тогда было принято на торжественных мероприятиях соответствовать, можно сказать, негласному стандарту: «белый верх,темный низ». Напротив нас стоял знаменосец со зна-
менем пионерской дружины, горнист и барабанщик, председатель совета дружины, старшая пионервожатая и несколько взрослых мужчин. Наверное, это были кто-то из руководителей завода, возможно и горкома комсомола. Точно не помню, кто из присутствующих и что говорил, лет-то, сколько прошло… Горн звучал, барабан тоже.
- Подожди, кто такой горнист, горн – это что?
- Горнист – это пионер, игравший на горне. Горн – это музыкальный инструмент, проще говоря, начищенная до блеска металлическая труба, на ручке коорой висел вымпел красного цвета с бахромой.
- Труба? И на ней играли? Как это?
- Ты не понял, дайка мне карандаш и лист бумаги, я тебе нарисую горн.
- Вот, бери.
- Готово, смотри.
- Теперь понятно.
- Потом взрослые, старшая пионер вожатая и председатель совета дружины подошли к нам и повязали нам красные галстуки.
- Повязали? Куда? А вы сами не могли их повязать? И почему красные?
- Галстук повязывали на шею. При приеме их повязывали старшие, а после каждый день, мы повязывали их сами. Красные потому, что цвета флага СССР.
- А почему флаг красный?
- Это символ крови… Кстати, ты знаешь, как выглядел пионерский галстук?
- Галстук? Как обычный галстук, который носят мужчины.
- Нет. Он был треугольной формы и завязывался особым узлом.
- Треугольной? Почему?
- Считалось, что его форма означала нерушимый союз коммунистов, пионеров и комсомольцев.
- Чудно! Как это?
- Когда галстук завязывали, получалось, что его концы разной величины. Самый широкий, который находился за спиной, означал коммунистов, длинный на груди – комсомольцев, а короткий также на груди – пионеров. И еще был пионерский значок.
- Значок? Большой?
- Нет. Он представлял собой красную равностороннюю звезду с помещенным в центре барельефом профиля Ленина, под барельефом наискосок пролегала лента с надписью «Всегда готов». От звезды вверх устремлялись три красных языка пламени. Окантовка всех элементов значка, барельеф и надпись были бронзового цвета.
- А почему он был таким?
- В нем был заложен особый смысл. Почему красный цвет, тебе, думаю, уже понятно. Да?
- Да.
- Звезда – это символ высоты, она размещалась и на флаге и на гербе СССР. Барельеф Ленина – пионерская организация носила имя Владимира Ильича. Надпись – это часть девиза пионеров.
- Девиза?
- Да. Знаешь, как он звучал? «Будь готов! – Всегда готов!»
- К чему?
- Очевидно, ко всему: защите Родины, труду, учебе… Обычно, на сборах и слетах кто-либо из взрослых, например, старшая пионервожатая говорил: «Юные пионеры! К борьбе за дело Коммунистической партии - будьте готовы!» и все присут ствующие пионеры вставали и вскидывали согнутые в локте правые руки в салюте и отвечали: «Всегда готовы!»
- Подожди, какой салют?
- Смотри, как я делаю… Понял?
- Понял. Необычно и интересно… Но ты не сказал о языках пламени…
- Это символ пионерского костра.
- А причем здесь костер? Пионеры, что жгли костры?
- Это традиция, идущая со времен первых пионерских отрядов, возникших в 1922 году. В те времена пионерские сборы часто проходили у костра. Время было голодное, поэтому в костре часто пекли картофелины, которые потом съедали. Знаешь, какая была песня? Вот послушай: «Взвейтесь кострамисиние ночи, мы, пионеры – дети рабочих. Близится эра светлых годов. Клич пионера «Всегда будь готов!»…» Да и в годы, о которых я тебе рассказываю, сбор у костра был непременным атрибутом пионерских лагерей. Представляешь, темное небо, большой костер с высоким пламенем, вокруг костра сидят пионеры и вожатые…
- И что делают?
- Обсуждают различные вопросы, поют пионерские и другие песни, читают стихи… Романтика…
- Интересно…
- Еще как!
- Послушай, а почему ты принимал в пионеры? Ты, что был вожатым?
- Нет, пионервожатым я не был. Я был председателем Совета отряда и членом Совета дружины. Кстати, ты знаешь, как отличали звеньевого от председателя Совета отряда и председателя Совета дружины?
- Откуда?
- У звеньевого посередине левого предплечья к рукаву пришивалась одна тонкая, не более сантиметра шириной и около четырех сантиметров длиной красная полоска. Полоска вырезалась из плотного картона и обтягивалась красной тканью, края ткани с обратной стороны картонной полоски сметывались с помощью иголки и нитки. У председателя совета отряда было две полосы, а у председателя совета дружины три.
- Понял. Так как ты принимал?
- Как член совета дружины я участвовал в торжественных приемах в пионеры младших школьников. Помню, в первый раз это было в Московском Дворце пионеров. Мы приехали на автобусах, нас привели в большой зал, звучали горн и барабан, взрослые говорили речи, а потом и они, и мы - члены совета дружины подвязывали третьеклассникам галстуки. После приема мне доверили знамя нашей пионерской дружины…
- Доверили? Как это?
- Я должен был это знамя привезти в школу и поместить в пионерскую комнату.
- Подожди! Что это за пионерская комната?
- В фойе первого этажа слева от входа в школу было большое помещение: обычный класс, только в нем не было парт, а стоял в форме буквы «Т» длинный, покрытый плотной зеленой тканью, стол. Вокруг него стояли стулья…
- Ну, подожди, же! Ты сказал парт… Что это?
- Это? Это парты.
- Не понимаю…
- Когда я учился в школе, мы в классе сидели не за обычными столами, а за партами. Парты были разной величины: маленькие – для младших школьников, побольше – для школьников более старшего возраста, и большие - для десятиклассников. Они были из дерева, обычно зеленоватого цвета и рассчитаны на двоих учеников. Сиденье представляло собой широкую лавку со «спинкой», скрепленную по полу со столом необычной формы. Необычность его состояла в том, что его поверхность не была полностью горизонтальной, она имела скос в сторону сидящего.
- Как это?
- А представь: по верхнему краю было что-то похожее на узкую горизонтальную полочку, в которой, напротив каждого ученика, было круглое отверстие не больше четырех сантиметров в диаметре и продолговатое углубление. Знаешь для чего?
- Нет.
- В отверстие вставлялась чернильница, а в углубление помещалась перьевая ручка.
- Чернильница? Перьевая ручка?
- Да. Ученики приносили в школу пластмассовую чернильницу с фиолетового цвета чернилами, а также ручку, в которую вставлялось металлическое перо. Перья приносили с собой, а когда они засорялись, их очищали перьечисткой. Она была круглой формы: сверху и снизу кожа. А внутри плотная ткань, очевидно, фланель…
- Зачем? Есть же шариковые, гелиевые ручки…
- Когда я учился в начальных классах, их не было…
- Да? Не знал…
- Ты многого не знаешь. Так вот о пионерской комнате. В ней стояли книжные шкафы с застекленными дверцами, в шкафах лежали книги или альбомы… Не помню точно какие. За широкой поперечной частью стола на специальной деревянной подставке было укреплено знамя пионерской организации школы, по обе стороны от него было размещено по горну и барабану. В пионерской комнате проходили заседания Совета дружины…
- Вот как… Так, что со знаменем?
- Знаешь, я ни на минуту не выпускал его древко из рук.
- Что за древко?
- Древко – это длинная округлая деревянная темно-красного цвета палка диаметром около пяти сантиметров. На древко сверху плотно надевалось знамя, для этого на знамени был специальный проем, венчало знамя металлическая белого цвета навершие…
- Навершие?
- Да, оно одевалась на древко и было удлиненной по вертикали ромбовидной формы, усеченной внизу, в верхней внутренней части ромба была пятиугольная звезда, под ней в самой широкой части ромба помещались скрещенные серп и молот…
- Зачем?
- Серп и молот – это эмблема Советского Союза. Ты ее видел?
- Нет… Не помню…
- Смотри, я тебе ее сейчас нарисую… Понял?
- Понял. И что дальше со знаменем?
- Я был горд доверием.
- Почему?
- Почему? Да потому, что знамя для нас, выросших после Великой Отечественной войны, как и тех, кто родился до нас, было священным. За утрату знамени в годы войны полк расформировывали, а командира могли расстрелять, не говоря уже о знаменосце.
- И тебя?
- Меня нет, не те времена, да и не знамя полка. Но дружину, думаю, точно бы расформировали. Пионервожатую уволили и исключили бы из комсомола, а меня выгнали бы из пионеров. В общем, это был такой бы позор!
- Надо же…
- Полотно знамени было обмотано вокруг древка, и на него был одет чехол из плотной красной ткани. Вот так я его и вез, не выпуская из рук. Волновался сильно. Только, когда старшая пионервожатая, открыла пионерскую комнату, и я поставил знамя на место, я как говорится, смог успокоиться.
- А про Красную площадь?
- Кажется, это было дважды. Вступающие в пионеры, выстраивались в шеренгу лицами к мавзолею. Как и всегда трубил горнист, барабанщик выбивал дробь, развернутое полотнище знамени пионерской организации колыхалось на ветру, вступающих напутствовали и поздравляли, а потом взрослые и мы – старшие пионеры подвязываливступающим пионерские галстуки.
- Как это старшие пионеры? Что были и младшие? «Дедовщина» что-ли?
- Я в те годы и не знал такого термина «дедовщина», да и термина «старшие пионеры». Просто всплыло в памяти из более позднего времени, когдая уже был комсомольским работником. И знаешь, почему появился термин «старшие пионеры»?
- Почему?
- Думаю, все дело в том, что по мере взросления, многие семи- и восьмиклассники, не достигшие четырнадцати лет, начали, мягко говоря, «стесняться» носить пионерские галстуки…
- А причем здесь четырнадцать лет?
- В четырнадцать лет можно было подавать заявление о приеме в комсомол.
- А… И что, всех принимали?
- Когда я учился в школе – не всех, а после всех, может быть за редким исключением…
- Почему?
- Что почему? Почему не всех или почему всех?
- И то, и то…
- Это отдельный разговор. Давай, отложим его на потом. Пока же я только скажу, что в конце восьмидесятых годов были попытки создать разновозрастные пионерские отряды, главным образом не в школах, а по месту жительства. Но, честно говоря, подробностей и насколько это было эффективно я не знаю… Могу лишь предположить, что уже было поздно, время было упущено.
- Как так?
- СССР в конце 1991 г. прекратил свое существование, а с ним и существовавшие многие годы октябрятские звездочки, пионерские и комсомольские организации.
- Почему?
- Это сложный вопрос, требующий развернутого подробного ответа. Думаю, что прежде тебе надо узнать больше про то время. Или тебе не интересно?
- Честно?
- Да.
- Чем больше ты рассказываешь, тем все интереснее. У меня такого детства не было…
- Увы, да… На сегодня все, продолжим завтра, не возражаешь?
- Не возражаю.
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: