Пословицу называют по-разному. Она и народная мудрость, и свод жизненных правил, и историческая память народа, и показатель ума. В психологии они применяются в тестах на логическое мышление и т. д.
Просматривая учебники начальной школы, встретим некоторые виды работ с пословицами. Чаще всего это лексико-грамматические задания. Работа эпизодическая, не затрагивающая содержания. Между тем понимание пословиц – признак хорошего владения языком.
Смысл пословиц
Нас будет интересовать пословица как самый маленький текст. В нём только одна мысль, равная тексту. Текст пословицы лаконичен. Минимум информации, но как трудно бывает её понять.
В процессе одного эксперимента ученикам предложили сгруппировать пословицы по смыслу. Участники: третий, шестой и девятый классы. В итоге оказалось совсем немного ребят, выполнивших задание правильно. Остальные ориентировались на общие слова и/или похожее устройство предложения. Не справились даже девятиклассники. А почему?
Фактический и переносный смысл
Пословица имеет «два донца»:
- конкретный смысл
- и скрытый, переносный.
Причём переносный смысл спрятан за конкретно-образным.
Оказалось, что дети не понимают часто ни того, ни другого. Самая частая причина: ограниченный, близкий к бытовому, словарный запас. Это касалось не только устаревших слов типа «разуметь», «золотник», но и вполне себе современного лексикона.
Это интересно
0
|
|||
Комментарии временно отключены