Поговорим о связи феномена креативности и феномена одарённости. Есть ли эта связь, и какая она?
Частенько в быту эти два понятия подменяются. Мы пользуемся ими, как синонимами.
Мысль здесь в том, что одарённость, как высокий уровень развития способностей, включает в свою структуру склонность к преобразованию (креативность) того способа деятельности, которому когда-то человека научили.
По каким признакам мы судим о наличии у ребёнка способностей к чему-то? Это не всегда понятно: один человек скажет, что одарён, другой – нет. Как мы определим, как оно на самом деле? Исходя из признаков одарённости.
Признаки наличия способностей (одарённости)
1. Быстрый темп освоения деятельности.
Если у тебя есть к чему-то задатки, то ты этому быстро учишься. Быстрее своих сверстников. Иногда говорят: «схватывает на лету», «даётся проще». Практически быстрый темп проявляется в том, что дети, имеющие к чему-то способности, за короткий промежуток времени осваивают большой объём материала.
Но наличие высокой обучаемости единственным признаком одарённости рассматриваться не может.
2. Широта переноса навыков.
Широта переноса навыков означает, что человек, склонный к какой-то деятельности, может свои способности реализовывать за пределами учебной ситуации. Он понимает, где в жизни знания можно применить.
Пример. Очень часто способности ребёнка оценивают по тому, как он учится. Быстро или медленно «схватывает».
Допустим, есть малыш 3 лет, умеющий в свои три года читать. Мама естественно гордится его продвинутостью. Первый признак одарённости – высокий темп обучения – здесь представлен в полном объёме. Но понаблюдаем за малышом. Практически всегда увидим: ребёнок умеет читать, но читает только тогда, когда мама открыла букварь и сказала: читай.
Малыша окружает большое количество печатной информации, например, вывески, надписи на коробках. Но он их не читает. Он проявляет свой навык чтения только в специфической учебной ситуации под команду: читай.
Это интересно
0
|
|||
Комментарии временно отключены