Третий блок программы улучшения зрения по теории У. Бейтса
Хочу повторить, что общее число упражнений для восстановления зрения, в зависимости от Нарушений, главные и дополнительные, косвенным образом влияющих на восстановление зрения, невозможно подсчитать. И невозможно сразу определить их каждому, так как не бывает, практически, двух одинаковых нарушений аккомодации у разных людей, хотя теоритически они , якобы, похожи.
Потому всеми преподавателями и последователями дается множество Основных и Дополнительных упражнений. Из них, после прочтения Программы как книги, люди выбирают сначала понравившиеся им по легкости исполнения, условиям их выполнения (в комнате, на улице или в частном доме на лужайке).
Но в них должны быть, в первую очередь – обязательные общие расслабляющие, потом – общие восстанавливающие зрение – для всех Нарушений, и в последнюю очередь – Специальные упражнения для каждого конкретного случая нарушений.
Некоторые рекомендации по выполнению упражнения могут быть непонятны с первого прочтения, тогда не начинайте его выполнять пока не поймете правильно все указания (или вообще его не выполняйте это упражнение, найдите другое – моё).
Упражнения с проверочными таблицами
Упражнение №1 (номера взяты, в большинстве - из Советского издания)
Посмотрите на какую-нибудь букву на проверочной таблице (книге) с расстояния, на котором цвет ее виден лучше всего. Затем закройте глаза и вспомните ее. Если вы хорошо освоили «пальминг», то вы сможете (мысленно) представить, что буква имеет более темный оттенок, нежели вы видели в реальности. Вспоминая эту черноту во время повторного рассматривания буквы, можно увидеть ее более черной, чем это было прежде.
Повторяя многократно этот процесс и все время представляя букву, имеющей более черный цвет, чем в реальности (но ни в коем случае не за счет представления реальной буквы менее черной, например, серой или даже белой), вы в ряде случаев можете очень быстро улучшить видение этой буквы. При этом вы заметите такую особенность - чем глубже будет оттенок мысленно представляемого черного, тем легче будет удаваться его вспоминать при рассматривании букв на проверочной таблице или в книге.
Упражнение №2
Повесьте проверочную таблицу Сивцева на стену на хорошем освещении так, чтобы расстояние от вас до нее составило 3-6 метров. Прочитайте по таблице вниз столько строк, сколько вы можете без приложения каких-либо усилий или стараний.
Посмотрите на последнюю букву, которую вы смогли увидеть, закройте глаза и сделайте «пальминг», вспоминая во время него эту букву столь четкой, сколь это только можно. Для этого надо белые (непокрытые краской) части буквы представлять еще белее, чем они видны для вас в реальности (можно сравнивать белизну этих частей букв с белыми полями таблицы).
Черные части букв надо представлять, соответственно, еще чернее.
Здесь воспоминание тесно переплетается с представлением, поскольку вы должны не просто вспоминать эту букву, но и представлять ее еще максимально четко видимой.
Откройте, спустя некоторое время, глаза и бросьте взгляд на букву прямо под той буквой, которую вы только что вспоминали. Вы должны увидеть ее более четко.
Если «пальминг» прошел успешно, то вам, возможно, удастся прочитать и всю строчку ниже той, на которой вам пришлось остановиться. Посмотрите на последнюю букву, которую вам удалось увидеть на этой строке, закройте глаза и повторите всю процедуру еще раз (имеется ввиду повторение «пальминга», а не просто – закрыть глаза - моё).
Иногда за время тренировки удается прочитать на несколько строк больше, чем удалось сделать при первом подходе.
Причиной неудачи, когда не удается прочитать следующую строчку, может быть, вероятнее всего, плохо исполненный «пальминг».
Упражнение №6
Повесьте проверочную таблицу на хорошем освещении и читайте ее сверху вниз. Однако, вместо того, чтобы фиксировать свой взор на черных линиях, образующих буквы, бросайте легкие взгляды на их белые части, не покрытые краской (здесь, и далее, имеется ввиду «скольжение» на следующую строчку: вертикальную или горизонтальную, «вести глазами» по белым полям образующимся между буквами – моё).
Время от времени закрывайте на минутку глаза и вспоминайте любые объекты белого цвета: белый снег, белую краску, белые облака в небе и т.д.
Это даст возможность человеку видеть непокрытые краской части букв белее, чем поля проверочной таблицы, а поскольку белизна белых частей букв возрастает, то соответственно увеличивается и их чернота.
Как следствие, буквы становятся более четко видимыми. Бэйтс обращает внимание на тот факт, что обычно вместе с воспоминанием черной буквы люди вспоминают и белизну фона. Не надо волноваться!
Если вам удастся некоторое время удерживать свое внимание на «черном», то белый фон быстро исчезнет. Перед вашими глазами останется только черное поле.
Упражнение №5 (Воспоминание печатных знаков) В качестве одного из лучших упражнений для улучшения зрения Бэйтс рекомендует упражнение на воспоминание маленьких черных букв, цифр и других печатных знаков.
При этом необходимо посмотреть на какую-нибудь большую букву в верхней части проверочной таблицы (в дальнейшем, при упоминании «таблицы», имеется ввиду ЛЮБАЯ таблица с печатными знаками, хоть и наклеенными, как у М. Д. Корбетт - моё), а затем мысленно представить букву поменьше и более черного цвета, чем та, на которую вы только что смотрели. Если это удается, то большая буква и буквы более мелкого размера на нижних строках будут видны лучше.
Большинству людей удается, при достаточно хорошем качестве воспоминания или мысленного представления, излечиться только с их помощью. Делается это чередованием закрывания глаз на минуту или дольше, в течение которой вспоминается какая-нибудь буква, с их открыванием и вспоминанием той же самой буквы в течение доли секунды.
После того, как пациент (вот по этой фразе и считается всеми, что книгу У. Бейтс писал, в большинстве – для врачей) научится в благоприятных условиях представлять мысленные изображения букв при открытых глазах столь же хорошо, как и при закрытых, его способность хорошо видеть будет сохраняться ощутимый промежуток времени (здесь речь идет о так называемых «проблесках хорошего зрения», которые я в этой своей программе не рассматриваю и не привожу, хотя и знаком с ними).
Например, один пациент Р. С. Агарвала, научившийся видеть большую букву с 3 метров путем попеременного воспоминания букв при закрытых и открытых глазах, обрел почти нормальное зрение за несколько недель.
Поскольку многие упражнения с таблицами представляют собою совмещение разных влияний на глаза, я буду сразу давать отдельные упражнения из других, будущих разделов, относящиеся к данной таблице, но имеющие разное назначение, также улучшающие наше зрение, независимо от нарушений аккомодации.
Из раскачивания предметов
Многие предпочитают перемещаться с одного маленького черного объекта, такого как черная точка или маленькая буква, на другой объект, или "раскачивать" такой объект. Поэтому в достижении видения черного поля (при «пальминге») активно будем пользоваться и упражнениями на перемещение и раскачивание.
Вот простой пример использования перемещения, как динамичного расслабления.
Станьте на такое расстояние от таблицы, при которой видите верхние буквы как можно отчетливее.
Посмотрите слева от буквы "Ш" верхней строчки таблицы. Переместите взгляд направо от буквы "Б" этой же строчки. При этом воспользуйтесь знакомым уже нам «медвежьим покачиванием». Перемещая вес с одной ноги на другую, в это же время перемещайте взгляд с одной стороны строки (буквы Ш) на другую сторону строки (буквы Б), не забывая при этом пользоваться и морганием, успевая 2-3 раза это сделать при одном перемещении.
Сделайте 20-30 таких перемещений взгляда. Строчка должна «качаться» перед Вашими глазами.
Теперь сделайте такие же перемещения на какой-нибудь одной букве (сначала верхней - моё). При этом постарайтесь уменьшить амплитуду раскачивания, и сделайте то же самое, перемещая взгляд с одного бока этой буквы на другой ее бок, буква также должна «качаться» перед глазами, после этого сделайте «пальминг», при котором «мысленно» попробуйте сделать такие же раскачивания. Вы можете увидеть эту раскачиваемую букву ещё чернее.
В то же время основная задача этого упражнения в динамичном расслаблении глазных мышц.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИКСАЦИЯ
Внизу дана схема глаза, для более полного понимания следующего цикла упражнений на динамическое расслабление – «центральной фиксации».
Без понимания работы глаз с нормальной фиксацией, с нормальным зрением, нельзя понять, что необходимо изменить в Вашем случае нарушения зрения и каким способом.
Сейчас рассмотрим строение только сетчатки глаза.
Сетчатка человеческого глаза формируется в процессе развития эмбриона и представляет собою не что иное, как отросток головного мозга, где зрительная информация не только собирается, но и проходит первичную обработку.
Состоит она из 130 миллионов фоторецепторов, а в зрительном нерве - «кабеле», соединяющем сетчатку с головным мозгом, - нервных волокон лишь 1 миллион. Таким образом, на каждое нервное окончание приходится в среднем 130 светочувствительных клеток. Это подтверждает наличие нескольких слоев специализированных клеток сетчатки, в задачу которых входит обработка и передача изображений без потери их качества.
Сетчатка и находящиеся в ней фоторецепторы не одинаковы.
На периферии сетчатки присутствуют преимущественно «палочки», обеспечивающие зрение, сравнимое со зрением примитивных животных и «осознанного» зрения нет вообще, человек замечает только световой контраст. Ближе к центру фоторецепторы располагаются гуще, и возрастает доля колбочек. В самом центре зрительной оси в одном месте все эти слои практически полностью «исчезают» и остается один светочувствительный слой.
В этом месте находится наиболее чувствительная часть сетчатки глаза, представляющая собой маленькое круглое возвышение примерно 5,5 мм в диаметре, которое называется МАКУЛОЙ, или ЖЕЛТЫМ ПЯТНОМ. В центре макулы есть небольшое углубление, которое называется ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЯМКОЙ, (ФОВЕА). Её диаметр – 1,9 мм. В центральной части «ямки» находится фовеола («ямочка»), составляющая всего лишь 0,35 мм в поперечнике. Через неё проходит зрительная ось.
В центральной ямке и фовеоле палочек нет, есть только колбочки, диаметр самой маленькой из них не превышает одной тысячной миллиметра. Вот при попадании в эту «центральную ямку» и различаются мельчайшие детали любых предметов.
Чтобы оценить «превосходство» колбочек над палочками, надо знать, что есть единичные колбочки, имеющие отдельный «кабель» связи с мозгом при их отношении, в среднем, как было сказано выше 1 : 130.
Эта точка сетчатки глаза обеспечивает наиболее острое зрение человека. Не случайно, когда человек хочет четко увидеть какой-либо объект, он автоматически поворачивает в этом направлении голову, что обеспечивает фиксацию предмета своего внимания центральной ямкой. Благодаря такому устройству органа зрения, одна часть любого объекта всегда видна лучше, чем остальные.
ЦЕНТРАЛЬНОЙ ФИКСАЦИЕЙ называется способность глаза смотреть прямо на объект и, делая это, видеть его с помощью центра зрения лучше всех остальных объектов попадающих в поле зрения гдаза.
Как видите, в данном случае сравнение глаза с фотокамерой невозможно. Светочувствительная пленка в фотоаппарате, выступающая часто в подобных сравнениях в качестве аналога сетчатки, имеет равную чувствительность к свету во всех своих частях.
Глаз же имеет точку максимальной чувствительности - центральную ямку. Человеку с нормальным зрением все объекты кажутся видимыми хорошо одновременно. На самом деле это не так.
Просто, обладая колоссальной скоростью движения и совершая множество мелких, не осознаваемых человеком перемещений, глаз успевает "оббежать" все детали объекта зрения центральной ямкой и передать в мозг за это время множество нервных импульсов.
Мозг, также обладая высокой скоростью обработки информации, интерпретирует эти сигналы, и у человека создается ощущение одновременного видения множества объектов четкими.
Если, например, мы смотрим на какую-нибудь букву на проверочной таблице, мы должны видеть ее лучше, чем любую другую букву на ней. Если мы рассматриваем какую-либо маленькую букву на проверочной таблице и смотрим на ее верх, мы должны видеть низ и другие части этой буквы хуже, чем прямо рассматриваемый верх. При этом степень черноты верха должна быть выше, чем остальных частей.
В то же время, чем четче видна буква, тем выше степень ее черноты и тем белее непокрытые краской места. Глаз при «смотрении центральной фиксацией» на объекты не должен испытывать никакого чувства напряжения.
Когда глаз владеет центральной фиксацией, он находится в идеальном состоянии покоя и может смотреть на объекты неопределенно долго без каких-либо признаков утомления (хотя мельчайшие колебания «центра» не прекращаются ни на миг).
Если центральная фиксация идеальна, то и зрение, согласно Бэйтсу, идеально.
Бэйтс утверждает, что "неизменным симптомом всех аномальных состояний глаз, как функциональных, так и органических, является то, что - центральная фиксация теряется”. Центральная фиксация на практике невозможна без непрерывного перемещения взгляда и внимания, иначе это вызовет напряжение. Когда мозг находится под напряжением, глаза обычно в большей или меньшей степени слепнут. В первую очередь слепнет центр зрения - частично или полностью, в зависимости от степени напряжения.
Следовательно, во всех случаях нарушенного зрения, человек неспособен видеть лучше всего то, на что он «смотрит».
Человек начинает пытаться увидеть все поле зрения одинаково хорошо одновременно. Такое состояние, когда центральная фиксация теряется частично или полностью, называется ЭКСЦЕНТРИЧЕСКОЙ ФИКСАЦИЕЙ. При этом буквы или слова выглядят менее четкими, чем, если бы глаз смотрел способом центральной фиксации. Края букв (их контуры) кажутся менее четкими, менее обозначенными и выглядят расплывчатыми. Могут быть искажены, как форма букв (объектов), так и их размеры.
Другими симптомами эксцентрической фиксации являются плавающие перед глазами частички, множественные изображения объектов (их двоение, троение и т.д.), боль в глазах, их быстрое утомление, чувство напряжения в них и другие неприятные ощущения.
Бэйтс в своих изысканиях пришел к выводу, что если глаз с плохим зрением сознательно подражает свойствам нормального глаза, зрение первого всегда улучшается.
Так, для восстановления способности глаза к центральной фиксации нужна сознательная ее тренировка. Осуществляется это путем представления видения одной части поля зрения более четкой, чем все остальные части. Человеку надо показать (и доказать), что он не может видеть так же четко объекты в периферическом поле зрения (а таким полем фактически является все поле зрения, за исключением точки, фиксируемой центральной ямкой), как в прямо рассматриваемой точке. Для этой цели Бэйтсом разработаны специальные упражнения.
С некоторыми из них вы уже встречались, другие предлагаю Вашему вниманию.
При их выполнении обращайте особое внимание на то, что точка, куда устремлен ваш взгляд в настоящий момент, видна лучше всего по сравнению с остальными объектами.
На первых порах этой "точкой" у вас будет буква или, может быть, даже зона боОльшего размера - слово. Со временем, по мере овладения мастерством центральной фиксации, вы сможете видеть лучше всего зону размером с маленькую точку, такую, какая стоит в конце этого предложения .
Вам надо стремиться к максимальному сокращению размеров зоны, видимой лучше всего. Бэйтс утверждает, что чем ближе точка максимального зрения приближается к математической точке, не имеющей никакой площади, тем лучше зрение (повторяю, что одним из упражнений для восстановления ЦФ является ЧТЕНИЕ мельчайшего шрифта «Диамант»).
Сначала познакомимся с упражнениями, указывающими (доказывающими) на некоторые неправильные перемещения взгляда глаз.
НЕПРАВИЛЬНЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ взгляда будет такое движение глаз, которое осуществляется в направлении ином, нежели движение головы.
Вспомните, что Вы делаете, когда выполняете «гуляющие» по Инету упражнения «вверх-вниз», «вправо-влево»? Не напоминают ли они Вам ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ – по отношению к неподвижной ГОЛОВЕ при их выполнении?
Упражнение №16
Посмотрите вправо, потом влево, двигая каждый раз головой. Попытайтесь сделать теперь неправильный способ перемещения глаз (без поворота головы) и вы почувствуете, что в глазах появилось напряжение.
Упражнение №17
Раскачивайте тело, голову и глаза подобно маятнику. Глаза при этом должны быть закрыты. Отметьте, что глазные яблоки двигаются вместе с движением головы.
Упражнение № 19
Возьмите книгу и, держа ее на расстоянии, откуда шрифт виден лучше всего, читайте ее, перемещая одновременно глаза и голову из стороны в сторону. Движение головы должно осуществляться в том же направлении, что и движение глаз, т. е. их движения должны быть согласованными.
Существование этого движения столь бесспорно, что вскоре пациент просто не сможет не представлять неподвижные объекты движущимися всякий раз, когда глаза перемещаются справа налево, слева направо или в любых других направлениях.
«Многим людям довольно трудно объяснить, как это могут двигаться неподвижные объекты?. Они твердо вбили себе в голову то, что это просто невозможно».
Добиться "поверить" в это обычно удается за довольно короткое время при помощи простых упражнений (вспомните «пальцевые повороты», так называемое - утреннее упражнение, вначале Программы, при поворотах головы – пальцы «движутся» в обратном направлении – моё).
Для восстановления нормальной работы глаз Бэйтсом были разработаны специальные упражнения на перемещение и раскачивание (в первом блоке). При исполнении этих упражнений вам надо будет одновременно овладеть мастерством центральной фиксации (имеется ввиду, совмещение этих упражнений с «раскачиванием предметов, слов, букв, точки»).
Я приведу только несколько из раскачивания предметов (вот эти упражнения и "переделали" в Инете в упражнения «вверх-вниз», «вправо – влево»). Но разница ведь налицо – глаза должны видеть!!
Упражнение №21 (правильное упражнение "вправо-влево")
а) посмотрите на какую-нибудь букву на проверочной таблице;
б) переместитесь на другую букву на той же строке в достаточном отдалении от первой, так, чтобы она была видна хуже;
в) вновь посмотрите на первую букву и увидьте вторую хуже;
г) попеременно смотрите на эти буквы в течение нескольких секунд, видя хуже ту букву, на которую не направлен взгляд.
Когда удается сделать это упражнение, видение обеих букв улучшается. Они при этом кажутся двигающимися из стороны в сторону (качаются) в направлении, противоположном движению глаза (не забывайте – двигаться по белым «полосам» между буквами, если возвращаетесь на большое расстояние строки).
Упражнение №22 (правильное упражнение «вверх-вниз»).
а) посмотрите на какую-нибудь большую букву;
б) посмотрите на букву поменьше на достаточно большом расстоянии от нее. Большая буква тогда будет видна хуже;
в) вновь взгляните на большую букву и увидьте ее лучше;
г) повторите 6 раз. Когда удается это упражнение, обе буквы улучшаются, а проверочная таблица кажется движущейся вверх-вниз.
Упражнение №23
Перемещение методами, описанными выше, дает человеку возможность видеть одну букву на строке лучше, чем другие буквы и обычно позволяет различать ее проблесками. Для того, чтобы видеть эту букву непрерывно, необходимо научиться перемещаться от ее верха до низа и от низа буквы до ее верха, видя хуже часть, не рассматриваемую прямо, и создавая иллюзию качания:
а) посмотрите вверх над буквой на точку, достаточно удаленную от ее верхней части, чтобы видеть низ буквы или всю букву хуже;
б) посмотрите вниз от буквы на точку, достаточно отдаленную от ее нижней части, чтобы видеть верх буквы или всю букву хуже;
в) повторите 6 раз.
Если это успешно удается, буква будет казаться раскачивающейся вверх-вниз, а зрение улучшится. Это перемещение потом можно сократить, пока не удастся перемещаться между верхом и низом буквы, сохраняя раскачивание. Буква теперь будет видна постоянно. Если этот метод не принесет успеха, дайте глазам отдохнуть, сделайте «пальминг» и повторите упражнение снова.
Можно также практиковать перемещение с одного бока буквы на точку по ту сторону другого бока или от одного угла буквы на точку за другим углом (по диагонали – моё).
Упраднение №24 (немного трудно в исполнении - моё)
а) посмотрите на какую-нибудь букву с расстояния, с которого она видна лучше всего. При миопии это расстояние составит сантиметров тридцать и менее того от лица (для дальнозорких – увеличьте расстояние – моё). Перемещайтесь от верха до низа буквы до тех пор, пока не сможете попеременно видеть каждый из них хуже, буква не покажется чернее, чем прежде, и не появится иллюзия качания;
б) теперь закройте глаза и мысленно перемещайтесь от верха буквы к ее низу;
в) посмотрите, открыв глаза, на чистую пустую стену (ПРИМ. АВТОРА: смотрение на чистую (однородную) пустую стену или поверхность, где нет каких-либо деталей, способных привлечь внимание, а, значит, и вызвать пристальное смотрение, рекомендуется Бэйтсом, как одно из лучших средств для достижения расслабления глаз. Оно может выполняться и в качестве самостоятельного упражнения),
и повторите пункт б). Сравните способность мысленно перемещаться и осуществлять раскачивание со способностью делать то же самое зрительно в ближней точке;
г) теперь посмотрите на эту букву в отдалении и перемещайтесь от ее верха к ее низу. Если это удается, то видение буквы улучшится и появится иллюзия качания.
Как видно из техники исполнения приведенных упражнений, здесь используются практически все приемы правильного зрения: воспоминание, мысленное представление, соляризация, центральная фиксация и т.д.
М.Д. Корбетт: «После выполнения нескольких упражнений с таблицами возьмите пару резиновых мячей и попробуйте ими пожонглировать. Если жонглер из вас никудышный, то можете использовать и один мяч, попеременно, то ударяя им о пол и ловя, то высоко подбрасывая и ловя. В обоих случаях следите своим носом за движением мяча».
«Глазам с плохим зрением будет полезно, если их обладатель примет участие в некоторых развлечениях или спортивных играх, независимо от того, будет ли он сам играть в них или лишь наблюдать за ними. Можно рекомендовать следующие виды игр и развлечений: теннис, кегли, гандбол, пинг-понг, бадминтон, такие танцы как кадриль, вальс и т. п. Во время всех игр с использованием мяча старайтесь следить за ним своим носом, а не только глазами».
А вот упражнение подобного типа от другого автора.
Подбросьте резиновый мячик правой рукой и поймайте левой.
На улице это упражнение может быть использовано не только как напоминание глазам, что надо двигаться, но и для выработки терпимости к свету...
Начните подбрасывать мячик на темном фоне, например, на фоне дерева, стоя спиной к солнцу. Затем передвиньтесь вокруг дерева так, чтобы фон стал несколько светлее; расслабьтесь и, часто-часто мигая, наблюдайте, как мячик взлетает и падает (мигая, вы все-равно постоянно будете видеть полет мяча –моё). Когда глаза и разум привыкнут к свету, опять передвиньтесь, чтобы фон у мячика стал еще более ярким. Последние два-три броска можно сделать уже стоя лицом к солнцу (обязательно мигая!).
Игры с картами, на компьютере и наяву, также полезны для развития зрения. В данном блоке присутствуют уже немного так называемых «двигательных» упражнений, но большинство из них относятся всё же к «расслабляющим».
В дальнейших блоках мы ближе перейдём к рассмотрению других составляющих программы, улучшающих наше зрение, в том числе – фузионных, «быстрых взглядов», «вдали-вблизи» и наконец, «больше картинок и упражнений на развитие мышц самих глаз и организма в целом».
Продолжение следует
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Это интересно
+1
|
|||
Последние откомментированные темы: